Связь эмоционального выгорания личности и самоэффективности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Предмет работы – самоэффективность личности в связи с синдромом эмоционального выгорания.
В ходе исследования мы поставили следующие задачи:
подбор и анализ периодической, учебной и другой литературы по данным проблемам;
подбор и анализ методов и критериев оценки исследуемого явления;
организация и проведение исследования;
интерпретация полученных данных, постановка вывода.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности 3
1.1. Синдром эмоционального выгорания 3
1.2 Самоэффективность 7
1.3 Взаимосвязь степени эмоционального выгорания и самоэффективности 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Исследование степени выраженности фаз эмоционального выгорания в связи с уровнем самоэффективности личности у студентов 15
2.1. База и методы исследования 15
2.2. Результаты эмпирического исследования 17
2.3. Анализ полученных данных 21
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоциональное выгорание у студентов и их самоэффективность.docx

— 81.53 Кб (Скачать файл)

Самоэффективность является ожиданием личного мастерства в решении будущих задач, поэтому измеряется до того, как человек начнет выполнять какую-нибудь деятельность. При измерении в тестах используются критерии мастерства и компетентности, а не нормативные или другие сравнительные характеристики.

Самоэффективность — важная схема мышления, воздействующая на поведение человека и его результаты посредством когнитивных, мотивационных, аффективных, селективных и физиологических процессов.

Высокая воспринимаемая самоэффективность  изменяет мышление, способствуя увеличению количества самоодобряющих суждений. Она также определяет силу и устойчивость мотивации к деятельности, особенно в том случае, если индивид сталкивается с препятствиями на пути к цели. В аффективной сфере связана с уменьшением уровня тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах.

Существует разные степени благоприятности среды. В самом благоприятном положении человеку не противопоставляются обстоятельства извне вообще. Если внешние условия неблагоприятны, то люди с высокой степенью самоэффективности увеличивают усилия, используют активный протест, силу. Если все попытки справиться с неприятностью не приводят к благоприятному исходу, то эти люди отказываются от способа воздействия и ищут более подходящую среду.

Люди с высокой самоэффективностью считают, что они контролируют свою собственную жизнь — от их решений и действий многое зависит. Люди с низкой самоэффективностью объясняют своё положение судьбой. Иначе говоря, люди с высокой самоэффективностью обладают выраженной интернальностью, а люди с низкой самоэффективностью – экстернальностью.

Самоэффективность не зависит от самовнушения: главный источник ее роста - пережитый опыт успеха. Сделать все возможное и достичь желаемого — значит почувствовать себя более уверенным. Убеждения зарождаются и укрепляются в процессе активной деятельности, направленной на решение задач, которые ставит ситуация.

Как основа важно наличие более  или менее широкого репертуара навыков поведения.

Самоэффективность формируется под воздействием четырех факторов:

  1. Переживание собственных успехов, которое способствует укреплению веры в свои силы и одновременно — более активному и энергичному поведению. Достигнутый успех в меньшей степени усиливает ощущение самоэффективности, если выполняемая задача была легкой, чем если она была трудной. Ощущение самоэффективности также растет в большей степени, если успех достигается самостоятельно и человек шел к нему, преодолевая трудности посредством настойчивых усилий.
  2. Пример других людей. Наблюдение за тем, как действуют в сложных ситуациях окружающие, изменяет суждения наблюдателя о собственных возможностях. Чем больше сходства между индивидом, успешно решающим какую-либо задачу, и наблюдателем, тем сильнее воздействие.
  3. Социальное убеждение. Общественное поощрение наиболее действенно, когда оно сочетается с собственным успешным исполнением. Убеждение другими людьми дает лишь кратковременный и слабый эффект, его сила ограничивается осознаваемым статусом, авторитетом и степенью доверия/уважения к тому, кто оказывает вербальное воздействие. Критика от близкого человека негативно отражается на вере в себя.
  4. Переживание эмоциональных и физиологических состояний, связанных с осуществлением каких-либо действий. Оптимальное напряжение. Если испытывает приятное возбуждение, положительные эмоции, это усиливает уверенность в себе. Бурные эмоции мешают успешно справиться с задачей, однако небольшое волнение может идти на пользу. Важно, как человек объясняет себе собственное волнение.

