Семейная психотерапия и семейное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 23:19, реферат

Краткое описание

Особенно большое значение для развития отечественной семейной психотерапии сыграла первая монография Э.Г. Эйдемиллера с соавтором "Семейная психотерапия" (1990). В ней авторы подытожили опыт многолетних исследований методов, процесса и механизмов лечебного действия семейной психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Предложили новые методологические подходы, последовательно рассматривающие семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Они убедительно показали, что в случаях, когда кто-либо из членов семьи страдает нервно-психическими заболеваниями, нарушается целостное функционирование семьи и начинают формироваться групповые механизмы психологической защиты, часто носящие патологический характер.

Содержание

Введение

1. Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей

2. Семейная психотерапия и семейное консультирование

а) Цели и задачи семейного консультирования

б) Отличие консультирования от психотерапии

в) Практические приемы и методы психологического консультирования

3. Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

4.Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапии

Вывод

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

 

1.               Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей

 

2.               Семейная психотерапия и семейное  консультирование

 

а) Цели и задачи семейного консультирования

 

б) Отличие консультирования от психотерапии

 

в) Практические приемы и методы психологического консультирования

 

3. Семейное консультирование  и психотерапия в психологической  практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

 

4.Общие выводы о современных  направлениях и принципах семейной  психотерапии

 

Вывод

 

Список литературы

 

 

Введение

 

Семейная психотерапия в своем развитии прошла два этапа как и психотерапия в целом: медицинский и психологический.

 

Со второй половины 20 века стали интенсивно развиваться психологическое консультирование и психологическая семейная терапия, не ставящие медицинских целей и направленные на нормализацию отношений и личностный рост членов семьи.

 

Особенно большое значение для развития отечественной семейной психотерапии сыграла первая монография Э.Г. Эйдемиллера с соавтором "Семейная психотерапия" (1990). В ней авторы подытожили опыт многолетних исследований методов, процесса и механизмов лечебного действия семейной психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Предложили новые методологические подходы, последовательно рассматривающие семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Они убедительно показали, что в случаях, когда кто-либо из членов семьи страдает нервно-психическими заболеваниями, нарушается целостное функционирование семьи и начинают формироваться групповые механизмы психологической защиты, часто носящие патологический характер.

 

Сегодня развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимодействии с другими отраслями психотерапии, прежде всего индивидуальной и групповой, что вполне закономерно. В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие службы семьи; возникает широкий круг учреждений и организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей.

 

Главным принципом психотерапевта можно считать такое высказывание: "Я не могу за Вас решить многие Ваши проблемы, особенно семейные. Вам обязательно нужно научиться самим решать эти проблемы, приобрести для этого нужные знания и навыки. Но зато, когда Вы все это приобретете, моя помощь может оказаться для Вас весьма полезной. Я смогу Вам что-то подсказать, посоветовать, поддержать".

 

В результате такой постановки вопроса удается избежать психотерапевтически крайне неблагоприятной ситуации, когда семья пассивно ждет помощи от терапевта. Вместо этого она настраивается на активный поиск решения своих проблем с помощью терапевта.

 

 

1.Требования, предъявляемые  к терапевту, работающему с семьей

 

Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к терапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зипла. Согласно ей, терапевт должен:

 

1) Освоить педагогический  подход.

 

Сталкиваясь с проблемами при взаимодействии с семьей, необходимо прежде всего установить, в какой мере они связаны с недостатком у семьи знаний, а в какой - являются проявлениями сопротивления или "семейной проблемы". Дать семье недостающие знания, сделать это умело, избегая многообразных педагогических ошибок, точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса.

 

2) Уметь прояснять цели  семьи. Практический опыт и исследования  показали: мнение терапевта о  том, чего хочет семья, и то, чего  она действительно хочет, - совершенно  разные вещи. Терапевт должен  научиться прояснять цели семьи. Для этого он должен уметь  быть открытым, уметь глушать и адекватно отвечать.

