Семейная психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Семейная психотерапия в своем развитии прошла два этапа как и психотерапия в целом: медицинский и психологический.
Со второй половины 20 века стали интенсивно развиваться психологическое консультирование и психологическая семейная терапия, не ставящие медицинских целей и направленные на нормализацию отношений и личностный рост членов семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность семейной психотерапии 5
Понятие «семья» и её функции 5
1.2 История развития семейной терапии 21
1.3 Семейная психотерапия, как помощь современной семьи 26
Глава 2 Экспериментальное изучение семейной психотерапии 33
2.1 Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей 38
2.2 .Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Семейная психотерапия.docx

— 82.62 Кб (Скачать файл)

Существует немало семей, которые научились справляться  с трудностями, развили терапевтически полезные отношения с членом семьи, испытывающим боль. Терапевт должен увидеть возможность таких отношений в каждой семье и на этой основе формировать в членах семьи самоуважение и веру в свои силы.

7) Уметь правильно реагировать  на интенсивные эмоциональные  проявления в семье.

Чувства членов семьи, испытывающих боль, напряжены до предела. Разочарования, страхи, агрессия, - могут быть глубоко  скрыты, подавлены и в любой  момент вырваться наружу - в приступах  отчаяния и ярости, в обидах и  обвинениях. Терапевт должен уметь  отвечать на эти чувства сочувствием  и пониманием, а не защитной реакцией.

8) Помогать здоровым членам  семьи думать о себе, о своем  личностном развитии.

9) Дать членам семьи  наиболее полную информацию о  самых различных возможностях  семенной психотерапии. Такая информация  помогает членам семьи преодолеть  свое сопротивление психотерапии.

10) Помочь в психологическом  самообразовании. Терапевт должен  хорошо знать литературу (учебники, статьи, рекомендации и т.п.), написанную  для неспециалистов. Он должен  иметь ясное представление о  курсах и семинарах, где члены  семьи могут приобрести необходимые  им знания и навыки.

11) Обеспечивать информацией  о местных возможностях.

Необходимо всячески стимулировать  семьи максимально использовать все имеющиеся возможности: консультации, группы взаимопомощи, поддержки и  т.п.

12) Лично участвовать.

Терапевт должен быть готов  к тому, что случайных кратковременных  визитов недостаточно для того, чтобы  успешно работать с семьей, он должен стать "своим человеком" в семье, готовым в любую минуту прийти на помощь.

 

2.2 .Семейное консультирование и  психотерапия в психологической  практике А.А. Бодалева и В.В.  Столина

А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в работе семьей следующие  фазы:

1. Фаза концентрации на ребенке. Цель этой фазы - дать понять ребенку, что в лице психолога он имеет сильную поддержку, и должен высказать свои проблемы. Во время первых встреч психолог в беседе с родителями определяет суть проблемы-обращения, заключает общее соглашение с семьей о содержании и характере последующих встреч, выявляет суть отношений в семье, ее проблематику.

Еще до первой фазы он оказывает  ребенку мощную эмоциональную поддержку, берет обещание с родителей не перебивать ребенка, не преследовать его  за прямые высказывания в их адрес.

Итогом первой фазы является поиск коммуникаций, на которые могли  бы пойти родители, удовлетворяя те или иные просьбы ребенка, желательно, чтобы уже ко второй встрече в  семье произошли позитивные сдвиги. В начале каждой встречи психолог выясняет чувства ребенка и родителей, интересуется изменениями в семье.

2. Фаза детско-родительских отношений.

На этой фазе родители высказывают  свои претензии ребенку. Задача психолога - придать им гуманизированный характер. Ко второй фазе родители бывают уже  достаточно напряжены и раздражены претензиями ребенка, объединяются в своих жалобах на него и стремлении взять реванш. Основная задача психолога  на этой фазе заключается в том, чтобы  дать возможность для высказываний детям и родителям. Каждый член семьи, который не может высказать свои мысли и чувства, поддерживается психологом. А.А. Бодалев и В.В. Столин рекомендуют в таких случаях  использовать прием "подставного  лица", т.е. высказываются от лица этого члена семьи.

