Семейная психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Семейная психотерапия в своем развитии прошла два этапа как и психотерапия в целом: медицинский и психологический.
Со второй половины 20 века стали интенсивно развиваться психологическое консультирование и психологическая семейная терапия, не ставящие медицинских целей и направленные на нормализацию отношений и личностный рост членов семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность семейной психотерапии 5
Понятие «семья» и её функции 5
1.2 История развития семейной терапии 21
1.3 Семейная психотерапия, как помощь современной семьи 26
Глава 2 Экспериментальное изучение семейной психотерапии 33
2.1 Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей 38
2.2 .Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Семейная психотерапия.docx

— 82.62 Кб (Скачать файл)

1) личностные особенности членов  семьи и прежде всего супругов (темперамент, характер, мировоззренческие  установки, ценностные ориентации  и др.);

2) особые условия семейной жизни  (раздельное [“дистантное”] проживание  членов семьи; отсутствие собственного  жилья и финансовых возможностей  для организации совместной жизни,  например, у супругов-студентов;  контрактно-договорное заключение  брака и т.п.);

3) характер взаимоотношений между  членами семьи, а также уровень  их сплоченности и взаимопонимания  (нестабильная, дезорганизованная семейная  атмосфера, конфликтная обстановка  и т. п.)

1.2 История развития семейной терапии

В 20-е годы ХХ века стали проводиться  систематические исследования семьи  психиатрами и социальными психологами. Терапевты скорее в это время  еще занимались просвещением, а не семейной терапией в современном  понимании этого слова.

А. Адлера нельзя назвать семейным терапевтом, адлерианская психотерапевтическая концепция во многом схожа с концепцией, которая используется сейчас в семейной психотерапии. Например, его акцент на «семейном созвездии» заимствован  семейной терапией. Использование парадокса - основного «оружия» семейной терапии, акцент на сознательном и настоящем, а не прошлом, широкая свобода  в импровизации - все это уходит корнями к Адлеру. И хотя он умер до того, как рассмотрение семьи  как системы широко распространилось, базовые положения семейной терапии  можно найти в поздних взглядах Адлера.

Дальнейшее развитие семейной терапии  можно назвать исторически обусловленным. В 50-е гг. ХХ в. Многие клиницисты независимо друг от друга начали приходить к  убеждению, что функционирование индивида может быть лучше понято в контексте  семьи. Так, М. Боуэн и Т. Лидз заметили, что у больных шизофренией  состояние может ухудшиться после  контакта с семьей или симптомы могут  появиться у других членов семьи  на фоне улучшения состояния больного. Было отмечено, что матери больных  шизофренией обладают схожими чертами, и Ф. Фромм-Ричман ввела понятие  «шизофреногенная» мать. Такими чертами  являются эмоциональная холодность, использование «двусмысленных сигналов»  при общении с ребенком, например она может говорить ребенку, что  любит его, но при этом выражение  лица будет абсолютно отсутствующим  и тон голоса совершенно холодным. Так на основе подобных феноменов  стало меняться представление об истоках невротического расстройства, и причины нарушений попытались искать в сфере межличностных  отношений и особенности семейных коммуникаций.

В 1958 г. Н. Аккерман основал первую «Клинику психического здоровья семьи». И с этого времени профессиональный интерес к семейной терапии начинает расти. Заметные стремление использовать семейную терапию в клиниках, психологических  консультациях, а не только в частной  практике, расширить сферу применения семейной психоторепии и использовать ее не только для работы с людьми, страдающими определенными заболеваниями, но и со здоровыми людьми, которые  находятся в кризисе, с целью  оздоровление семьи, при работе с  проблемными подростками.

В семейной терапии выделяется много  различных направлений, например, следующие:Бихевиоральная семейная терапия,Системная семейная терапия, Стратегическая семейная терапия, Теория общих систем,

Психоаналитически ориентированная  семейная терапия и т.д.

Среди наиболее известных семейных терапевтов могут быть названы Т. Лидз, М. Боуэн, Ф. Фромм-Ричман, Л. Уайна, Н. Аккерман, К. Витакер, Д. Джексон, Е. Шострум, Дж. Хейли, В. Сатир, Д. Фрам, С. Минухин, Г. Зак и др. Несмотря на различия в терминологии, большое разнообразие теорий и точек зрения этих терапевтов, все они обращаются к семье  как к целому, как к единому  организму, где все взаимосвязано  и где симптом пациента - это  тем или иным образом выражена неспособность семьи как гармонично функционирующего организма.

Среди современных зарубежных семейных психотерапевтов наиболее часто  цитируемыми являются К. Уитакер, В. Сатир, С. Минухин.

