Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 05:25, курсовая работа
Предмет работы – самоэффективность личности в связи с синдромом эмоционального выгорания.
В ходе исследования мы поставили следующие задачи:
подбор и анализ периодической, учебной и другой литературы по данным проблемам;
подбор и анализ методов и критериев оценки исследуемого явления;
организация и проведение исследования;
интерпретация полученных данных, постановка вывода.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности 3
1.1. Синдром эмоционального выгорания 3
1.2 Самоэффективность 7
1.3 Взаимосвязь степени эмоционального выгорания и самоэффективности 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Исследование степени выраженности фаз эмоционального выгорания в связи с уровнем самоэффективности личности у студентов 15
2.1. База и методы исследования 15
2.2. Результаты эмпирического исследования 17
2.3. Анализ полученных данных 21
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25
Самоэффективность является ожиданием личного мастерства в решении будущих задач, поэтому измеряется до того, как человек начнет выполнять какую-нибудь деятельность. При измерении в тестах используются критерии мастерства и компетентности, а не нормативные или другие сравнительные характеристики.
Самоэффективность — важная схема мышления, воздействующая на поведение человека и его результаты посредством когнитивных, мотивационных, аффективных, селективных и физиологических процессов.
Высокая воспринимаемая самоэффективность изменяет мышление, способствуя увеличению количества самоодобряющих суждений. Она также определяет силу и устойчивость мотивации к деятельности, особенно в том случае, если индивид сталкивается с препятствиями на пути к цели. В аффективной сфере связана с уменьшением уровня тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах.
Существует разные степени благоприятности среды. В самом благоприятном положении человеку не противопоставляются обстоятельства извне вообще. Если внешние условия неблагоприятны, то люди с высокой степенью самоэффективности увеличивают усилия, используют активный протест, силу. Если все попытки справиться с неприятностью не приводят к благоприятному исходу, то эти люди отказываются от способа воздействия и ищут более подходящую среду.
Люди с высокой самоэффективностью считают, что они контролируют свою собственную жизнь — от их решений и действий многое зависит. Люди с низкой самоэффективностью объясняют своё положение судьбой. Иначе говоря, люди с высокой самоэффективностью обладают выраженной интернальностью, а люди с низкой самоэффективностью – экстернальностью.
Самоэффективность не зависит от самовнушения: главный источник ее роста - пережитый опыт успеха. Сделать все возможное и достичь желаемого — значит почувствовать себя более уверенным. Убеждения зарождаются и укрепляются в процессе активной деятельности, направленной на решение задач, которые ставит ситуация.
Как основа важно наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.
Самоэффективность формируется под воздействием четырех факторов:
Самоэффективность постоянно ме
Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и повышению самоэффективности. И, напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче, высокому уровню стресса и снижению самоэффективности.
Вера в собственную
Поскольку сам синдром эмоционального выгорания не представляется отделимым от собственно деятельности, из которой вытекает, речь в данном случае идет о профессиональной самоэффективности. Уверенность, убежденность в применимости собственных умений, навыков, возможностей естественным образом ослабляет симптом деперсонализации и сниженной рабочей продуктивности.
Самоэффективность растет, когда человек наблюдает, как другие успешно справляются с решением сложных задач, и снижается, когда он видит, как другие, похожие на него (столь же компетентные) люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки. Косвенный опыт (опыт других людей) особенно важен, когда существует неопределенность относительно собственной способности выполнить некоторую задачу.
Человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на обратную зависимость между самоэффективностью и склонностью к деперсонализации или снижению рабочей продуктивности, сам по себе симптом эмоционального истощения может в некоторых случаях подавлять самоэффективность субъекта.
Успехи, позитивный опыт повышают веру в собственные возможности, негативный опыт - понижает. Впрочем, важно то, как человек осмысляет свой опыт, на что делает акценты - на успех или на неудачу. Критически важным моментом в таком случае является мотивация – либо мотивация достижения успеха, либо мотивация избегания неудач. В зависимости от данных деталей субъект формирует оценочное суждение относительно своей деятельности, проведенной работы.
