Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 05:25, курсовая работа
Предмет работы – самоэффективность личности в связи с синдромом эмоционального выгорания.
В ходе исследования мы поставили следующие задачи:
подбор и анализ периодической, учебной и другой литературы по данным проблемам;
подбор и анализ методов и критериев оценки исследуемого явления;
организация и проведение исследования;
интерпретация полученных данных, постановка вывода.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности 3
1.1. Синдром эмоционального выгорания 3
1.2 Самоэффективность 7
1.3 Взаимосвязь степени эмоционального выгорания и самоэффективности 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Исследование степени выраженности фаз эмоционального выгорания в связи с уровнем самоэффективности личности у студентов 15
2.1. База и методы исследования 15
2.2. Результаты эмпирического исследования 17
2.3. Анализ полученных данных 21
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25
Рис.2.2. Доля респондентов, имеющих ярко выраженную симптоматику синдрома эмоционального выгорания
Таким образом, вся выборка в данном исследовании была поделена нами на две группы: с уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания, не превышающим среднего, и с повышенным уровнем выраженности синдрома. Данные, полученные каждой из этих групп по показателю самоэффективности, было решено сравнить между собой (Рис.2.3).
Рис.2.3. Различия самоэффективности между группами разной выраженности синдрома эмоционального выгорания.
На гистограмме (Рис.2.3) наглядно показано, что респонденты, демонстрирующие ярко выраженные симптомы синдрома эмоционального выгорания, обладают меньшей самоэффективностью в предметной деятельности и значительно меньшей самоэффективностью в сфере общения.
Как видно по представленному ниже
графику (Рис.2.4), внешне наблюдается
обратная зависимость между
Рис.2.4. Обратная зависимость выраженности синдрома эмоционального выгорания и уровня самоэффективности личности
Изыщем коэффициент ранговой корреляции Спирмена:
Присвоим ранги признаку Y и фактору X. Найдем сумму разности квадратов d2. Используем следующую формулу:
X |
Y |
ранг X, dx |
ранг Y, dy |
(dx - dy)2 |
0.36 |
0.62 |
1 |
10 |
81 |
0.38 |
0.8 |
3 |
18 |
225 |
0.39 |
0.79 |
4.5 |
15 |
110.25 |
0.43 |
0.53 |
9 |
7 |
4 |
0.44 |
0.61 |
11 |
8 |
9 |
0.39 |
0.62 |
4.5 |
9 |
20.25 |
0.44 |
0.84 |
11 |
20 |
81 |
0.42 |
0.72 |
7.5 |
13 |
30.25 |
0.44 |
0.82 |
11 |
19 |
64 |
0.42 |
0.67 |
7.5 |
11 |
12.25 |
0.52 |
0.39 |
17.5 |
4 |
182.25 |
0.5 |
0.32 |
14.5 |
2 |
156.25 |
0.46 |
0.8 |
13 |
17 |
16 |
0.4 |
0.79 |
6 |
16 |
100 |
0.52 |
0.39 |
17.5 |
3 |
210.25 |
0.58 |
0.42 |
19 |
5 |
196 |
0.5 |
0.74 |
14.5 |
14 |
0.25 |
0.51 |
0.3 |
16 |
1 |
225 |
0.37 |
0.71 |
2 |
12 |
100 |
0.65 |
0.43 |
20 |
6 |
196 |
|
|
|
|
2019 |
A = 48/12 = 4
B = 0/12 = 0
Таким образом, сверяясь со шкалой Фишера, мы можем назвать связь между выраженностью синдрома эмоционального выгорания и уровнем самоэффективности личности умеренной и обратной.
Полученные
данные подтверждают наличие обратной
связи между степенью выраженности
синдрома эмоционального выгорания
и уровнем самоэффективности
личности в среде студентов. Иначе
говоря, это говорит о том, что
ярко выраженная симптоматика эмоционального
выгорания негативно
Такая закономерность объясняется тем, что эмоциональная сфера индивида значительно изменяется в частых и напряженных социальных взаимодействиях, притупляя эмоциональную сферу человека в целях психологической защиты. Эмоции как часть общения очень важны, однако в условиях подобной деформации индивид не может в полной мере их выразить или воспринять. Естественно, это влечет за собой негативный опыт общения, что отражается негативно на самооценке и, как следствие, восприятии самоэффективности в сфере общения.
Учитывая, что студенческая учебная (профессиональная) деятельность в значительной степени основана именно на личном общении, деформация сферы личностного общения влечет за собой также понижение самоэффективности в сфере предметной деятельности.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания следует воспринимать как серьёзную профессиональную деформацию, комплексно воздействующую на психику индивида и препятствующую его эффективной деятельности, в том числе и социальным взаимодействиям. Несмотря на свой стабилизирующий эффект, синдром эмоционального выгорания более вреден, чем полезен – особенно для видов профессиональной деятельности, немыслимых без общения. Примером такого вида деятельности, несомненно, является учебная деятельность студента.
Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором мы измеряли выраженность симптоматики синдрома эмоционального выгорания и связывали её с таким показателем, как самоэффективность личности в предметной сфере и сфере общения. Как выяснилось, интенсивность протекания негативно влияет на способности индивида в самоэффективности. Эмоциональное выгорание затрудняет профессиональную деятельность, особенно если она связана напрямую с непосредственным общением.
Кроме того, в нашей выборке оказалось практически равновеликое количество респондентов с каждой из трёх возможных фаз протекания синдрома эмоционального выгорания – напряжения, резистенции и истощения.
В первую очередь симптоматика эмоционального выгорания влияет на самоэффективность в сфере общения, что является критичным фактом для последующей коррекции профессиональных деформаций у специалистов, ориентированных на личное общение, специалистов типа «человек-человек».
Нами был проведен анализ литературы на тему синдрома эмоционального выгорания и самоэффективности, при этом нами были выделены основные положения, имеющие наибольшую ценность в рамках данной работы. Были подобраны методики для проведения исследования интересующих нас в рамках работы психологических характеристик.
Под эмоциональным
выгоранием в современной психологической
литературе понимается симптомокомплекс
последствий длительного
Эмоциональное выгорание проявляется в трех основных симптомах: резистенция, истощение, напряжение, а также составляется из трех основных компонентов: деперсонализации, снижения рабочей продуктивности и эмоционального истощения.
Под самоэффективностью понимается убежденность людей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ресурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля над событиями, оказывающими влияние на их жизнь. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, которые разделены по сферам деятельности человека.
Предполагается,
что высокий уровень
Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором мы измеряли выраженность симптоматики синдрома эмоционального выгорания и связывали её с таким показателем, как самоэффективность личности в предметной сфере и сфере общения. Как выяснилось, интенсивность протекания негативно влияет на способности индивида в самоэффективности. Эмоциональное выгорание затрудняет профессиональную деятельность, особенно если она связана напрямую с непосредственным общением.
Кроме того, в нашей выборке оказалось практически равновеликое количество респондентов с каждой из трёх возможных фаз протекания синдрома эмоционального выгорания – напряжения, резистенции и истощения.
В первую очередь симптоматика эмоционального выгорания влияет на самоэффективность в сфере общения, что является критичным фактом для последующей коррекции профессиональных деформаций у специалистов, ориентированных на личное общение, специалистов типа «человек-человек».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Связь эмоционального выгорания личности и самоэффективности личности