Семейные конфликты в диаде "родитель-подросток": их причины и характеристика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:10, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования:выявить причины семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток». Объект исследования:подростки. Предмет исследования:причины семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток». Гипотеза:привыявление причин конфликтов и их устранении можно избежать семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток».
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК» 5 I.1 Понятие и сущность семейных конфликтов. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте 5 I.2 Особенности возникновения и протекания конфликтов между родителями и подростками 10 II ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК» 18 II.1 Организация и проведение исследования причин семейных конфликтов между родителями и подростками. Анализ и интерпретация результатов исследования 18 II.1.1 Результаты анкетирования девочек-подростков 18 II.1.2 Результаты анкетирования мальчиков-подростков 20 II.1.3 Выводы по исследованию 22 II.2 Рекомендации родителям по нормализации детско-родительских отношений в семье подростка 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
412 группа
Романенкова Инна Владимировна
КУРСОВАЯ РАБОТА
«СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ
В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК»: ИХ ПРИЧИНЫ
И ХАРАКТЕРИСТИКА»
Научный руководитель: ЛАЗАРЧУК
ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВНА
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты занимают существенное
место в нашей повседневной жизни. Это
нормально и естественно. Говорят даже,
что конфликт - это двигатель развития.
Конфликты возникают практически
во всех сферах человеческой жизни, не
исключение и семья. Вопросы, посвященные
проблеме детско-родительских отношений,
рассматривались учеными на протяжении
всего развития психолого-педагогической
науки и практики. Исследованиями в этой
области занимались учёные Божович Л.И.,
Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И.,
Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б
и многие другие.
Повышенный интерес психологов
и педагогов к проблеме детско-родительских
отношений связан с проблемой конфликтов
между родителями и детьми, вызванных
возрастными особенностями детей. Наиболее
часто конфликты у родителей возникают
с детьми подросткового возраста.
Анализ отечественной и зарубежной
психологической литературы показывает,
что проблема межличностных конфликтов
в подростковом возрасте обсуждается
в разных аспектах. Достаточно подробно
рассматривается вопрос о конфликтах
подростков со сверстниками. Этим вопросом
занимались С. Березин, В.Н. Воробьева,
В.Н. Лозоцева и др. Ряд исследований посвящен
и анализу конфликтов подростков с взрослыми.
Однако эти работы в целом немногочисленны
и затрагивают в основном проблему конфликта
подростков с учителями. Данным вопросом
занимались Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская,
А.Б. Добрович, Н.В. Жутикова, Ю.Н. Кулюткин,
Г.С. Сухобсная, М.М. Поташник, Б.Ф. Вульфов,
М.М. Рыбакова и др. В то же время такой
значимый аспект отношений подростков,
как конфликты с родителями, изучен сравнительно
мало. В этой области проводили исследования
А.Н. Елизаров, Е. Креславский, Е.B. Первышева,
Э.Шефер.
Из этого следует, что вопрос
о конфликтах подростков с родителями
остаётся актуальным и в наше время, так
как он, как ни парадоксально, менее всего
представлен в исследованиях. Значительно
полнее отражена проблема конфликтов
подростков со сверстниками, а также с
учителями.
Область исследования: семейные конфликты.
Проблема исследования: каковы причины семейных конфликтов
в диаде «родитель подросток».
Цель исследования: выявить причины семейных
конфликтов в диаде «родитель-подросток».
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: причины семейных конфликтов
в диаде «родитель-подросток».
Гипотеза: при выявление причин конфликтов
и их устранении можно избежать семейных
конфликтов в диаде «родитель-подросток».
Задачи исследования:
Изучить историю и современное
состояние проблемы семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток»;
Проанализировать особенности детско-родительских
отношений в подростковом возрасте;
Определить причины семейных кофликтов в диаде «родитель подросток»;
Разработать рекомендации по нормализации детско-родительских
отношений в семье подростка.
Методы исследования: теоретический анализ научной
психолого-педагогической литературы;
анкетирование учащихся.
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК»
I.1 Понятие и сущность
семейных конфликтов. Особенности детско-родительских
отношений в подростковом возрасте
Итак, что же такое семейные
конфликты? Что бы ответить на этот вопрос,
следует немного раскрыть понятие самого
конфликта.
Так, А. Г. Здравомыслов, автор
фундаментальной работы по проблемам
социологии конфликта, пишет, что «конфликт
– это важнейшая сторона взаимодействия
людей в обществе, своего рода клеточка
социального бытия».
Социолог Д.Г. Скотт под конфликтом
подразумевает реальную борьбу между
действующими людьми или группами, независимо
от того, каковы истоки этой борьбы, ее
способы и средства, мобилизуемые каждой
из сторон.
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов
под конфликтом понимают наиболее острый
способ разрешения значимых противоречий,
возникающих в процессе взаимодействия,
заключающийся в противодействии субъектов
конфликта и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями.
Ни одна сфера жизни человека
не свободна от конфликтов. Исключением
не является и семья. При спорах и раздорах
любая семья и взаимоотношения в ней могут
сохраниться, дать трещину или распасться.