 

3) Не склонять семью  ни к какому конкретному типу  взаимоотношений.

 

Терапевт не должен пытаться советовать членам семьи, как им жить, каким должно быть распределение ролей. Его цель - подсказать им, как можно самим найти нужный тип отношений.

 

4) Честно признавать границы  своих возможностей Терапевту  необходимо показать членам семьи  реальную сложность проблемы, суть  решений, которые приходится принимать, а также сомнения, которые остаются  при каждом таком решении. У  членов семьи не должно быть  ни иллюзий, ни неоправданного  скепсиса.

 

5) Работать в единой  команде с семьей. Терапевт должен  развивать идеологию сотрудничества. Он делает все возможное, чтобы  помочь семье как можно лучше  понять, что происходит с идентифицированным  пациентом, сам же старается учиться  у семьи.

 

6) Акцентировать возможности  семьи, ее положительную роль  в терапевтическом процессе.

 

Существует немало семей, которые научились справляться с трудностями, развили терапевтически полезные отношения с членом семьи, испытывающим боль. Терапевт должен увидеть возможность таких отношений в каждой семье и на этой основе формировать в членах семьи самоуважение и веру в свои силы.

 

7) Уметь правильно реагировать  на интенсивные эмоциональные  проявления в семье.

 

Чувства членов семьи, испытывающих боль, напряжены до предела. Разочарования, страхи, агрессия, - могут быть глубоко скрыты, подавлены и в любой момент вырваться наружу - в приступах отчаяния и ярости, в обидах и обвинениях. Терапевт должен уметь отвечать на эти чувства сочувствием и пониманием, а не защитной реакцией.

 

8) Помогать здоровым членам  семьи думать о себе, о своем  личностном развитии.

 

9) Дать членам семьи  наиболее полную информацию о  самых различных возможностях  семенной психотерапии. Такая информация  помогает членам семьи преодолеть  свое сопротивление психотерапии.

 

10) Помочь в психологическом  самообразовании. Терапевт должен  хорошо знать литературу (учебники, статьи, рекомендации и т.п.), написанную  для неспециалистов. Он должен  иметь ясное представление о  курсах и семинарах, где члены  семьи могут приобрести необходимые  им знания и навыки.

 

11) Обеспечивать информацией  о местных возможностях.

 

Необходимо всячески стимулировать семьи максимально использовать все имеющиеся возможности: консультации, группы взаимопомощи, поддержки и т.п.

 

12) Лично участвовать.

 

Терапевт должен быть готов к тому, что случайных кратковременных визитов недостаточно для того, чтобы успешно работать с семьей, он должен стать "своим человеком" в семье, готовым в любую минуту прийти на помощь.

 

2. Семейная психотерапия  и семейное консультирование

 

Создание психологической службы, закрепленное в системе образования официальными документами 1989, 1993 гг., подготовка практических психологов, появление психологических центров и консультаций дало резкий толчок к развитию психологической отрасли отечественной психотерапии как групповой и индивидуальной, так и семейной.

 

В психологической службе и психологической практике семейная психотерапия востребована в связи с консультированием семей и созданием семейных консультаций. Семейная психотерапия направлена на следующие задачи:

 

- увеличение спонтанности  высказываний членов семьи о  своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т.е. увеличение  открытости коммуникации;

 

- закрепление новых способов  общения в семье;

 

- разрушение внутрисемейных  стереотипов;

 

- осознание членами семьи  ролей, которые они играют, их  закрепление или замена;

 

- понимание семьей своего  единства, взаимозависимости;

 

- возможность семьи выражать  гамму чувств, эмоционально абстрагировать  их.

 

Семейное консультирование как разновидность психологической помощи семье, имеет свои отличительные признаки, границы и объем вмешательства. Оно развивалось параллельно с семейной психотерапией, и эти два вида профессиональной деятельности взаимно обогащали друг друга. Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста.

 

Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и на обсуждении способов разрешения ситуации - "веера решений" (Т.М. Мишина, 2003, Карабанова О. А., 2001).

