Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:23, реферат
Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов.
Дифференциальная психология - это отрасль психологии, изучающей психические различия между отдельными лицами и группами, в частности виды и проявления этих различий, их количественные характеристики, причины и последствия.
Психофизиология - область науки, изучающая закономерности соотношения психического и физиологического для установления психофизиологических закономерностей и механизмов жизнедеятельности, развития, обучения и труда человека.
История психологии - область психологических знаний, изучающая развитие психики и знаний о ней в историческом и логическом аспектах с акцентом на первом из них. Она показывает историческое становление психологических знаний, видшуковуючы связь с духовной и материальной культурой народов мира, определяет приоритетные направления исследований в связи с "духом времени".
Историческая психология - психологические особенности становления познания, мировосприятия личности, усвоения людьми обычаев и ритуалов в разные эпохи (В. Вундт); специфика этнических стереотипов в условиях монокультуры отдельных регионов; закономерности социогенез высших психических функций в их общем историческом развитии; специфика построения сознания в различных общественно-экономических формациях.
Этнопсихология - междисциплинарная область знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов, механизмы групповой психологии внутри этнических сообществ, а также в отношениях между ними (народности, нации).
Психология культуры - область науки, которая изучает механизмы процессов психического отражения и создания человеком культурных ценностей, особенностей проявления и формирования личностных качеств человека в процессе инкультурации и имеет целью рассмотреть культуру с позиции субъекта культуротворческим деятельности, его потребностей, ценностей, родовых отличий.
Социальная психология - область психологии, изучающий закономерности поведения и деятельности людей в условиях их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Психология труда - область науки, изучающая психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ).
Экономическая психология - область психологии, изучающий психологические явления, связанные с производственными отношениями людей. Возникла она на перекрестке социальной психологии, психологии управления, психологии труда с экономической наукой.
Политическая психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности усвоения норм демократического общества, стимуляции активного отношения к своим политическим и гражданских прав, участия в развитии культуры законодательной деятельности.
Психология религии - отрасль психологической науки, которая изучает религию как психологический и социально-культурный феномен, механизм процессов создания религиозных ценностей, социально-психологические условия формирования религиозных представлений, мировосприятия, миропонимания.
Юридическая психология - отрасль психологической науки, изучающая психологию государственно-правовых явлений как целостность, в которой органично сочетается психологическое и юридическое и выделяются юридическая и психологическая подсистемы, которые находятся в движении, развитии и неразрывной связи.
Психология управления - отрасль науки, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности, психологические основы подбора и обучения управленческих кадров.
Психология научного творчества - область психологии человеческой деятельности, изучающая научной деятельности с целью повышения ее эффективности.
Педагогическая психология - изучает психологические закономерности воспитательного и учебного процессов, становление и развитие индивидуальности, личности и гражданина в педагогическом процессе.
Психология одаренности - это анализ ресурсов личности, ее креативного потенциала.
Медицинская психология (патопсихология, психотерапия, психогигиена) изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного на разных этапах течения патологического процесса, психологические факторы этиологии и патогенеза болезни; клинические, реабилитационные, профилактические аспекты, связанные с психологией лечебных воздействий.
Психология аномального развития - отрасль психологии, изучающая психологические особенности аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабовидящих, слепые), недоразвитостью языка при сохранении слуха (алаликы, афазикы).
Радиоэкологическая психология - область науки, изучающая влияние радиоэкологического загрязнения и особенностей социетальной психики в загрязненных регионах на восприятие индивидом "Я - образа", его физического, психического, социального и духовного компонентов, а также влияние изменений в окружающей среде на проектирование человеком будущего жизненного пути .
Психология деятельности в особых условиях - область науки, изучающая психологические закономерности поведения людей в организационных и антропотехничних системах в условиях повышенной ответственности за человеческие жизни и сохранение техники специального назначения.
Психология спорта - отрасль психологической науки, которая изучает закономерности психической деятельности индивидов и групп в условиях спортивной деятельности (тренировки, соревнования, восстановление).
Психология социальной работы - область науки, изучающая психологические особенности профессиональной деятельности, которая заключается в помощи отдельным лицам, группам или сообществам и направлена на развитие или восстановление способности к социальному функционирования, а также на создание должным социальных условий, которые способствовали достижению ими (т.е. лицами , группами, сообществами) своих целей.
Консультативная психология - это раздел знаний, содержащая систематическое описание процесса оказания психологической помощи населению, организациям, учреждениям, отдельным людям.
Соотношение научной и житейской психологии.
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знании. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это , конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.
Отличия житейских и психологических
знаний.
Первое: житейские
психологические знания, конкретны; они
приурочены к конкретным ситуациям, конкретным
людям, конкретным задачам. Говорят, официанты
и водители такси - тоже хорошие психологи.Но
в каком смысле, для решения каких задач?
Как мы знаем, часто - довольно прагматических.
