Психологи выделяют следующие
типы конфликтов подростков с родителями
и способы их преодоления:
- Конфликт неустойчивого
родительского восприятия. По мнению психологов, часто
причиной конфликтов между родителями
и детьми является "неустойчивость
родительского восприятия”. Как это понимать?
Естественно, что статус подростка в семье
и обществе не устоялся. Он и не взрослый,
но уже не ребенок. Вообще, подросток ведет себя
иногда как взрослый, то есть критикует,
требует уважения. Но иногда он, как ребенок,
— все забывает, разбрасывает вещи и т.
д.
В результате положительные
качества недооцениваются, зато выступают
несовершенства. Особенно если в семье
есть младший ребенок — послушный и старательный.
Необходимо, чтобы родители
постарались осознать свои противоречивые
чувства. Попытались гасить в себе недовольство
и раздражение. Объективно оценили достоинства
и недостатки подростка. Сбалансировали
систему обязанностей и прав.
- Диктатура родителей. Формы этого конфликта разнообразны,
но общая формулировка звучит так: диктатура
в семье — это способ контроля, при котором
одни члены семьи подавляются другими.
При этом конечно, подавляется самостоятельность,
чувство собственного достоинства. Родители
вторгаются на территорию подростков,
в их душу. Бесспорно, родители должны
и могут предъявлять требования к ребенку,
но необходимо принимать нравственно
оправданные решения. По мнению психологов,
требовательность старших должна сочетаться
с доверием и уважением к детям, в противном
случае требовательность оборачивается
грубым давлением, принуждением. Родители,
воздействующие на подростка приказом
и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением,
которое чаще всего выражается грубостью,
лицемерием, обманом, а иногда откровенной
ненавистью. И даже если сопротивление
будет сломлено, победа окажется мнимой,
так как ребенок теряет чувство собственного
достоинства, он унижен и получает информацию,
которую можно определить одним выражением:
"Кто сильнее, тот и прав”.
Несомненно, авторитетность
родителей, которые игнорируют интересы
и мнения подростка, лишая его права голоса,
— все это гарантия того, что вырастет
циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись
без тяжких последствий, но одно можно
сказать с полной уверенностью: из сына
или дочери получится то, чего, видимо,
никак не ожидали родители. Так как положительный
эффект такого воспитания отсутствует.
Поэтому пусть подросток в своей комнате
вешает джинсы туда, куда хочется ему.
У любого человека, а особенно у человека
взрослеющего, должна быть территория,
куда "посторонним вход воспрещен”.
Если же взрослый с легкостью вторгается
на чужую территорию, в чужую душу, подросток
замыкается в себе, грубит, нервничает.
Во всяком случае, известно, что в семьях,
где уважают границы личного пространства
каждого, конфликты и ссоры — явления
редкие, нетипичные. Для разрешения таких
конфликтов нужно ввести некоторые простые
правила общения, правила общежития, которые
должны соблюдаться:
- не входить друг к другу в комнату
без стука или в отсутствие хозяина;
- не трогать личные вещи;
- не подслушивать телефонные разговоры;
- необходимо оставлять за подростком
право выбора друзей, одежды, музыки и
т. д.;
- необходимо искренне объяснять
свои чувства, но не вспоминать старых,
давнишних грехов, а говорить о сегодняшнем
положении. Однако при этом никогда не
давить, не наказывать физически, не унижать.
- Мирное сосуществование
— скрытый конфликт. Здесь царит позиция невмешательства.
Выглядит обстановка вполне благопристойно.
У каждого свои успехи, победы, проблемы.
Никто не переступает запрет. Родители
испытывают гордость, поддерживая подобный
нейтралитет. Думают, что такие отношения
воспитывают самостоятельность, свободу,
раскованность. В результате получается,
что семья для ребенка не существует. В
критический момент — беда, болезнь, трудности,
— когда от него потребуется участие,
добрые чувства, подросток ничего не будет
испытывать, так как это не будет касаться
лично его. Сюда же можно отнести воспитание
"без запретов”. Установка родителей
на детскую "свободу” без конца и без
края, устранение тормозов, ограничений
и обязанностей подчиняться нравственному
долгу или элементарным правилам общения
пагубны для формирования личности. Это
является молчаливым разрешением делать
все, что вздумается. Приведет оно к тому,
что человек, воспитанный в таких правилах,
забудет нажать на тормоз, когда на пути
реализации его интересов и способностей
кто-либо окажется. Необходимо поменять
тактику общения. Установить систему запретов
и включиться самим в жизнь подростка.