Самоэффективность постоянно меняется - на неё можно целенаправленно воздействовать. Развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, пластично входить в поток, в состояние физического или эмоционального подъема, обеспечивающего успех.

Высокая самоэффективность, связанная  с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и повышению  самоэффективности. И, напротив, низкая самоэффективность, связанная с  ожиданием неудачи, приводит к неудаче, высокому уровню стресса и снижению самоэффективности.

 

1.3 Взаимосвязь степени эмоционального выгорания и самоэффективности

Вера в собственную эффективность  нужна и для успеха, и для  психического здоровья и хорошего самочувствия. А. Бандура в своих исследованиях феномена самоэффективности утверждает, что высокий уровень веры в эффективность собственной деятельности в целом понижает интенсивность симптомов синдрома эмоционального выгорания.

Поскольку сам синдром эмоционального выгорания не представляется отделимым  от собственно деятельности, из которой  вытекает, речь в данном случае идет о профессиональной самоэффективности. Уверенность, убежденность в применимости собственных умений, навыков, возможностей естественным образом ослабляет  симптом деперсонализации и сниженной  рабочей продуктивности.

Самоэффективность растет, когда человек  наблюдает, как другие успешно справляются  с решением сложных задач, и снижается, когда он видит, как другие, похожие  на него (столь же компетентные) люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки. Косвенный  опыт (опыт других людей) особенно важен, когда существует неопределенность относительно собственной способности  выполнить некоторую задачу.

Человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в  конфликтных ситуациях — и  это влияет на оценку собственных  поведенческих способностей. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на обратную зависимость между самоэффективностью и склонностью к деперсонализации или снижению рабочей продуктивности, сам по себе симптом эмоционального истощения может в некоторых случаях подавлять самоэффективность субъекта.

Успехи, позитивный опыт повышают веру в собственные возможности, негативный опыт - понижает. Впрочем, важно то, как  человек осмысляет свой опыт, на что делает акценты - на успех или на неудачу. Критически важным моментом в таком случае является мотивация – либо мотивация достижения успеха, либо мотивация избегания неудач. В зависимости от данных деталей субъект формирует оценочное суждение относительно своей деятельности, проведенной работы.

Предполагается, что на восприятие собственной деятельности также влияет и уровень субъективного контроля (экстернальность или интернальность), который также во многом коррелирует с уровнем самоэффективности. Так, субъектам с высоким уровнем самоэффективности свойственна интернальность.

Кроме того, на степень эмоционального выгорания  влияет характер отношений с коллегами: ролевые, определенные уставом, отношения не позволяют удовлетворить потребность субъекта в самораскрытии, не предполагают эмоционально открытое, доверительное общение, что противоречит самой природе человека. Кроме того, имеет значение и степень профессиональной самостоятельности и независимости, необходимость принимать важные, социально значимые решения. Описанные в литературе исследования (В. Бойко, В. Е. Орел) подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.  

Один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания - социально-психологические взаимоотношения в группе: как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую роль в этом играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и так далее). Практически во всех исследованиях, посвященных этой проблеме, отмечается отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой. В некоторых исследованиях отмечается, что социальная поддержка может быть своеобразным буфером между стрессорами и результатами их деятельности и показателями состояния. Работники, получающие эту поддержку, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подвержены выгоранию.

Социальная  поддержка от коллег и других референтных  групп, стиль руководства, хотя и  в меньшей степени – то есть те факторы, которые во многом формируют самоэффективность субъекта в сфере общения, также являются важными факторами в предотвращении выгорания.

Исследования  подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой  соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению  уровня эмоционального истощения и  деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.

Исследование  феномена психического выгорания привело  к мысли о существовании его  антипода, характеризующегося направленностью  на работу, энтузиазмом, положительным  отношением к своему труду. С. Маслач было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется прямо  противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в  работу, самоэффективностью. Практически, в таком случае самоэффективность является источником энергичности и включенности в работу. Общая самоэффективность как комплекс мотивационных структур и степень осознания субъектом собственной компетентности, мотивирует к наиболее активной деятельности, а также формирует интерес к работе.

