Связь эмоционального выгорания личности и самоэффективности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Предмет работы – самоэффективность личности в связи с синдромом эмоционального выгорания.
В ходе исследования мы поставили следующие задачи:
подбор и анализ периодической, учебной и другой литературы по данным проблемам;
подбор и анализ методов и критериев оценки исследуемого явления;
организация и проведение исследования;
интерпретация полученных данных, постановка вывода.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности 3
1.1. Синдром эмоционального выгорания 3
1.2 Самоэффективность 7
1.3 Взаимосвязь степени эмоционального выгорания и самоэффективности 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Исследование степени выраженности фаз эмоционального выгорания в связи с уровнем самоэффективности личности у студентов 15
2.1. База и методы исследования 15
2.2. Результаты эмпирического исследования 17
2.3. Анализ полученных данных 21
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоциональное выгорание у студентов и их самоэффективность.docx

— 81.53 Кб (Скачать файл)

Рис.2.2. Доля респондентов, имеющих ярко выраженную симптоматику синдрома эмоционального выгорания

Таким образом, вся выборка в  данном исследовании была поделена нами на две группы: с уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания, не превышающим среднего, и с повышенным уровнем выраженности синдрома. Данные, полученные каждой из этих групп по показателю самоэффективности, было решено сравнить между собой (Рис.2.3).

Рис.2.3. Различия самоэффективности между группами разной выраженности синдрома эмоционального выгорания.

На гистограмме (Рис.2.3) наглядно показано, что респонденты, демонстрирующие  ярко выраженные симптомы синдрома эмоционального выгорания, обладают меньшей самоэффективностью в предметной деятельности и значительно  меньшей самоэффективностью в сфере  общения.

Как видно по представленному ниже графику (Рис.2.4), внешне наблюдается  обратная зависимость между выраженностью  симптоматики синдрома эмоционального выгорания и показателем самоэффективности.

Рис.2.4. Обратная зависимость  выраженности синдрома эмоционального выгорания и уровня самоэффективности  личности

Изыщем коэффициент  ранговой корреляции Спирмена:

Присвоим  ранги признаку Y и фактору X. Найдем сумму разности квадратов d2. Используем следующую формулу:

 

 

X

Y

ранг X, dx

ранг Y, dy

(dx - dy)2

0.36

0.62

1

10

81

0.38

0.8

3

18

225

0.39

0.79

4.5

15

110.25

0.43

0.53

9

7

4

0.44

0.61

11

8

9

0.39

0.62

4.5

9

20.25

0.44

0.84

11

20

81

0.42

0.72

7.5

13

30.25

0.44

0.82

11

19

64

0.42

0.67

7.5

11

12.25

0.52

0.39

17.5

4

182.25

0.5

0.32

14.5

2

156.25

0.46

0.8

13

17

16

0.4

0.79

6

16

100

0.52

0.39

17.5

3

210.25

0.58

0.42

19

5

196

0.5

0.74

14.5

14

0.25

0.51

0.3

16

1

225

0.37

0.71

2

12

100

0.65

0.43

20

6

196

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


 

A = 48/12 = 4

B = 0/12 = 0

 

Таким образом, сверяясь со шкалой Фишера, мы можем  назвать связь между выраженностью синдрома эмоционального выгорания и уровнем самоэффективности личности умеренной и обратной.

2.3. Анализ полученных  данных

Полученные  данные подтверждают наличие обратной связи между степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания  и уровнем самоэффективности  личности в среде студентов. Иначе  говоря, это говорит о том, что  ярко выраженная симптоматика эмоционального выгорания негативно сказывается  на самоэффективности личности, особенно – в сфере личностного общения (Рис.2.3).

Такая закономерность объясняется тем, что эмоциональная  сфера индивида значительно изменяется в частых и напряженных социальных взаимодействиях, притупляя эмоциональную  сферу человека в целях психологической  защиты. Эмоции как часть общения  очень важны, однако в условиях подобной деформации индивид не может в  полной мере их выразить или воспринять. Естественно, это влечет за собой  негативный опыт общения, что отражается негативно на самооценке и, как следствие, восприятии самоэффективности в  сфере общения.

