Семейная психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Семейная психотерапия в своем развитии прошла два этапа как и психотерапия в целом: медицинский и психологический.
Со второй половины 20 века стали интенсивно развиваться психологическое консультирование и психологическая семейная терапия, не ставящие медицинских целей и направленные на нормализацию отношений и личностный рост членов семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность семейной психотерапии 5
Понятие «семья» и её функции 5
1.2 История развития семейной терапии 21
1.3 Семейная психотерапия, как помощь современной семьи 26
Глава 2 Экспериментальное изучение семейной психотерапии 33
2.1 Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей 38
2.2 .Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Семейная психотерапия.docx

— 82.62 Кб (Скачать файл)

Семейному психотерапевту приходится при организации своей работы решать проблемы разного вида, например:

1. Работать одному или пригласить  ко-терапевта?

2. Какова оптимальная продолжительность  психотерапии?

3. Где работать с семьей - в  или кабинете по месту его  жительства?

4. Проводить занятия со всей  семьей или сразу сначала с  отдельными членами семьи?

5. Каковы наилучшая частота и  длительность встреч?

6. С каких проблем начать, с  частных или семейных?

7. Или разрабатывать подробный  план действий или положить  на экспромт?

Способ организации и проведения семейной психотерапии не должен определяться "научными воззрениями" семейного  психотерапевта. В идеале выбор способа  организации семейной психотерапии должен зависеть от особенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт  должен быть в равной степени готов  к применению всевозможных стилей психотерапии (и их изменения) в зависимости  от семьи, отдельных ее членов, ее проблемы и семейных условий. Возможно, что  с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, с другим - недирективный. Итак, ответ на все эти вопросы, стоящие перед психотерапевтом, зависит от всей совокупности условий.

Далее рассматривается вопрос, какие  методики семейной психотерапии наиболее применимы. Методика семейной психотерапии - это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт  решает определенную психотерапевтическую задачу.21 Семейная психотерапия за время своего развития приобрел большое число различных техник, пришедших из опыта вновь появившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.

Директивы (или указания) - это прямые, конкретные указания о необходимости  определенных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов для того, чтобы они добились своих  целей. Это могут быть указания сделать  что-то; делать что-то иначе, чем до сих  пор; не делать что-то, что делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив решающим образом зависит  от правильности ее применения, требует  тщательного изучения семьи, психотерапевтического  воздействия на семью примером самого психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.

Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейной психотерапии. Во время ее проведения члены семьи обсуждают широкий  круг проблем, касающийся ее жизни, и  способы решения различных семейных вопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например, исправление  неправильных представлений о семейных или взаимоотношения обучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует от психотерапевта должного умения. В числе основных приемов, используемых при ведении  семейных дискуссий, называются эффективное  использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение, конфронтация с определенным или мыслью членом семьи и т.д.

Порой выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни: в ходе семейной психотерапии эти недостающие навыки формируются  с помощью разнообразных психотерапевтических техник, специальных упражнений и "тренировок": формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. . Общий их принцип заключается в том, что перед членом семьи ставится определенная задача, например, в виде ли умения навыки, которые он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему (ей) справиться с задачей

 

 

Глава 2 Экспериментальное  изучение семейной психотерапии

Для более глубокого изучения, мы выбрали такой метод социальной работы с семьей как семейная психотерапия. Психологическая помощь семье - важнейшая  сфера деятельности социального  работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области  социальной работы напрямую связаны  с семейной ситуацией. Социальные работники-психологи  должны знать современные теоретические  взгляды на семью и на роль семейных факторов в возникновении социальной дезадаптации.

Семейная психотерапия является относительно новой учебной дисциплиной. При  работе с семьей психологи традиционно  использовали общие принципы консультирования и психотерапии. Однако этих знаний не всегда бывает достаточно при работе с семьей.

Обобщив материал теоретической части, можно сформировать такое определение  семьи. Семья - это естественная социальная система с определенными свойствами: набором правил, ролей, структуре  власти, формами общения и способами решения проблем.

Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов  и приемов, направленных на психологическую  коррекцию индивидуума в семье  и с помощью семьи, а также  на оптимизацию семейных взаимоотношений.22 Представители системной семейной терапии рассматривают семью как целостную систему. Система - слово греческое, буквально означает «целое, составленное из частей». Термином «системный подход» обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа, а выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения.

1. При исследовании объекта как  системы описание элементов не  носит самостоятельного характера,  поскольку элемент описывается  не как «такой», а с учетом  его места в целом.

2. Один и тот же «материал» (субстрат) выступает в системном  исследовании как обладающий  одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями. Одним  из проявлений этого является  иерархичность строения систем, причем тот факт, что все уровни  иерархии «выполнены» из одного  материала, делает особенно трудным  проблему поиска специфических  механизмов взаимосвязи различных  уровней системного объекта. Конкретной  формой реализации этой взаимосвязи  является управление. Именно поэтому  проблема управления возникает  практически в любом системном  исследовании.

3. Исследование системы проявляется,  как правило, неотделимо от  исследования условий ее существования.

4. Специфической для системного  подхода является проблема порождения  свойств целого из свойств  элементов и, наоборот, порождение  свойств элементов из характеристики  целого.

5. Источник преобразований системы  или ее функций лежит обычно  в самой системе. Существенная  черта целого ряда системных  объектов состоит в том, что  они являются не просто системами,  а самоорганизующимися системами.  С этим тесно связана и другая  особенность, присущая многим  системным исследованиям: в этих  исследованиях приходится обязательно  предполагать наличие у системы  (или ее элементов) некоторого  множества индивидуальных характеристик  и степеней свободы.

