Семейное консультирование в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Особенно большое значение для развития отечественной семейной психотерапии сыграла первая монография Э.Г. Эйдемиллера с соавтором "Семейная психотерапия" (1990). В ней авторы подытожили опыт многолетних исследований методов, процесса и механизмов лечебного действия семейной психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Предложили новые методологические подходы, последовательно рассматривающие семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Они убедительно показали, что в случаях, когда кто-либо из членов семьи страдает нервно-психическими заболеваниями, нарушается целостное функционирование семьи и начинают формироваться групповые механизмы психологической защиты, часто носящие патологический характер.

Содержание

Введение 3
1.Требования, предъявляемые к психотерапевту, работающему с семьей 5
2.Семейная психотерапия и семейное консультирование 7
3.Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина 10
4.Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапии 12
Вывод 18
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

психотерапия.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                   3

1.Требования, предъявляемые к психотерапевту, работающему с семьей        5

2.Семейная психотерапия и семейное консультирование           7

3.Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина              10

4.Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапии                 12

Вывод                 18

Список литературы                        20

 

Введение

 

Семейная  психотерапия в своем развитии прошла два этапа как и психотерапия в целом: медицинский и психологический.

Со второй половины 20 века стали интенсивно развиваться  психологическое консультирование и психологическая семейная терапия, не ставящие медицинских целей и  направленные на нормализацию отношений  и личностный рост членов семьи.

Особенно  большое значение для развития отечественной  семейной психотерапии сыграла первая монография Э.Г. Эйдемиллера с соавтором "Семейная психотерапия" (1990). В ней авторы подытожили опыт многолетних исследований методов, процесса и механизмов лечебного действия семейной психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Предложили новые методологические подходы, последовательно рассматривающие семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Они убедительно показали, что в случаях, когда кто-либо из членов семьи страдает нервно-психическими заболеваниями, нарушается целостное функционирование семьи и начинают формироваться групповые механизмы психологической защиты, часто носящие патологический характер.

Сегодня развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимодействии с другими  отраслями психотерапии, прежде всего  индивидуальной и групповой, что  вполне закономерно. В последнее  десятилетие происходит интенсивное  развитие службы семьи; возникает широкий  круг учреждений и организаций самого различного профиля, ставящих своей  целью содействие семье, помощь в  преодолении ее трудностей.

Главным принципом психотерапевта можно  считать такое высказывание: "Я не могу за Вас решить многие Ваши проблемы, особенно семейные. Вам обязательно нужно научиться самим решать эти проблемы, приобрести для этого нужные знания и навыки. Но зато, когда Вы все это приобретете, моя помощь может оказаться для Вас весьма полезной. Я смогу Вам что-то подсказать, посоветовать, поддержать".

В результате такой постановки вопроса удается  избежать психотерапевтически крайне неблагоприятной ситуации, когда семья пассивно ждет помощи от терапевта. Вместо этого она настраивается на активный поиск решения своих проблем с помощью терапевта.

 

 

1.Требования, предъявляемые к психотерапевту, работающему с семьей

 

Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к психотерапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зипла. Согласно ей, психотерапевт должен:

1) Освоить  педагогический подход.

Сталкиваясь с проблемами при взаимодействии с семьей, необходимо прежде всего установить, в какой мере они связаны с недостатком у семьи знаний, а в какой - являются проявлениями сопротивления или "семейной проблемы". Дать семье недостающие знания, сделать это умело, избегая многообразных педагогических ошибок, точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса.

2) Уметь  прояснять цели семьи. Практический  опыт и исследования показали: мнение психотерапевта о том, чего хочет семья, и то, чего она действительно хочет, - совершенно разные вещи. Психотерапевт должен научиться прояснять цели семьи. Для этого он должен уметь быть открытым, уметь глушать и адекватно отвечать.

3) Не склонять семью ни к какому конкретному типу взаимоотношений.

Психотерапевт не должен пытаться советовать членам семьи, как им жить, каким должно быть распределение ролей. Его цель - подсказать им, как можно самим найти нужный тип отношений.

4) Честно  признавать границы своих возможностей психоерапевту необходимо показать членам семьи реальную сложность проблемы, суть решений, которые приходится принимать, а также сомнения, которые остаются при каждом таком решении. У членов семьи не должно быть ни иллюзий, ни неоправданного скепсиса.

5) Работать  в единой команде с семьей. Психотерапевт должен развивать идеологию сотрудничества. Он делает все возможное, чтобы помочь семье как можно лучше понять, что происходит с идентифицированным пациентом, сам же старается учиться у семьи.

6) Акцентировать  возможности семьи, ее положительную  роль в терапевтическом процессе.

Существует  немало семей, которые научились  справляться с трудностями, развили  терапевтически полезные отношения  с членом семьи, испытывающим боль. Психотерапевт должен увидеть возможность таких отношений в каждой семье и на этой основе формировать в членах семьи самоуважение и веру в свои силы.

7) Уметь  правильно реагировать на интенсивные  эмоциональные проявления в семье.

Чувства членов семьи, испытывающих боль, напряжены  до предела. Разочарования, страхи, агрессия, - могут быть глубоко скрыты, подавлены  и в любой момент вырваться  наружу - в приступах отчаяния и  ярости, в обидах и обвинениях. Психотерапевт должен уметь отвечать на эти чувства сочувствием и пониманием, а не защитной реакцией.

8) Помогать  здоровым членам семьи думать  о себе, о своем личностном  развитии.

9) Дать  членам семьи наиболее полную  информацию о самых различных  возможностях семенной психотерапии. Такая информация помогает членам  семьи преодолеть свое сопротивление  психотерапии.

