Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 05:25, курсовая работа
Предмет работы – самоэффективность личности в связи с синдромом эмоционального выгорания.
В ходе исследования мы поставили следующие задачи:
подбор и анализ периодической, учебной и другой литературы по данным проблемам;
подбор и анализ методов и критериев оценки исследуемого явления;
организация и проведение исследования;
интерпретация полученных данных, постановка вывода.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности 3
1.1. Синдром эмоционального выгорания 3
1.2 Самоэффективность 7
1.3 Взаимосвязь степени эмоционального выгорания и самоэффективности 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Исследование степени выраженности фаз эмоционального выгорания в связи с уровнем самоэффективности личности у студентов 15
2.1. База и методы исследования 15
2.2. Результаты эмпирического исследования 17
2.3. Анализ полученных данных 21
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра социальной и экономической психологии.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА»
на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ И ИХ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ»
Выполнила:
Проверила: профессор Терехова Т.А.
Иркутск
2013
Оглавление 1
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности 3
1.1. Синдром эмоционального выгорания 3
1.2 Самоэффективность 7
1.3 Взаимосвязь степени эмоционального выгорания и самоэффективности 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Исследование степени выраженности фаз эмоционального выгорания в связи с уровнем самоэффективности личности у студентов 15
2.1. База и методы исследования 15
2.2. Результаты эмпирического исследования 17
2.3. Анализ полученных данных 21
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Под самоэффективностью чаще всего понимается комплекс суждений человека относительно его способности вести себя релевантно специфической задаче или ситуации, вера в собственную компетентность.
Самоэффективность
является важным качеством для любого
вида профессиональной деятельности,
в том числе и учебной
Актуальность
темы состоит в том, чтобы изучить
механизм взаимовлияния
Объектом нашей работы поставлена самоэффективность личности.
Предмет
работы – самоэффективность личности
в связи с синдромом
В ходе исследования мы поставили следующие задачи:
Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности
Термин
«эмоциональное выгорание» введён американским
психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974
году, для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся
в интенсивном и тесном общении
с клиентами, пациентами в эмоционально
нагруженной атмосфере при
«Выгорание
— психологический термин, обозначающий
симптомокомплекс последствий длительного
рабочего стресса и определенных
видов профессионального
По мнению
А. М. Ричардсена, данные современных
исследований наглядно показали, что
эмоциональное выгорание
Некоторые исследователи устанавливали связи с уже существующими моделями. Например, С. Е. Хобфол, Дж. Фриди с теорией общего стресса, С. Т. Миер с заученной беспомощностью и Адлер с психодинамикой беспомощности y представителей помогающих профессий, Бандура с моделью самоэффективности и компетентности и Д. Х. Малан с компульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий».
В 1981 году
вышла работа американских психологов
К. Маслач, С. Е. Джексона, в которой
возможность психического выгорания
ограничивается представителями
Японские
исследователи считают, что для
определения эмоционального выгорания
к трёхфакторной модели К. Маслач
следует добавить четвертый фактор
«Involvement» (зависимость, вовлечённость),
который характеризуется
Большинство специалистов признает необходимость учёта именно трёх составляющих для определения наличия и степени «выгорания». При этом вклад каждого из факторов различен (например, исключение фактора «редуцирование персональных достижений» сближает синдром эмоционального выгорания с депрессией).
Структура синдрома эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз:
Б. Пельман и Е. Хартман выделили три главных компонента эмоционального выгорания:
А. Пинес и Е. Аронсон рассматривают синдром эмоционального выгорания как одномерную конструкцию. Эмоциональное выгорание – это состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
А. Чиром считает эмоциональное выгорание комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главный фактор эмоционального выгорания – это эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья. В противоположность предыдущим подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают эмоциональное выгорание определённой группой специалистов.
П. Торнтон
обращается к выявлению связи
между уровнем эмоционального выгорания
и типом поведения преодоления.
Поведение преодоления
Путём факторного
анализа на основе когнитивно-феноменологической
теории стресса П. Торнтон выделено
восемь подвидов поведения преодоления.
Если к пассивным отнесён только
один подвид (эскапизм как уклонение
от решения проблем), то к активным
– семь, объединяя две (планомерное
решение проблем и путь конфронтации)
в проблемно-сфокусированные
Противоречия
обнаружились в данных в связи
между типом поведения
Эмоциональное истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что является защитной реакцией организма на психологические стрессы.
Самоэффективность — вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности.
Самоэффективность, совместно с окружающей средой, предыдущим поведением и другими характеристиками личности определяет настоящее поведение индивида.
В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation). Самоэффективность — не то же самое, что ожидания относительно результатов или последствий своих действий. Это уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия, тогда как предположения о результате относятся к тому, что он думает о возможных последствиях своей деятельности.
Самоэффективность принято разделять на ряд подвидов относительно сферы, к которой применяется само понятие самоэффективности:
Самоэффективность подразумевает
способность человека справлять
Низкая самоэффективность — недостаток доверия собственным поведенческим способностям. Высокая самоэффективность способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий возможность проверить и подтвердить свои способности. Такая оценка ситуации вызывает мобилизацию ресурсов организма, приток активности, помогающий разрешить поставленную задачу.
Информация о работе Связь эмоционального выгорания личности и самоэффективности личности