 

Выводы по первой главе

Нами  был проведен анализ литературы на тему синдрома эмоционального выгорания  и самоэффективности, при этом нами были выделены основные положения, имеющие  наибольшую ценность в рамках данной работы.

Под эмоциональным  выгоранием в современной психологической  литературе понимается симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов  профессионального кризиса, которому наиболее подвержены работники помогающих профессий, предполагающих общение с людьми.

Эмоциональное выгорание проявляется в трех основных симптомах: резистенция, истощение, напряжение, а также составляется из трех основных компонентов: деперсонализации, снижения рабочей продуктивности и  эмоционального истощения.

Под самоэффективностью понимается убежденность людей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ресурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля над событиями, оказывающими влияние на их жизнь. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, которые разделены по сферам деятельности человека.

Предполагается, что высокий уровень самоэффективности  понижает интенсивность и частоту  проявления синдрома эмоционального выгорания. Поскольку эмоциональное выгорание  считается профессиональной деформацией, наиболее сильную связь данный синдром  имеет с профессиональной (учебной) самоэффективностью, а также самоэффективностью в сфере общения (уверенность  в эффективности взаимодействий внутри коллектива).

 

Глава 2. Исследование степени  выраженности фаз эмоционального выгорания в связи с уровнем самоэффективности личности у студентов

2.1. База и методы  исследования

В данной части нами будут рассмотрены  методики, которые мы будем использовать для исследования степени эмоционального выгорания и уровня самоэффективности  личности. В данном исследовании приняли  участие студенты в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет в количестве двадцати человек.

Гипотеза  исследования, поставленная нами ранее, состоит в том, что имеется  связь между уровнем самоэффективности  личности и степенью выраженности протекания некоторых фаз эмоционального выгорания – напряжения, резистенции и истощения. Конкретно же мы предполагаем, что чем выше уровень самоэффективности индивида, тем менее выражена у него симптоматика синдрома эмоционального выгорания.

Для исследования степени выраженности синдрома эмоционального выгорания нами использовалась методика «Диагностика эмоционального выгорания  личности (ДЭВЛ)» В.В.Бойко.

Назначение  данной методики состоит в том, чтобы  продиагностировать эмоциональное  выгорание путем выделения трех фаз: напряжения, резистенции и истощения, которые, в свою очередь, подразделены на двенадцать различных симптомов (по 4 на фазу).

Респондентам  предлагалось 84 суждения, с которыми можно было согласиться или не согласиться. По большей части, вопросы  касаются социальных взаимодействий в  профессиональной сфере деятельности.

Методика  позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Важно отметить, к  какой фазе формирования стресса  относятся доминирующие симптомы и  в какой фазе их наибольшее число.

В качестве методики для исследования уровня самоэффективности  личности использовалась методика Маддукса и Шеера, переведенная и адаптированная Л.Бояринцевой, «тест определения уровня самоэффективности».

Тест определения уровня самоэффективности  — одна из методик исследования самосознания и самооценки личности.

Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым  он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с  каждым из которых испытуемый оценивает  степень своего согласия по 11-балльной шкале.

Таким образом, представления о  самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность  получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени  ее самореализации, но и создают  определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет  операционализировать попытки личности достичь высоких результатов  в предметной деятельности и межличностном  общении.

 

2.2. Результаты эмпирического  исследования

 В  результате проведенного исследования  нами были получены следующие  данные: из двадцати респондентов, которыми представлена наша выборка, у восьми выражена фаза напряжения, у семи – резистенции, у пяти – истощения (Рис.2.1).

Рис.2.1. Распределение выборки  по выраженности определенной фазы синдрома эмоционального выгорания

Таким образом, доли респондентов с  выраженностью каждой из трех фаз  значительно не различаются.

Кроме того, из всей выборки демонстрируют  сильную выраженность синдрома эмоционального выгорания шестеро студентов (Рис.2.2). У данных респондентов значимо превышены  показатели выраженности одной или  нескольких из фаз протекания синдрома, что сильно влияет на поведение этих индивидов, практически неконтролируемо  влияя на эмоциональную сферу  личности.

 

Информация о работе Связь эмоционального выгорания личности и самоэффективности личности