10) Помочь  в психологическом самообразовании. Психотерапевт должен хорошо знать литературу (учебники, статьи, рекомендации и т.п.), написанную для неспециалистов. Он должен иметь ясное представление о курсах и семинарах, где члены семьи могут приобрести необходимые им знания и навыки.

11) Обеспечивать  информацией о местных возможностях.

Необходимо  всячески стимулировать семьи максимально  использовать все имеющиеся возможности: консультации, группы взаимопомощи, поддержки и т.п.

12) Лично  участвовать.

Психотерапевт должен быть готов к тому, что случайных кратковременных визитов недостаточно для того, чтобы успешно работать с семьей, он должен стать "своим человеком" в семье, готовым в любую минуту прийти на помощь.

 

2. Семейная психотерапия и семейное консультирование

 

Создание  психологической службы, закрепленное в системе образования официальными документами 1989, 1993 гг., подготовка практических психологов, появление психологических  центров и консультаций дало резкий толчок к развитию психологической отрасли отечественной психотерапии как групповой и индивидуальной, так и семейной.

В психологической  службе и психологической практике семейная психотерапия востребована в  связи с консультированием семей  и созданием семейных консультаций. Семейная психотерапия направлена на следующие задачи:

- увеличение  спонтанности высказываний членов  семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях,  т.е. увеличение открытости коммуникации;

- закрепление новых способов общения в семье;

- разрушение внутрисемейных стереотипов;

- осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена;

- понимание семьей своего единства, взаимозависимости;

- возможность семьи выражать гамму чувств, эмоционально абстрагировать их.

Семейное  консультирование как разновидность  психологической помощи семье, имеет  свои отличительные признаки, границы  и объем вмешательства. Оно развивалось  параллельно с семейной психотерапией, и эти два вида профессиональной деятельности взаимно обогащали  друг друга. Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно  с консультантом запроса или  проблемы члена (членов) семьи для  изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста.

Принципиальное  отличие психологического консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте  на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного  ресурса субъектов консультирования и на обсуждении способов разрешения ситуации - "веера решений" (Т.М. Мишина, 2003, Карабанова О. А., 2001).

Многообразие  приемов и методов семейного  консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди  которых ведущими в настоящее  время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, один из вариантов которой - рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса, системное направление (Б.Ф. Скиннер, С. Минухин) и эмпирическое (К. Витакер, В. Сатир).

Интегрируя  практические приемы проведения семейного  консультирования представителями  различных школ семейной терапии, сформулировали следующие принципы и правила  семейного консультирования:

1) Установление  контакта (раппорта) и присоединение  к пациентам. Достигается с  помощью соблюдения конструктивной  дистанции, помогающей оптимальному  общению, приемов "мимезиса", использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.

2) Сбор  информации о проблеме пациента  с использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор (Гордон Д., 1994). Субъективизации психотерапевтической цели способствовали такие вопросы: "Чего вы хотите?", "Какого результата вы хотите достигнуть?" и т.п.

3) Обсуждение  психотерапевтического контракта.  Обсуждается распределение ответственности:  консультант обычно отвечает  за условия безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную активность, искренность, желание осуществить изменения своего ролевого поведения и т.п. Затем участники консультирования обсуждают продолжительность работы, длительность одного сеанса (сессии), а также периодичность встреч.

4) Уточнение  проблемы клиента с целью максимальной  ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

5) Проведение  собственно консультирования. Необходимо  укрепить веру клиентов в успешность  и безопасность процедуры консультирования  с помощью утверждений такого  содержания: "Ваше желание осуществить  изменения, ваш прежний опыт, активность  и искренность в сочетании  с желанием консультанта сотрудничать  с вами, его профессиональные  качества и опыт будут надежной  гарантией успешности работы".

а) Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы: "Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?", "Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?" и т.п.

6) Совместный поиск новых шаблонов поведения - "веера решений". Консультант предлагает следующие вопросы: "Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?", "Что вы смогли бы сделать еще для ее решения? и т.п.

б) "Экологическая проверка" (Бэндлер Р., Гриндер Д., 1995); консультант предлагает членам семьи представить себя в исходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние (Психотерапевтическая энциклопедия. 1998, с.301).

7) Приближаясь  к завершению консультирования, консультант предпринимает усилия по "страхованию результата". Клиенты получают от консультанта домашнее задание, приглашение на повторную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов.

В настоящее  время уже имеется значительное число всевозможных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, консультации по вопросам семьи  и брака и многое другое. Кроме  системы здравоохранения, семейные консультанты появились и в системе  образования - в психологических  центрах, непосредственно в школах.

Ряд авторов  отводят работе школьного психолога  с семьями учащихся значительное место. Для этого разрабатываются  программы, план-схемы проведения семейных встреч, занятий и пр. Так, Овчарова Р.В. (1996) в обязательном порядке вводит в план работы школьного психолога на день индивидуальные консультации с родителями, групповые обсуждения семейных проблем ("Школа для родителей"), предлагает использовать коррекционные родительские группы. Дубровина И.В. (1998) подчеркивает необходимость психологического просвещения родителей, направленного на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обязательность групповых и индивидуальных консультаций по вопросам правильного общения и воспитания детей.

 

3.Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

 

А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в работе семьей следующие фазы:

1. Фаза  концентрации на ребенке. Цель  этой фазы - дать понять ребенку,  что в лице психолога он  имеет сильную поддержку, и  должен высказать свои проблемы. Во время первых встреч психолог  в беседе с родителями определяет суть проблемы-обращения, заключает общее соглашение с семьей о содержании и характере последующих встреч, выявляет суть отношений в семье, ее проблематику.

Информация о работе Семейное консультирование в психологии