В семейной психотерапии акцент перенесен  на видение симптома как обслуживающего систему - семью, частью которой является индивид. Семейная психотерапия - это  нечто большее, чем просто набор  техники для работы с семьей, а  не с отдельным индивидом. Это  также и другой взгляд на проблемы, которые предъявляются клиентами. Системный подход предполагает переход  от рассмотрения и разрешения индивидуальных проблем к пониманию личностных проблем в плоскости семейного  взаимодействия. Клиенты обычно обращаются с индивидуальными жалобами и  проблемами. Описание проблемы в личностных терминах приведет к поиску решений, направленных на изменение индивидуумов. Системный подход начинается с представления  проблемы в терминах взаимоотношений, а не как индивидуальной проблемы кого-то одного в семье. Единицей анализа  выступают не отдельные члены  семьи (элементы системы), а отношения  и связи между ними.

Семейная система может изучаться  с трех сторон: структурно, функционально  и с точки зрения ее развития.

1. Структурно можно изучать диадном  подсистемы (муж - жена, брат - сестра, отец - ребенок), а также триадные  подсистемы (бабушка - мать - дочь, отец - сын - дочь). Каждая из этих  подсистем имеет свои пределы,  потребности и ожидания.

2. Функционально следует рассматривать  как семья организует защиту, заботу и образование детей,  как она способствует личностному  росту своих членов, поддерживаются  отношения.

3.З точки зрения развития  семьи нас будут интересовать  фазы развития семьи. Семьи,  как и индивиды, проходят свой  жизненный цикл.

На каждой стадии существуют определенные задачи развития, которые семья должна решить, чтобы перейти к новым  приспособительным стратегиям. Паттерны изменений в семьи образуют матрицу, внутри которой и происходит психологический  рост ее членов. Обычная семья проходит в своем развитии определенную последовательность предполагаемых событий - фаз, таких  как вступление в брак, рождение первого ребенка, наступление у  ребенка подросткового возраста, уход из дома самого младшего ребенка, выход супругов на пенсию. И каждая семья, по аналогии с индивидуальным развитием, может быть рассмотрена  как проходит жизненный цикл. Он связан с взрослением и старением  ее членов, а также последовательной сменой их ролей. Кроме того, любая  семья может столкнуться с  неожиданными событиями (финансовые трудности, ранняя подростковая беременность и  т.д.). Такие кризисы нарушают нормальный ход развития и неизбежно приводят к изменению взаимоотношений  внутри семейной системы. Существует и  другой подход к жизненного цикла  семьи. Семейная система включает в  себя минимум 3 поколения. Даже если двухпоколенная семья живет отдельно, члены семьи  как реагируют на прошлое, настоящее  и будущее в контексте трехпоколенной системы. И проблемы одной подсистемы: проблемы прародителей, связанные со старением, проблемы родителей, связанные  с уходом детей из семьи, проблемы детей, связанные с взрослением, - все они являются проблемами одновременно всех без исключения членов семьи .

Каждая новая фаза означает возникновение  новых задач перед семьей и, следовательно, приобретения новых адаптивных способов поведения. Например, на первой фазе жизненного цикла молодой семьи одна из основных задач - это успешность отделение  от родительской семьи. Другой задачей  является переход из состояния молодоженов  до состояния функциональной семейной пары.

Ни один тип семьи не является лучше другого, ни один тип не существует в чистом виде. Любая семья может  быть функциональной (оптимальной) - удовлетворительно  выполняет свои основные функции, или  дисфункциональной - способствует формированию социальной дезадаптации или симптоматического поведения у членов семьи.

Показаниями к семейной терапии  является ситуация, когда семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с  семьей начинается с диагностического периода. Диагноз - термин из медицинской  модели. В этом смысле семейного  терапевта диагноз не интересует. Обычно не диагностируется один член семьи (даже тот, у которого возникла проблема), так как он рассматривается  только как выразитель проблем семьи  как целого организма, и индивидуальная работа

2.1 Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей

Различные исследователи  стремятся обобщить многообразные  требования к терапевту, работающему  с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зипла. Согласно ей, терапевт должен:

1) Освоить педагогический  подход.

Сталкиваясь с проблемами при взаимодействии с семьей, необходимо прежде всего установить, в какой  мере они связаны с недостатком у семьи знаний, а в какой - являются проявлениями сопротивления или "семейной проблемы". Дать семье недостающие знания, сделать это умело, избегая многообразных педагогических ошибок, точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса.

2) Уметь прояснять цели  семьи. Практический опыт и  исследования показали: мнение терапевта  о том, чего хочет семья,  и то, чего она действительно  хочет, - совершенно разные вещи. Терапевт должен научиться прояснять  цели семьи. Для этого он  должен уметь быть открытым, уметь  глушать и адекватно отвечать.

3) Не склонять семью  ни к какому конкретному типу  взаимоотношений.

Терапевт не должен пытаться советовать членам семьи, как им жить, каким должно быть распределение  ролей. Его цель - подсказать им, как  можно самим найти нужный тип  отношений.

4) Честно признавать границы  своих возможностей Терапевту необходимо показать членам семьи реальную сложность проблемы, суть решений, которые приходится принимать, а также сомнения, которые остаются при каждом таком решении. У членов семьи не должно быть ни иллюзий, ни неоправданного скепсиса.

5) Работать в единой  команде с семьей. Терапевт должен  развивать идеологию сотрудничества. Он делает все возможное, чтобы  помочь семье как можно лучше  понять, что происходит с идентифицированным  пациентом, сам же старается  учиться у семьи.

6) Акцентировать возможности  семьи, ее положительную роль  в терапевтическом процессе.

Информация о работе Семейная психотерапия