Карл Витакер начинал свою работу в области семейной психотерапии в психоаналитических традициях. Он уделял большое внимание бессознательным  процессам, феномена переноса и реакций  психотерапевта при контрпереноса.

Вирджиния Сатир - наиболее известный  семейный терапевт гуманистической  ориентации. Работая с семьями, она  ориентируется на прояснение существующих внутри семьи стилей общения и  повышения самооценки и самоуважения у всех членов семьи. Согласно Сатир, самооценка - основной движущий механизм развития человека. Такая самооценка вырабатывается еще в детстве  и лежит в основе «неконгруэнтности» общения. А все нарушения в  семейном гомеостазе происходят именно тогда, когда общение «неконгруэнтных».

Одним из основных вкладов в теорию коммуникации ее классификация стилей общения. Она выделяет четыре дисфункциональных  и один функциональный стили общения:«Миротворец» - всегда соглашается, извиняется, пытается угодить и «сохранить мир любой ценой»;15

«Обвинитель» - доминирует, критикует  и обвиняет всех и все: «Если бы не ты, все было бы нормально», «Сверхблагоразумний» - сохраняет эмоциональное отчуждение, спокойствие, сверхлогичен и сверхрационален»16;

- «Разрушитель» - игнорирует вопрос, сдвигает акценты и кажется  неспособным что-либо предложить.»17

Сатир утверждает, что эти роли помогают людям скрывать свои истинные чувства, так как низкая самооценка не позволяет им быть самими собой. И только пятый стиль общения - «равное» или «конгруэнтное» общения  является настоящим, где человек  искренне выражает свои чувства и  отвечает за свои прямые, которые не содержат противоречий сообщения.

По мнению Сатир, различные нарушения  в семье вызывают не «плохие» люди, а «плохие» правила. В процессе терапии  очень важно смещать акцент с  отдельного пациента и свести к минимуму обвинения в его адрес и  необходимо, чтобы члены семьи  осознали свои ценности и семейные правила. Также терапевт должен помочь семье модифицировать те правила, которые  неуместны для семьи и приводят к возникновению напряжения.

В терапии Сатир много занимается обучением, она предложила многие упражнения, техники и игры для семейной терапии. Ее терапия - это терапия опытом, где она обучает клиентов новым  ролям и стилям поведения.

Сальвадор Минухин определяет семью  как "открытую социокультурную систему, находящуюся в процессе преобразования»18, под которым он понимает постоянные изменения семьи во времени. Эти изменения могут происходить как под влиянием внутренних проблем, так и под влиянием требований общества. Проблема семьи 'и могут возникать из изменений как одного, так и иного характера. По Минухину, семейная система выполняет свои функции через «подсистемы» - супружескую, родительско-детской, подсистему сиблингов (т.е. сестер и братьев) и др. И для правильного функционирования семьи границы этих подсистем должны быть четкими, но гибкими. «Нечеткие» границы выливаются в запутанную и недостаточную дифференцированность, а слишком «жесткие» границы прерывают любые коммуникации между подсистемами и не допускают никаких изменений.

Минухин также создал систему карт, помогают терапевту составить диаграмму  структуры семьи, с символами, которые  обозначают подсистемы и типы границ между ними.

Цель терапии для Минухина - сделать  семейную систему адаптивной. Подсистемы должны быть в состоянии отвечать на внешнее внутреннее напряжение, сохраняя при этом необходимый контакт  друг с другом.

История семейной терапии в России насчитывает всего чуть более  трех десятилетий. Во многом это обусловлено  теми трудностями, которые испытывала в Советском Союзе психология вообще. Можно сказать, что настоящим  основоположником семейной психиатрии в России был И.В. Маляревский. Еще  в 1882 г. в Санкт-Петербурге им было основано «Врачебно-воспитательное заведение», персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в  семье психически больных и роли неправильного воспитания в формировании различных проявлений душевной болезни. Но после революции развитие семейной терапии в нашей стране была восстановлена только в конце 1960-х - начале 1970-х гг., Когда практикующие психотерапевты столкнулись с тем, «что у пациентов, оказывается есть семьи» - как описывает это открытие Е . Г. Эйдемиллер. И с тех пор началось активное развитие семейной терапии в России. Несомненно, первоначально во многом приходилось ориентироваться на опыт зарубежных коллег, потому что за рубежом активное развитие семейной терапии началось гораздо раньше, но теперь уже существует большое количество русскоязычной литературы на эту тему и можно назвать имена российских психотерапевтов, которые являются несомненными авторитетами в области семейной психотерапии. Это А. И. Захаров, Т. М. Мишина, В.К. Мягер, Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Семейная психотерапия, как помощь  современной семьи

В нашем динамичном и быстро меняющемся мире, множество вещей, явлений и  процессов взаимодействуют друг с другом и через это взаимодействие проявляется как целое. Это целое  называется системой. Различные системы  тоже взаимодействуют между собой, простые системы являются субсистемами более сложным. Современный мир  становится все более сложным  и скоротечным, на пороге глобальных перемен возникает все большая  необходимость описывать, исследовать  и понимать эти взаимодействия. Поэтому  системный взгляд необходимо чтобы  воспринимать мир целостно, а также  строить процессы развитие отношений  и сообществ.