Женатые люди сегодня сталкиваются
с большими проблемами, чем они ожидали,
собираясь вступать в брак. Брак соединяет
двух людей с разными пристрастиями, разным
семейным окружением, разным уровнем зрелости,
- разные темпераменты под одной, иногда
крошечной крышей. Финансовые проблемы
становятся еще одним бременем в супружеских
трудностях. Когда на сцене появляются
дети, вырастают конфликты по разным воспитательным
подходам. К тому же, бытом многих семей
правят сейчас три докультуры: психологическая
неграмотность – незнание женской и мужской
психологии, азов эмоционального общения
в семье; половое невежество – незнание
законов человеческой сексуальности,
разладов мужской и женской половой природы
и способов их смягчения; воспитательная
неграмотность – незнание коренных отличий
детской психологии от взрослой, неумение
воспитывать детей в ключе их психологии
и в духе нынешнего образа жизни.
Эти три невежества чрезвычайно
усложняют жизнь большинства семей, особенно
семей, которые воспитывают подростка.
Подростковый возраст - это
граница между детством и взрослой жизнью.
Это самый долгий переходный период, который
характеризуется рядом изменений. В это
время происходит интенсивное развитие
личности, ее второе рождение. Из психологического
словаря: «Подростковый возраст — стадия
онтогенетического развития между детством
и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая
характеризуется качественными изменениями,
связанными с половым созреванием и вхождением
во взрослую жизнь».
В многочисленных исследованиях
подросткового периода подчеркивается
его критический, переходный характер,
когда ломаются и перестраиваются прежние
отношения ребенка к самому себе, к окружающим
и к миру в целом.
Для подростков характерна
полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость
и импульсивность,
Неустойчивость может смениться
апатией, отсутствие стремлений и желаний
что-либо делать,
Повышенная самоуверенность,
безаппеляционность в суждениях быстро
сменяется ранимостью и неуверенностью
в себе;
Потребность в общении сменяется
желанием уединиться;
Развязность в поведении порой
сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко
граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают
на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста
является любознательность, пытливость
ума, стремление к познанию и информации,
подросток стремится овладеть как можно
большим количеством знаний, но не обращая
порой внимания, что знания надо систематизировать.
Одно из новообразований подросткового
возраста – чувство взрослости. Когда
говорят, что ребёнок взрослеет, имеют
в виду становление его готовности к жизни
в обществе взрослых людей, причём как
равноправного участника этой жизни. С
внешней стороны у подростка ничего не
меняется: учится в той же школе (если,
конечно, родители вдруг не перевели в
другую), живет в той же семье. Все так же
в семье к ребенку относятся как к "маленькому".
Многое он не делает сам, многое - не разрешают
родители, которых все так же приходится
слушаться. Родители кормят, поят, одевают
свое чадо. До реальной взрослости далеко
– и физически, и психологически, и социально,
но так хочется! Он объективно не может
включиться во взрослую жизнь, но стремиться
к ней и претендует на равные с взрослыми
права. Изменить они пока ничего не могут,
но внешне подражают взрослым. Отсюда
и появляются атрибуты "псевдовзрослости":
курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки
и т.д. У подростка появляется своя позиция.
Он считает себя уже достаточно взрослым
и относится к себе как к взрослому, а так
же он хочет, чтобы все (учителя, родители)
относились к нему, как к равному, взрослому.
Но при этом его не смутит, что прав он
требует больше, чем берет на себя обязанностей.
И отвечать за что-то подросток вовсе не
желает, разве что на словах. Стремление
к самостоятельности выражается в том,
что контроль и помощь отвергаются.
У подростка появляются собственные
вкусы и взгляды, оценки, линии поведения.
Самое яркое - это появление пристрастия
к музыке определенного типа.
Меняется внешний вид подростка.
Внешний вид подростка часто становится
источником постоянных недоразумений
и даже конфликтов в семье. Родителей не
устраивает ни молодёжная мода, ни цены
на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток,
считая себя уникальной личностью, в то
же время стремится ничем не отличаться
от сверстников. Он может переживать отсутствие
куртки – такой же, как у всех в его компании,
- как трагедию.
Ведущей деятельностью в этом
возрасте является коммуникативная. Общаясь,
в первую очередь, со своими сверстниками,
подросток получает необходимые знания
о жизни.
Очень важным для подростка
является мнение о нем группы, к которой
он принадлежит (референтной группы - это
значимая для подростка группа, чьи взгляды
он принимает). Сам факт принадлежности
к определенной группе придает ему дополнительную
уверенность в себе. Положение подростка
в группе, те качества, которые он приобретает
в коллективе существенным образом влияют
на него. Желание слиться с группой, ничем
не выделяться, отвечающее потребности
в эмоциональной безопасности, психологи
рассматривают как механизм психологической
защиты. Это может быть и дворовая компания,
и класс, и друзья по спортивной секции,
и соседские ребята по этажу. Такая группа
является большим авторитетом в глазах
ребенка, нежели сами родители, и именно
она сможет влиять на его поведение и отношения
с другими. К мнению членов этой группы
подросток будет прислушиваться, иногда
беспрекословно и фанатично. Именно в
ней будет пытаться утвердиться.