Учитывая, что  студенческая учебная (профессиональная) деятельность в значительной степени основана именно на личном общении, деформация сферы личностного общения влечет за собой также понижение самоэффективности в сфере предметной деятельности.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания  следует воспринимать как серьёзную  профессиональную деформацию, комплексно воздействующую на психику индивида и препятствующую его эффективной  деятельности, в том числе и  социальным взаимодействиям. Несмотря на свой стабилизирующий эффект, синдром  эмоционального выгорания более  вреден, чем полезен – особенно для видов профессиональной деятельности, немыслимых без общения. Примером такого вида деятельности, несомненно, является учебная деятельность студента.

 

Выводы по второй главе

Нами  было проведено эмпирическое исследование, в котором мы измеряли выраженность симптоматики синдрома эмоционального выгорания и связывали её с  таким показателем, как самоэффективность  личности в предметной сфере и  сфере общения. Как выяснилось, интенсивность  протекания негативно влияет на способности  индивида в самоэффективности. Эмоциональное  выгорание затрудняет профессиональную деятельность, особенно если она связана  напрямую с непосредственным общением.

Кроме того, в нашей выборке оказалось  практически равновеликое количество респондентов с каждой из трёх возможных  фаз протекания синдрома эмоционального выгорания – напряжения, резистенции  и истощения.

В первую очередь  симптоматика эмоционального выгорания  влияет на самоэффективность в сфере  общения, что является критичным  фактом для последующей коррекции  профессиональных деформаций у специалистов, ориентированных на личное общение, специалистов типа «человек-человек».

 

Заключение

Нами  был проведен анализ литературы на тему синдрома эмоционального выгорания  и самоэффективности, при этом нами были выделены основные положения, имеющие  наибольшую ценность в рамках данной работы. Были подобраны методики для проведения исследования интересующих нас в рамках работы психологических характеристик.

Под эмоциональным  выгоранием в современной психологической  литературе понимается симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов  профессионального кризиса, которому наиболее подвержены работники помогающих профессий, предполагающих общение  с людьми.

Эмоциональное выгорание проявляется в трех основных симптомах: резистенция, истощение, напряжение, а также составляется из трех основных компонентов: деперсонализации, снижения рабочей продуктивности и  эмоционального истощения.

Под самоэффективностью понимается убежденность людей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ресурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля над событиями, оказывающими влияние на их жизнь. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, которые разделены по сферам деятельности человека.

Предполагается, что высокий уровень самоэффективности  понижает интенсивность и частоту  проявления синдрома эмоционального выгорания. Поскольку эмоциональное выгорание  считается профессиональной деформацией, наиболее сильную связь данный синдром  имеет с профессиональной (учебной) самоэффективностью, а также самоэффективностью в сфере общения (уверенность  в эффективности взаимодействий внутри коллектива).

Нами  было проведено эмпирическое исследование, в котором мы измеряли выраженность симптоматики синдрома эмоционального выгорания и связывали её с таким показателем, как самоэффективность личности в предметной сфере и сфере общения. Как выяснилось, интенсивность протекания негативно влияет на способности индивида в самоэффективности. Эмоциональное выгорание затрудняет профессиональную деятельность, особенно если она связана напрямую с непосредственным общением.

Кроме того, в нашей выборке оказалось  практически равновеликое количество респондентов с каждой из трёх возможных  фаз протекания синдрома эмоционального выгорания – напряжения, резистенции  и истощения.

В первую очередь  симптоматика эмоционального выгорания  влияет на самоэффективность в сфере  общения, что является критичным  фактом для последующей коррекции  профессиональных деформаций у специалистов, ориентированных на личное общение, специалистов типа «человек-человек».