Взяв свое начало семейной терапии  в клинической практике, системное  консультирование стремительно расширяет  свои границы к консультированию всех видов государственных, профессиональных, бизнес организаций и их подсистем.

Системный Взгляд - создает условия  для диалога между различными направлениями психотерапии, практикующих работу с семьями и системными обществами в Украине и мире, обеспечивает обмен важной информацией о различных стороны профессиональной жизни, начиная с конференций и семинаров и заканчивая обсуждением законопроектов о психотерапии.

Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений  и имеющий целью устранение эмоциональных  расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.19

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений  с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи20. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Ее другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии ("семья глазами ребенка", " семья глазами психотерапевта "," какие мы на самом деле ").

На втором этапе в ходе односторонних  встреч психотерапевта с клиентом и  членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков  семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт  помогает участникам конфликта научиться  говорить на языке, который понятен  всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает в согласованном  объеме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом  на сеансе семейной психотерапии, для  чего используется прием "робот-манипулятор", когда психотерапевт переводит  противоречивое сообщение участника  сеанса на язык жестов, учитывая выразительность  жеста с чувствительностью и  толерантностью участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений  личности, а также специально разработанные  методы воздействия членов семьи  друг на друга.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое  обсуждение актуальных семейных проблем  либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой  поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

Поддерживающий этап семейной терапии  состоит в закреплении приобретенных  на предыдущих этапах навыков эмфатическая общения и расширенного диапазона  ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретенных  навыков общения применительно  к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать  процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных  психотерапевтических методов в  зависимости от целей и объема диагностических сведений. Приемы, которые наиболее часто применяются  в семейной психотерапии:

1)Эффективное использование молчания;

2) Умение слушать;

3) Обучение с помощью вопросов;

4) Повторение;

5) Суммирование, резюмирование;

6) Уточнение (прояснение) и отражение  аффекта;

7) Конфронтация, то есть предъявление  супружеской паре неосознаваемых  или амбивалентных установок,  отношений или стереотипов поведения  с целью их осознания и проработки;

8) Проигрывание ролей

9) Создание "живых скульптур";

10) Анализ видеозаписи.

Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт, изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на семью  и ее отдельные члены с целью  достижения желаемых изменений в  их жизни. При этом возникают проблемы и задачи, условно разделяют на 3 группы (Ейдемиллер, Юстицкис, 1999): формирование правильного отношения семьи  к семейной терапии, общие вопросы  проведения терапии, наконец, методики семейной психотерапии.

Формировать позитивное отношение  к процессу семейной психотерапии необходимо, хотя и непросто для членов семьи - ее участников, вследствие причин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтому психотерапевту надо формировать  сильную и устойчивую мотивацию  к участию в психотерапии.

Как правило, первая встреча является определяющей для дальнейшего - во время  ее выясняется степень сложности  проблем, с которыми сталкивается психотерапевт, а клиенты (член семьи) получают первое представление о семейной психотерапии и решают, продолжать ли в ней  свое участие. Вообще, задача психотерапевта в ходе первой встречи - помочь клиенту  в короткий срок понять, что необходимо серьезное и продолжительную  работу и что от него потребуются  активность и чувство ответственности  за успех психотерапии. Поэтому необходим  хорошо разработанный план первой встречи  с членом семьи. Сначала психотерапевт  должен ознакомиться с проблемами клиента, актуализировать его эмоциональные  переживания, связанные с семьей и т.д., дать клиенту увидеть совокупность фрустраций, с которыми он имеет  дело в повседневной жизни. Дальнейшая задача психотерапевта - создание у  клиента представления о том, что семейная психотерапия даст возможность  найти решение его проблем, т.к. последний еще плохо представляет себе семейную психотерапию. Психотерапевт  должен использовать состояние клиента  для создания мотивов к участию  в психотерапии, а так же, что  немаловажно, проработать мотивы, препятствующие участию, увидеть будущие сложности  и найти пути для их решения. Еще  один важный аспект этой встречи - сформировать у клиента активный интерес к  самому содержанию психотерапевтической деятельности, чтобы избежать в будущем  ситуации, когда клиент пассивно ждет помощи от психотерапевта. Вместо этого  он настраивается на активный поиск  решения своих семейных проблем  с помощью психотерапевта.

Информация о работе Семейная психотерапия