Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:08, курсовая работа
Семейная психотерапия в своем развитии прошла два этапа как и психотерапия в целом: медицинский и психологический.
Со второй половины 20 века стали интенсивно развиваться психологическое консультирование и психологическая семейная терапия, не ставящие медицинских целей и направленные на нормализацию отношений и личностный рост членов семьи.
Введение 3
Глава 1 Сущность семейной психотерапии 5
Понятие «семья» и её функции 5
1.2 История развития семейной терапии 21
1.3 Семейная психотерапия, как помощь современной семьи 26
Глава 2 Экспериментальное изучение семейной психотерапии 33
2.1 Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей 38
2.2 .Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Семейному психотерапевту приходится при организации своей работы решать проблемы разного вида, например:
1. Работать одному или
2. Какова оптимальная
3. Где работать с семьей - в или кабинете по месту его жительства?
4. Проводить занятия со всей семьей или сразу сначала с отдельными членами семьи?
5. Каковы наилучшая частота и длительность встреч?
6. С каких проблем начать, с частных или семейных?
7. Или разрабатывать подробный план действий или положить на экспромт?
Способ организации и
Далее рассматривается вопрос, какие
методики семейной психотерапии наиболее
применимы. Методика семейной психотерапии
- это типовая совокупность действий,
с помощью которых
Директивы (или указания) - это прямые, конкретные указания о необходимости определенных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указания сделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, что делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив решающим образом зависит от правильности ее применения, требует тщательного изучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.
Метод семейной дискуссии тоже широко
применяется в практике семейной
психотерапии. Во время ее проведения
члены семьи обсуждают широкий
круг проблем, касающийся ее жизни, и
способы решения различных
Порой выясняется, что у членов
семьи недостаточно развиты те навыки
и умения, необходимые для успешной
семейной жизни: в ходе семейной психотерапии
эти недостающие навыки формируются
с помощью разнообразных
Для более глубокого изучения, мы
выбрали такой метод социальной
работы с семьей как семейная психотерапия.
Психологическая помощь семье - важнейшая
сфера деятельности социального
работника. Профилактика правонарушений,
работа с проблемами социальной дезадаптации,
выявление психологических
Семейная психотерапия является относительно новой учебной дисциплиной. При работе с семьей психологи традиционно использовали общие принципы консультирования и психотерапии. Однако этих знаний не всегда бывает достаточно при работе с семьей.
Обобщив материал теоретической части,
можно сформировать такое определение
семьи. Семья - это естественная социальная
система с определенными
Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и с помощью семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений.22 Представители системной семейной терапии рассматривают семью как целостную систему. Система - слово греческое, буквально означает «целое, составленное из частей». Термином «системный подход» обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа, а выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения.
1. При исследовании объекта как
системы описание элементов не
носит самостоятельного
2. Один и тот же «материал»
(субстрат) выступает в системном
исследовании как обладающий
одновременно разными
3. Исследование системы
4. Специфической для системного
подхода является проблема
5. Источник преобразований
В семейной психотерапии акцент перенесен
на видение симптома как обслуживающего
систему - семью, частью которой является
индивид. Семейная психотерапия - это
нечто большее, чем просто набор
техники для работы с семьей, а
не с отдельным индивидом. Это
также и другой взгляд на проблемы,
которые предъявляются
Семейная система может
1. Структурно можно изучать
2. Функционально следует
3.З точки зрения развития семьи нас будут интересовать фазы развития семьи. Семьи, как и индивиды, проходят свой жизненный цикл.
На каждой стадии существуют определенные
задачи развития, которые семья должна
решить, чтобы перейти к новым
приспособительным стратегиям. Паттерны
изменений в семьи образуют матрицу,
внутри которой и происходит психологический
рост ее членов. Обычная семья проходит
в своем развитии определенную последовательность
предполагаемых событий - фаз, таких
как вступление в брак, рождение
первого ребенка, наступление у
ребенка подросткового
Каждая новая фаза означает возникновение новых задач перед семьей и, следовательно, приобретения новых адаптивных способов поведения. Например, на первой фазе жизненного цикла молодой семьи одна из основных задач - это успешность отделение от родительской семьи. Другой задачей является переход из состояния молодоженов до состояния функциональной семейной пары.
Ни один тип семьи не является лучше другого, ни один тип не существует в чистом виде. Любая семья может быть функциональной (оптимальной) - удовлетворительно выполняет свои основные функции, или дисфункциональной - способствует формированию социальной дезадаптации или симптоматического поведения у членов семьи.
Показаниями к семейной терапии
является ситуация, когда семья не
справляется с выполнением
Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к терапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зипла. Согласно ей, терапевт должен:
1) Освоить педагогический подход.
Сталкиваясь с проблемами при взаимодействии с семьей, необходимо прежде всего установить, в какой мере они связаны с недостатком у семьи знаний, а в какой - являются проявлениями сопротивления или "семейной проблемы". Дать семье недостающие знания, сделать это умело, избегая многообразных педагогических ошибок, точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса.
2) Уметь прояснять цели
семьи. Практический опыт и
исследования показали: мнение терапевта
о том, чего хочет семья,
и то, чего она действительно
хочет, - совершенно разные вещи.
Терапевт должен научиться
3) Не склонять семью ни к какому конкретному типу взаимоотношений.
Терапевт не должен пытаться советовать членам семьи, как им жить, каким должно быть распределение ролей. Его цель - подсказать им, как можно самим найти нужный тип отношений.
4) Честно признавать границы своих возможностей Терапевту необходимо показать членам семьи реальную сложность проблемы, суть решений, которые приходится принимать, а также сомнения, которые остаются при каждом таком решении. У членов семьи не должно быть ни иллюзий, ни неоправданного скепсиса.
5) Работать в единой
команде с семьей. Терапевт должен
развивать идеологию
6) Акцентировать возможности семьи, ее положительную роль в терапевтическом процессе.