Результативность этого  этапа зависит от того, насколько  члены семьи раскрыли, отреагировали  свои негативные переживания и при  этом не оказались во власти собственной  неуправляемой агрессии.

3. Фаза прояснения коммуникаций в семье, выяснения родительских (супружеских) отношений.

Переломной фазой, фундаментом  семейной психотерапии является переход  на родительские и супружеские отношения, прояснение которых приводит родителей  к пониманию того, что причина  нарушения поведения ребенка  лежит во всем комплексе семейных взаимоотношений.

Задача психолога - удерживать родителей на второй фазе до тех  пор, пока не отреагированы негативные эмоции; не позволять слишком рано переходить на третью фазу; поддерживать баланс высказываний в ходе дискуссий  и не давать слишком рано интерпретаций  всего услышанного. Эту работу он проводит на заключительном этапе, прибегая к различным способам анализа: логической цепочке из слов и событий, логической связи настоящего и прошлого, аналогии с другими семьями и общими нормами.

Если в семье несколько  детей, то после фазы родительских отношений  психолог переходит к следующей - детских интеракций, т.е. отношений  между детьми.

Конечная фаза определяется наличием определенных признаков:

- симптомы, с которыми  обратилась семья, постепенно  исчезают;

- все чаще на встречах  члены семьи смеются, оживлены;

- все чаще члены семьи  обсуждают дома свои проблемы, в семье происходят приятные  события;

- все члены семьи начинают  признавать и понимать независимость  друг друга;

- семья отмечает, что в  ней все наладилось, и отпадает  необходимость встреч.

 

Заключение

Семейная терапия возникла с  началом проблем в семье.                              Хотя, выдающийся русский писатель Л.Н. Толстой сказал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые - каждая несчастлива по-своему, но все же все они имеют определенные общие проблемы. Их можно разделить на общие, присущие любой семьи, и индивидуальные, особые для каждой отдельной семьи.

Семья - это чрезвычайно важный элемент социальной структуры общества. Изменения, происходящие в семье, влияние  на характер общественных отношений, на состояние и развитие самого общества. Поэтому тип семьи как одной  из подсистем общественной системы  не может быть произвольным, он санкционируется  обществом. Семейная деятельность регулируется и направляется традициями, обычаями, нормами, господствующими в обществе при определенных исторических условиях.

Как составная общества, семья подвергается воздействию всех тех изменений, которые в нем происходят. Экономическая  и социальная кризис, спад производства, безработица, социальная незащищенность - все это оказывает негативное влияние на семью, предопределяет ее современный кризис.

Кризис института семьи проявляется  в потере ориентации молодежи на создание собственной семьи, в низкой рождаемости, малодетные семейной ориентации, увеличении количества разводов, росте числа  внебрачных детей и т.д..

Одним из основных факторов кризиса  семьи является ее материальные трудности, разочарования вследствие неоправданных  надежд на достижение определенного  состояния, брак жизненных перспектив.

Поэтому несмотря на выше сказанные  проблемы возникла семейная психотерапия, которая стремительно развивается.

Семейная психотерапия, как одно из направлений психотерапии, предусматривает  взаимодействие сразу со всей системой, которой является семья. Методы данного  подхода зависит от того, какой  школы семейной психотерапии придерживается психотерапевт. Наиболее распространенными  видами системной психотерапии является коммуникативная, структурная и  стратегическая. Каждая школа имеет  свои теоретические основы, цели и  методы работы с клиентами.

Каждое направление имеет целью  улучшение качества жизни не только пациента - носителя симптомов, но и  всей семьи. Для этого на сессиях  семейной психотерапии должны присутствовать все члены семьи, а сама психотерапия должна охватывать деятельность всей системы. По этому поводу, семейная психотерапия не может применяться, когда важные члены семьи не соглашаются  на участие в терапевтических  сессиях.

В ситуации, когда пациентом, направленным к психотерапевту есть ребенок, часто  рекомендуют курс семейной психотерапии, считая, что ребенок проявляет  симптомы (например, трудности в  школе, ночное недержание мочи, нарушение  питания) вызваны неблагополучным  семейным окружением. Эти симптомы являются своего рода криком о помощи. В случае, когда коммуникация или  все функционирования семьи нарушается, человечком, который начинает показывать признаки дезадаптации, как правило, ребенок, поскольку она является слабым в семье, с точки зрения защитных механизмов.