Исходя из выше изложенного,
можно сделать вывод о том, что подростковый
возраст наиболее сложный, противоречивый
и потому - наиболее конфликтный.
В результате изменений подростка
происходит и изменение отношения родителей
к нему. Родительские отношения, основанные
на утверждении силы и отсутствии любви
к ребенку, чаще провоцируют подростково-родительские
конфликты, чем отношения, построенные
на уважении и доверии к ребенку.
Причины возникновения конфликтов
подростков с родителями возрастную специфику
и не одинаковы у младших и старших подростков:
у младших подростков конфликты с родителями
возникают существенно по поводу учебной
деятельности, у старших - по поводу общения.
Способы поведения в конфликтных ситуациях
с родителями более конструктивны у старших
подростков, по сравнению с младшими.
Можно выделить следующие основные
особенности детско-родительских отношений
в подростковом возрасте:
борьба, в процессе которой
должно выясниться, кто же все-таки главный
и с чьими мнениями и вкусами все же надо считаться в первую очередь
(другими словами, – борьба самолюбий,
борьба за самоутверждение, власть);
вечный вопрос о том, кто доложен
идти навстречу и кто с кем должен считаться
– дети с родителями или родители с детьми;
взаимные обвинения и упреки.
Мелкие и крупные конфликты,
ссоры подростков с взрослыми – постоянные
источники напряжения. В семье это напряжение
накапливается, усиливается, раскручивается,
Выход становится найти все труднее и
труднее. А это значит, что и родители,
и подростки постоянно напряжены, делают
много ошибок, постоянно срываются. Возникает
стресс детско-родительских отношений.
I.2
Особенности возникновения и протекания
конфликтов между родителями и подростками
Проявление таких качеств как
отделение себя от родителей и их опеки,
ярко проявляемая инициатива - это потребность
обрести свою собственную власть над собственной
жизнью и первопричина конфликтов подростков
с родителями. Плюс ко всему вся ситуация
происходит на фоне того, насколько родители
и ближайшее окружение подростка готовы
к тому, чтобы принять его и понять.
Ребенок, привыкший доверять
родителям, дружелюбен и общителен с другими
взрослыми, с ним можно договориться. И
если родители не оказывают на него лишнего
давления, сохраняют дружеские отношения,
конфликт, как правило, сглажен, не причиняет
подростку лишних переживаний, не вызывает
желание делать все наперекор. А вот если
ребенок, как правило, замкнут, необщителен,
мало кому доверяет, неуверен в себе, то
он часто вступает в конфликты, бывает
агрессивен и раздражителен. Договориться
с ним бывает очень сложно, так как мало
кто из взрослых имеет доступ к душе такого
ребенка.
Особую сложность представляют
взаимоотношения родителей и подростков
в неполных семьях.
Психологические исследования
А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой,
B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека
и др.[53] свидетельствуют, что в силу названных
причин дети из неполных семей, по сравнению
со сверстниками из полных семей, обладают
рядом психологических особенностей:
более низкой школьной успеваемостью,
склонностью к невротическим нарушениям
и противоправному поведению, проявлениями
инфантильности, негативным отношением
к родителям, нарушениями полоролевого
поведения, тягостным чувством отличия
от сверстников, неустойчивой, заниженной
самооценкой с актуальной потребностью
в ее повышении, неадекватной требовательностью
к матери и высоким желанием изменений
ее поведения, активным поиском «значимого
взрослого».
В динамике развития детско-родительского
конфликта существует ряд стадий:
Предполагающая
стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся:
а) длительное бесконфликтное состояние,
когда все себя считают свободными, не
несут никакой ответственности перед
другими, рано или поздно возникает желание
искать виновных; каждый считает себя
правой стороной, обиженной несправедливо,
то порождает конфликт; бесконфликтное
развитие чревато конфликтами; б) постоянное
переутомление, вызванное перегрузками,
которые ведут к стрессам, нервозности,
возбудимости, неадекватной реакции на
самые простые и безобидные вещи; в) информационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; д) стиль организации жизни.
Стадия зарождения
конфликта - столкновение. Оно возможно в трех основных
формах: а) принципиальное столкновение,
когда удовлетворение одних может быть
реализовано определенно только за счет
ущемления интересов других; б) столкновение
интересов, которое затрагивает лишь форму
отношений между людьми, но не задевает
серьезно их материальных, духовных и
других потребностей; в) возникает представление
о столкновении интересов, но это мнимое,
кажущееся столкновение, не задевающее интересов.
Стадия созревания
конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к "атаке" или к "отступлению" от источника неприятных переживаний. Окружающие люди
могут догадываться о зреющем конфликте
быстрее, чем его участники, у них более
независимые наблюдения, более свободные
от субъективных оценок суждения.
Стадия осознания
конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) участники приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.