Предполагается, что на восприятие собственной деятельности также влияет и уровень субъективного контроля (экстернальность или интернальность), который также во многом коррелирует с уровнем самоэффективности. Так, субъектам с высоким уровнем самоэффективности свойственна интернальность.
Кроме того, на степень эмоционального выгорания влияет характер отношений с коллегами: ролевые, определенные уставом, отношения не позволяют удовлетворить потребность субъекта в самораскрытии, не предполагают эмоционально открытое, доверительное общение, что противоречит самой природе человека. Кроме того, имеет значение и степень профессиональной самостоятельности и независимости, необходимость принимать важные, социально значимые решения. Описанные в литературе исследования (В. Бойко, В. Е. Орел) подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.
Один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания - социально-психологические взаимоотношения в группе: как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую роль в этом играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и так далее). Практически во всех исследованиях, посвященных этой проблеме, отмечается отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой. В некоторых исследованиях отмечается, что социальная поддержка может быть своеобразным буфером между стрессорами и результатами их деятельности и показателями состояния. Работники, получающие эту поддержку, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подвержены выгоранию.
Социальная поддержка от коллег и других референтных групп, стиль руководства, хотя и в меньшей степени – то есть те факторы, которые во многом формируют самоэффективность субъекта в сфере общения, также являются важными факторами в предотвращении выгорания.
Исследования подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.
Исследование феномена психического выгорания привело к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. С. Маслач было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. Практически, в таком случае самоэффективность является источником энергичности и включенности в работу. Общая самоэффективность как комплекс мотивационных структур и степень осознания субъектом собственной компетентности, мотивирует к наиболее активной деятельности, а также формирует интерес к работе.
Нами был проведен анализ литературы на тему синдрома эмоционального выгорания и самоэффективности, при этом нами были выделены основные положения, имеющие наибольшую ценность в рамках данной работы.
Под эмоциональным
выгоранием в современной психологической
литературе понимается симптомокомплекс
последствий длительного
Эмоциональное выгорание проявляется в трех основных симптомах: резистенция, истощение, напряжение, а также составляется из трех основных компонентов: деперсонализации, снижения рабочей продуктивности и эмоционального истощения.
Под самоэффективностью понимается убежденность людей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ресурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля над событиями, оказывающими влияние на их жизнь. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, которые разделены по сферам деятельности человека.
Предполагается,
что высокий уровень
В данной части нами будут рассмотрены методики, которые мы будем использовать для исследования степени эмоционального выгорания и уровня самоэффективности личности. В данном исследовании приняли участие студенты в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет в количестве двадцати человек.
Гипотеза
исследования, поставленная нами ранее,
состоит в том, что имеется
связь между уровнем
Для исследования степени выраженности синдрома эмоционального выгорания нами использовалась методика «Диагностика эмоционального выгорания личности (ДЭВЛ)» В.В.Бойко.
Назначение данной методики состоит в том, чтобы продиагностировать эмоциональное выгорание путем выделения трех фаз: напряжения, резистенции и истощения, которые, в свою очередь, подразделены на двенадцать различных симптомов (по 4 на фазу).
Респондентам предлагалось 84 суждения, с которыми можно было согласиться или не согласиться. По большей части, вопросы касаются социальных взаимодействий в профессиональной сфере деятельности.
Методика
позволяет увидеть ведущие
В качестве методики для исследования уровня самоэффективности личности использовалась методика Маддукса и Шеера, переведенная и адаптированная Л.Бояринцевой, «тест определения уровня самоэффективности».
Тест определения уровня самоэффективности — одна из методик исследования самосознания и самооценки личности.
Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.
Таким образом, представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении.
В
результате проведенного
Рис.2.1. Распределение выборки по выраженности определенной фазы синдрома эмоционального выгорания
Таким образом, доли респондентов с выраженностью каждой из трех фаз значительно не различаются.
Кроме того, из всей выборки демонстрируют сильную выраженность синдрома эмоционального выгорания шестеро студентов (Рис.2.2). У данных респондентов значимо превышены показатели выраженности одной или нескольких из фаз протекания синдрома, что сильно влияет на поведение этих индивидов, практически неконтролируемо влияя на эмоциональную сферу личности.
Информация о работе Связь эмоционального выгорания личности и самоэффективности личности