 

Многообразие приемов и методов семейного консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, один из вариантов которой - рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса, системное направление (Б.Ф. Скиннер, С. Минухин) и эмпирическое (К. Витакер, В. Сатир).

 

Интегрируя практические приемы проведения семейного консультирования представителями различных школ семейной терапии, сформулировали следующие принципы и правила семейного консультирования:

 

1) Установление контакта (раппорта) и присоединение к пациентам. Достигается с помощью соблюдения  конструктивной дистанции, помогающей  оптимальному общению, приемов "мимезиса", использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.

 

2) Сбор информации о  проблеме пациента с использованием  приемов метамоделирования и терапевтических метафор (Гордон Д., 1994). Субъективизации психотерапевтической цели способствовали такие вопросы: "Чего вы хотите?", "Какого результата вы хотите достигнуть?" и т.п.

 

3) Обсуждение психотерапевтического  контракта. Обсуждается распределение  ответственности: консультант обычно  отвечает за условия безопасности  консультации, за технологию доступа  к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную  активность, искренность, желание осуществить  изменения своего ролевого поведения  и т.п. Затем участники консультирования  обсуждают продолжительность работы, длительность одного сеанса (сессии), а также периодичность встреч.

 

4) Уточнение проблемы клиента  с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

 

5) Проведение собственно  консультирования. Необходимо укрепить  веру клиентов в успешность  и безопасность процедуры консультирования  с помощью утверждений такого  содержания: "Ваше желание осуществить  изменения, ваш прежний опыт, активность  и искренность в сочетании  с желанием консультанта сотрудничать  с вами, его профессиональные  качества и опыт будут надежной  гарантией успешности работы".

 

а) Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы: "Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?", "Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?" и т.п.

 

6) Совместный поиск новых  шаблонов поведения - "веера решений". Консультант предлагает следующие  вопросы: "Чего вы еще не  делали, чтобы решить проблему?", "Что вы смогли бы сделать  еще для ее решения? и т.п.

 

б) "Экологическая проверка" (Бэндлер Р., Гриндер Д., 1995); консультант предлагает членам семьи представить себя в исходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние (Психотерапевтическая энциклопедия. 1998, с.301).

 

7) Приближаясь к завершению  консультирования, консультант предпринимает усилия по "страхованию результата". Клиенты получают от консультанта домашнее задание, приглашение на повторную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов.

 

В настоящее время уже имеется значительное число всевозможных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, консультации по вопросам семьи и брака и многое другое. Кроме системы здравоохранения, семейные консультанты появились и в системе образования - в психологических центрах, непосредственно в школах.

 

Ряд авторов отводят работе школьного психолога с семьями учащихся значительное место. Для этого разрабатываются программы, план-схемы проведения семейных встреч, занятий и пр. Так, Овчарова Р.В. (1996) в обязательном порядке вводит в план работы школьного психолога на день индивидуальные консультации с родителями, групповые обсуждения семейных проблем ("Школа для родителей"), предлагает использовать коррекционные родительские группы. Дубровина И.В. (1998) подчеркивает необходимость психологического просвещения родителей, направленного на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обязательность групповых и индивидуальных консультаций по вопросам правильного общения и воспитания детей.

 

3.Семейное консультирование  и психотерапия в психологической  практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

 

А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в работе семьей следующие фазы: 1. Фаза концентрации на ребенке. Цель этой фазы - дать понять ребенку, что в лице психолога он имеет сильную поддержку, и должен высказать свои проблемы. Во время первых встреч психолог в беседе с родителями определяет суть проблемы-обращения, заключает общее соглашение с семьей о содержании и характере последующих встреч, выявляет суть отношений в семье, ее проблематику.

 

Еще до первой фазы он оказывает ребенку мощную эмоциональную поддержку, берет обещание с родителей не перебивать ребенка, не преследовать его за прямые высказывания в их адрес.

Информация о работе Семейная психотерапия и семейное консультирование