Соответственно нужно помочь ему участвовать
в жизни семьи. Создать так называемый
семейный совет, на котором решались бы
многие проблемы всей семьи.
- Конфликт опеки. По сути, опека — это забота,
ограждение от трудностей, участие. Подростки
могут быть в таких семьях безынициативны,
покорны, подавлены. Они часто отстранены
от решения вопросов, которые касаются
их лично и всей семьи. Вялое безразличие
подростка иногда превращается в "диктат
младшего”. Он командует родителями, заставляя,
как это было в детстве, выполнять все
свои желания. Часто такие дети появляются
в семьях, где ребенка очень ждали, и он
был последней надеждой на счастье.
Но "деспотизм” подростка
встречается гораздо реже. Чаще это послушный
ребенок, который не доставляет родителям
особых хлопот в детстве. В подростковом
возрасте именно такие ребята наиболее
часто "срываются” и "восстают”
против взрослых. Форма протеста может
быть разной — от холодной вежливости
до активного отпора. Это уже зависит от
индивидуальности. Родители, которые бессознательно
стремятся сохранить эмоциональную близость
с ребенком, оказывают своим детям "медвежью
услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные
тем, чтобы их ребенок не столкнулся с
семейными трудностями, чтобы он не устал
от повседневных забот, растят "маменькиных
сыночков и дочек”. Эти дети несчастливы
в среде сверстников, они не готовы к трудностям
жизни, так как им никто, кроме близких,
"стелить соломку” не станет. Заметим,
что человека чаще губит чрезмерная опека,
чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно
настанет момент, когда родителей начинает
раздражать безынициативность и зависимость
ребенка.
Конфликт разрешится тогда,
когда родители постараются изменить
свое поведение. Нельзя отказываться от
контроля, без которого невозможно воспитание
человека, но нужно свести опеку к минимуму.
Не требовать от ребенка только правильных
поступков, нужно принимать его таким,
какой он есть. Помогать, но не стараться
решать за него все проблемы. Необходимо
стимулировать общение со сверстниками.
Дозировка опеки, дозировка свободы, дозировка
похвалы и порицания — это один из выходов
в данной ситуации.
- Конфликт родительской
авторитетности. "Шоковая терапия”
Детей в таких семьях воспитывают
кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов.
Обливают холодной водой, учат языкам,
музыке. Замечают любой промах, обращают
на него внимание, наказывают неуважением.
Проводят беседы на воспитательные темы,
не давая возможности отстаивать свое
мнение. Не замечают успехов и никогда
не хвалят за хорошие поступки, не поощряют
их. Постоянно требуют от ребенка совершенства,
говоря при этом: "А вот я в твоем возрасте...”.
Это приводит к двум типам конфликтов.
Ребенок чувствует себя неуверенно, его
охватывают обида и ярость, но подросток
понимает, что бессилен. Появляется мысль
о безысходности, бессмысленности собственной
жизни. Все, как на войне. Силы сторон (родителей
и детей) практически становятся равными:
на грубость — грубостью, на злорадство
— злорадством. Если у родителей случаются
несчастья, дети не будут сочувствовать,
они отплатят той же монетой. Нужно изменить
отношение к своему ребенку. Стать терпимее
к недостаткам подростков. Постараться
восстановить доверие и уважение ребенка
к самому себе. Найти и развивать в сыне
или дочери те достоинства, которые свойственны
их натуре. Не унижать, а поддерживать.
Не вступать в бесконечные споры, не допускать
молчаливой, "холодной” войны. И главное
— нужно уверить ребенка в том, что он
всегда будет любим.
Обычно ребенок на притязания
и конфликтные действия родителей отвечает
такими реакциями (стратегиями), как: реакция
оппозиции; реакция отказа; реакция изоляции.
Итак, можно сделать следующий
вывод, если помочь подростку справиться
с собственными внутриличностными конфликтами
и поддерживать дома здоровую, дружелюбную
и принимающую атмосферу - это уже большая
часть гарантии того, что он сможет справиться
с более серьезными конфликтами, которые
ожидают его в будущем.