 

Список литературы

  1. Bandura A. Regulation of Cognitive Processes through Perceived Self-Efficacy // Developmental Psychology. 1989. Vol. 25. Р. 729-735.
  1. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice-Hall, 1986.
  1. Bellani M.L., Furlani F. Burnout and related factors among HIV/AIDS health care workere. AIDS Care, 1996, pp.207-221
  1. Epel E. S., Bandura A., Zimbardo P. G. Escaping Homelessness: the Influences of Self-Efficacy and Time Perspective on Coping with Homelessness // Journal of Applied Social Psychology. 1999. Vol. 29. P. 575-596.
  1. Бандура А. Теория социального научения / Альберт Бандура. -СПб. : Евразия, 2000. 320 с.
  1. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов : дис. . канд. психол. наук : 19.00.05 / Г.М. Белокрылова. М. : МГУ, 1997.- 198 с.
  1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М. : Прогресс, 1986.-420 с.
  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. М. : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
  1. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журнал, 1995, №3, №5.
  1. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 47-102.
  1. Гуреева И. Л. Качество жизни и «эмоциональное выгорание» у медицинских работников// Ананьевские чтения - 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 304-306.
  1. Джанерьян С.Т. Особенности самооценки студентов-психологов
  1. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. — М.: Институт психологии РАН, 2003.
  1. Иванченко Г.В. Личностный потенциал и возможности : мотива-ционные аспекты / Г.В. Иванченко // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. - С. 278-288.
  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2008. – 428 с.
  1. Кораблина Е. П. Психология подготовки профессиональной деятельности психолога-консультанта: Автореф. дис.... докт. наук. СПб., 2006.
  1. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентации человека / Е. Ю. Коржова. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
  1. Кричевский P.JI. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности / P.JI. Кричевский // Акмеология. 2001. - № 1. -С. 47-52.
  1. Круглова Е, В. Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 714.
  1. Куликов Л. В. Психологическая устойчивость личности (Глава 5) //Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. С. 104–126.
  1. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75–85.
  1. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 4–21.
  1. Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности. Психология психических состояний / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 4. — Казань, 2002. С. 326–344.
  1. Леонова А. Б., Качина А. А. Особенности синдрома профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса // Психология психических состояний. Вып. 6. — Казань: КГУ, 2006. С. 250–273.
  1. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М.: МГУ, 1993.
  1. Личность и профессия : психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л.М. Митиной. М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 336 с.
  1. Лукьянов В. В., Малышева К. П. Структура защитной психологической сферы врачей общесоматической клиники // Ананьевские чтения - 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 319-321.
  1. Малышева Н. С. Синдром «эмоционального сгорания» у врачей. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 236.
  1. Мальцева Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. — Екатеринбург, 2005.
  1. МацановА. Личность и болезнь/ Психология. №2, 2000 МГУ, 1993.
  1. Мельников А. В., Семенов Д. А. Синдром эмоционального выгорания у работников отделений реанимации и анестезии // Ананьевские чтения - 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 325-327.
  1. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М.: МЕДпресс-информ, 2002
  1. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопр. психологии. 1997. - № 4. - С. 28-38.
  1. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов Учебное пособие, СПб: Речь, 2000. -392 с.
  1. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 607 с.
  1. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005.
  1. Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. дисс. … докт. псих. наук. – Ярославль, 2005.
  1. Орел В. Е., Картавая Е. С. Синдром психического выгорания в континууме психических состояний: сравнительный анализ //Психология психических состояний / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 6. — Казань, 2006. С. 318–337.
  1. Ореховский В. И., Витенко И. С, Кондратенко Г. П. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду. Киев, 1989
  1. Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. - СПб.: А.В.К., 2002.
  1. Пежемская Ю. С. Готовность студентов, обучающихся по специальности «психология», к работе с людьми // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. СПб., 2006. С. 334-338.
  1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2001.
  1. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск : Наука : Сибирское отд-ние, 1987. 235 с.
  1. Психология психических состояний. Вып. 6. — Казань: КГУ, 2006.
  1. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
  1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М. : Когито-Центр, 2002. - 394 с.
  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
  1. Шепелева Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008. 24 с.

 


Информация о работе Связь эмоционального выгорания личности и самоэффективности личности