Также конкретные прагматические задачи
решает ребенок, ведя себя одним образом
с матерью, другим - с отцом, и снова совсем
иначе - с бабушкой. В каждом конкретном
случае он точно знает, как надо себя вести,
чтобы добиться желаемой цели. Но вряд
ли мы можем ожидать от него такой же проницательности
в отношении чужих бабушки или мамы. Итак,
житейские психологические знания характеризуются
конкретностью, ограниченностью задач,
ситуаций и лиц, на которые они распространяются.Научная
же психология, как и всякая наука, стремится
к обобщениям. Для этого она использует
научные понятия. Отработка понятий - одна
из важнейших функций науки. В научных
понятиях отражаются наиболее существенные
свойства предметов и явлений, общие связи
и соотношения. Научные понятия четко
определяются, соотносятся друг с другом,
связываются в законы.Например, в физике
благодаря введению понятия силы И. Ньютону
удалось описать с помощью трех законов
механики тысячи различных конкретных
случаев движения и механического взаимодействия
тел. То же происходит и в психологии. Можно
очень долго описывать человека, перечисляя
в житейских терминах его качества, черты
характера, поступки, отношения с другими
людьми.Научная же психология ищет и находит
такие обобщающие понятия, которые не
только экономизируют описания, но и за
конгломератом частностей позволяют увидеть
общие тенденции и закономерности развития
личности и ее индивидуальные особенности.
Нужно отметить одну особенность научных
психологических понятий: они часто совпадают
с житейскими по своей внешней форме, т.
е. попросту говоря, выражаются теми же
словами. Однако внутреннее содержание,
значения этих слов, как правило, различны.
Житейские термины обычно более расплывчаты
и многозначны.Однажды старшеклассников
попросили письменно ответить на вопрос:
что такое личность? Ответы оказались
очень разными, а один учащийся ответил
так: "Это то, что следует проверить
по документам". Я не буду сейчас говорить
о том, как понятие "личность" определяется
в научной психологии, - это сложный вопрос,
и мы им специально займемся позже, на
одной из последних лекций. Скажу только,
что определение это сильно расходится
с тем, которые было предложено упомянутым
школьником.
Второе
отличие житейских психологических
знаний состоит в том, что они носят интуитивный
характер. Это связано с особым способом
их получения: они приобретаются путем
практических проб и прилаживаний. Подобный
способ особенно отчетливо виден у детей.
Я уже упоминала об их хорошей психологической
интуиции. А как она достигается? Путем
ежедневных и даже ежечасных испытаний,
которым они подвергают взрослых и о которых
последние не всегда догадываются. И вот
в ходе этих испытаний дети обнаруживают,
из кого можно "вить веревки", а из
кого нельзя.Часто педагоги и тренеры
находят эффективные способы воспитания,
обучения, тренировки, идя тем же путем:
экспериментируя и зорко подмечая малейшие
положительные результаты, т. е. в определенном
смысле "идя на ощупь". Нередко они
обращаются к психологам с просьбой объяснить
психологический смысл найденных ими
приемов.
В отличие от этого научные психологические
знания рациональны и вполне осознанны.
Обычный путь состоит в выдвижении словесно
формулируемых гипотез и проверке логически
вытекающих из них следствий.
Третье
отличие состоит в способах передачи
знаний и даже в самой возможности их передачи.
В сфере практической психологии такая
возможность весьма ограничена. Это непосредственно
вытекает из двух предыдущих особенностей
житейского психологического опыта - его
конкретного и интуитивного характера.Глубокий
психолог Ф. М. Достоевский выразил свою
интуицию в написанных им произведениях,
мы их все прочли - стали мы после этого
столь же проницательными психологами?
Передается ли житейский
опыт от старшего поколения к младшему?
Как правило, с большим трудом и в очень
незначительной степени. Вечная проблема
"отцов и детей" состоит как раз в
том, что дети не могут и даже не хотят
перенимать опыт отцов. Каждому новому
поколению, каждому молодому человеку
приходится самому "набивать шишки"
для приобретения этого опыта.В то
же время в науке знания аккумулируются
и передаются с большим, если можно так
выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил
представителей науки с пигмеями, которые
стоят на плечах у великанов - выдающихся
ученых прошлого. Они, может быть, гораздо
меньше ростом, но видят дальше, чем великаны,
потому что стоят на их плечах. Накопление
и передача научных знаний возможна благодаря
тому, что эти знания кристаллизуются
в понятиях и законах. Они фиксируются
в научной литературе и передаются с помощью
вербальных средств, т. е. речи и языка,
чем мы, собственно говоря, и начали сегодня
заниматься.
Четвертое отличие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.
Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.В этих областях , имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач , но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.
Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Используемая литература:
Выполнял работу :Студент 1 курса ,группы Э-1403
Озеров никита
Информация о работе Связь и различия научной и житейской психологии