ВЫВОДЫ
Повышенный интерес психологов
и педагогов к проблеме детско-родительских
отношений связан с проблемой конфликтов
между родителями и детьми, вызванных
возрастными особенностями детей. Наиболее
часто конфликты у родителей возникают
с детьми подросткового возраста.
Анализ отечественной и зарубежной
психологической литературы показывает,
что проблема межличностных конфликтов
в подростковом возрасте обсуждается
в разных аспектах. В то же время такой
значимый аспект отношений подростков,
как конфликты с родителями, изучен сравнительно
мало.
Причины возникновения конфликтов
подростков с родителями имеют определенную
возрастную динамику: у младших подростков
преобладают конфликты, связанные с учебой,
у старших наиболее распространённой
причиной конфликтов с родителями становится
«несовпадение взглядов на жизнь». В динамике
развития детско-родительского конфликта
существует ряд стадий: предполагающая
стадия; стадия зарождения конфликта;
стадия созревания конфликта; стадия осознания
конфликта.
Психологи выделяют следующие
типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивого
родительского восприятия; диктатура
родителей; мирное сосуществование —
скрытый конфликт; конфликт опеки; конфликт
родительской авторитетности. И главное,
следует помнить, что ребенок на притязания
и конфликтные действия родителей отвечает
такими реакциями (стратегиями), как: реакция
оппозиции; реакция отказа; реакция изоляции.
Итак, можно сделать следующий
вывод, если помочь подростку справиться
с собственными внутриличностными конфликтами
и поддерживать дома здоровую, дружелюбную
и принимающую атмосферу - это уже большая
часть гарантии того, что он сможет справиться
с более серьезными конфликтами, которые
ожидают его в будущем.
II ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРИЧИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК»
II.1 Организация
и проведение исследования причин семейных
конфликтов между родителями и подростками.
Анализ и интерпретация результатов исследования
Исследование проводилось с
целью выявить главные причины конфликтов
подростков с каждым из родителей по отдельности.
Респонденты – учащиеся 9ых
классов (9 «А», 9 «В») в возрасте от 14-15 лет.
Объём выборки: 40 человек.
База исследования: СШ № 24 г.
Минска.
Учащимся была предложена анкета
(приложение №1), в которой было предложено
23 утверждения. Подросткам нужно было
проранжировать эти утверждения от 1-23
по степени того, на сколько часто данное
утверждение является причиной конфликтов
у него с родителями. Было предложено сделать
это отдельно для каждого родителя.
II.1.1 Результаты
анкетирования девочек-подростков
После анализа и интерпретации
результатов анкетирования девочек-подростков
были получены данные о том, какие причины
являются основными при конфликте подростка
с матерью и при конфликте с отцом. Исходя
из этих данных, причины были расставлены
по местам от 1 до 23.
Причины
конфликтов с матерью:
1 место |
Если уж она чего-то требует
от меня, то обязательно добьется этого. |
2 место |
Не разделяет моих увлечений. |
3 место |
Чаше замечает во мне недостатки,
чем достоинства. |
4 место |
Предъявляет ко мне много требований. |
5 место |
Часто критикует меня по мелочам. |
6 место |
Не могу рассказать ей обо всем,
что со мной происходит. |
7 место |
Мы расходимся с ней по очень
многим вопросам. |
8 место |
Дома она дает мне больше обязанностей,
чем в семьях большинства моих друзей. |
9 место |
Нам трудно достичь взаимного
согласия. |
10 место |
Наказывает меня за такие поступки,
какие совершает сама. |
11 место |
При принятии семейных решений
она не учитывает мое мнение. |
12 место |
Одинаковые мои поступки могут
вызвать у нее то упреки, то похвалу. |
13 место |
Считает, что она лучше знает,
что мне нужно. |
14 место |
Не считает меня таким умным
и способным, как ей хотелось бы. |
15 место |
Она хотела бы во мне многое
изменить. |
16 место |
Я редко делаю с первого раза
то, о чем она меня просит. |
17 место |
Считает, что главное - это слушаться
ее. |
18 место |
Не одобряет мой внешний вид. |
19 место |
Старается контролировать все
мои действия и поступки. |
20 место |
Думает, что я ничего не добьюсь
в жизни. |
21 место |
Не одобряет моих друзей. |
22 место |
Часто заставляет меня делать
то, что мне не хочется. |
23 место |
Бывает, что применяет ко мне
физические наказания. |