 

Список использованной литературы

 

1.Алешина Ю.Е. Индивидуальное  и семейное консультирование. -М.,2004

2. Бондарчук А. И. Психология  семьи: Курс лекций / МАУП. - М., 2001.

3.Браун Дж. Кристенсан  Д. Теория и практика семейной  психотерапии. - СПб: Питер, 2001 - 352с.

4.Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная психотерапия - Воронеж: НПО «Модэк». 2003

5.Витакер К. Полночные  размышления психотерапевта. М.,2004

6.Грановская Р.М. Элементы  практической психологии. - Л.,1988

7. Гребенников И. В. Основы  семейной жизни - М.: Просвещение, 1991. - С. 24 - 26.

8.Дружинин В.И. Психология  Семьи. - М.,2003

9. Карабанова О.А. Психология  семейных отношений: учеб. пособ. - М.: Самара: Изд-во СИОКПП 2001. - 119с

10.Ковалев С.В.Психология  семейных отношений. - М.,1997

11. Краткохвил С. Психотерапия  семейно-сексуальных дисгармоний.  Пер. с чеш. А. Ф, Гордиенко,  В.Ф. Кобеляцком. Под.ред. Г.С. Васильченко.  М., "Медицина", 1991, 336с.

12.Мишина Т.М. Психологические  исследования супружеских отношений  при неврозах //Семейная психотерапия  при нервных и психических  заболеваниях / Под. Ред. Мягер  В.К. и Зачепинского Р.А. - Л., 2003

13.Роджерс К.Р. Взгляд  на психотерапию. Становление человека. - М.,1994

14.Сатир В. Как строить  себя и свою семью. - М.,1992

15.Сысенко В. А. Супружеские  конфликты - 2-е изд. Переработаное  и дополненое.-М.: Мысль, 1989. - С. 15 - 17, 92 - 94.

16.Черкасова А.В. Современная  семья: проблемы и перспективы  развития: учеб. Пособие / самарский  гос. ун-т. к-дра пед-ки. Самара: Изд-во «Самарский ун-т».-2000.-72С

 

 

 

1 Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная психотерапия - Воронеж: НПО «Модэк». 2003

2 Мишина Т.М. Психологические исследования супружеских отношений при неврозах //Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под. Ред. Мягер В.К. и Зачепинского Р.А. - Л., 2003

3 Мишина Т.М. Психологические исследования супружеских отношений при неврозах //Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под. Ред. Мягер В.К. и Зачепинского Р.А. - Л., 2003

4 10.Ковалев С.В.Психология семейных отношений. - М.,1997

5 Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учеб. пособ. - М.: Самара: Изд-во СИОКПП 2001. - 119с

6 Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

7 Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

8 Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

9 Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

10 Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

11 Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

12 Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

13 Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

14 Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

15 Ковалев С.В.Психология семейных отношений. - М.,1997

16 Ковалев С.В.Психология семейных отношений. - М.,1997

17 Ковалев С.В.Психология семейных отношений. - М.,1997

18 Гребенников И. В. Основы семейной жизни - М.: Просвещение, 1991. - С. 24 - 26.

19 Черкасова А.В. Современная семья: проблемы и перспективы развития: учеб. Пособие / самарский гос. ун-т. к-дра пед-ки. Самара: Изд-во «Самарский ун-т».-2000.-72С

20 Черкасова А.В. Современная семья: проблемы и перспективы развития: учеб. Пособие / самарский гос. ун-т. к-дра пед-ки. Самара: Изд-во «Самарский ун-т».-2000.-72С

21 Черкасова А.В. Современная семья: проблемы и перспективы развития: учеб. Пособие / самарский гос. ун-т. к-дра пед-ки. Самара: Изд-во «Самарский ун-т».-2000.-72С

22 Браун Дж. Кристенсан Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб: Питер, 2001 - 352с.

 


Информация о работе Семейная психотерапия