Семейные конфликты в диаде "родитель-подросток": их причины и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:выявить причины семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток».
Объект исследования:подростки.
Предмет исследования:причины семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток».
Гипотеза:привыявление причин конфликтов и их устранении можно избежать семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК» 5
I.1 Понятие и сущность семейных конфликтов. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте 5
I.2 Особенности возникновения и протекания конфликтов между родителями и подростками 10
II ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК» 18
II.1 Организация и проведение исследования причин семейных конфликтов между родителями и подростками. Анализ и интерпретация результатов исследования 18
II.1.1 Результаты анкетирования девочек-подростков 18
II.1.2 Результаты анкетирования мальчиков-подростков 20
II.1.3 Выводы по исследованию 22
II.2 Рекомендации родителям по нормализации детско-родительских отношений в семье подростка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

konflikty_roditel-podrostok (2).docx

— 76.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Причины конфликтов с отцом:

1 место

Я редко делаю с первого раза то, о чем он меня просит.

2 место

Не могу рассказать ему обо всем, что со мной происходит.

3 место

Чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.

4 место

Часто критикует меня по мелочам.

5 место

Думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

6 место

Не считает меня таким умным и способным, как ему хотелось бы.

7 место

Считает, что он лучше знает, что мне нужно.

8 место

Дома он дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.

9 место

Предъявляет ко мне много требований.

10 место

Часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

11 место

Наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам.

12 место

Не разделяет моих увлечений.

13 место

Он хотел бы во мне многое изменить.

14 место

Не одобряет мой внешний вид.

15 место

Мы расходимся с ним по очень многим вопросам.

16 место

Бывает, что применяет ко мне физические наказания.

17 место

При принятии семейных решений он не учитывает мое мнение.

18 место

Считает, что главное - это слушаться его.

19 место

Старается контролировать все мои действия и поступки.

20 место

Не одобряет моих друзей.

21 место

Нам трудно достичь взаимного согласия.

22 место

Одинаковые мои поступки могут вызвать у него то упреки, то похвалу.

23 место

Если уж он чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.


 

 

II.1.2 Результаты анкетирования мальчиков-подростков

После анализа и интерпретации результатов анкетирования мальчиков-подростков были получены данные о том, какие причины являются основными при конфликте подростка с матерью и при конфликте с отцом. Исходя из этих данных, причины были расставлены по местам от 1 до 23.

Причины конфликтов с матерью:

1 место

Она чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.

2 место

Считает, что главное - это слушаться ее.

3 место

Одинаковые мои поступки могут вызвать у нее то упреки, то похвалу.

4 место

Нам трудно достичь взаимного согласия.

5 место

Я редко делаю с первого раза то, о чем она меня просит.

6 место

Часто критикует меня по мелочам.

7 место

Часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

8 место

Считает, что она лучше знает, что мне нужно.

9 место

Наказывает меня за такие поступки, какие совершает сама.

10 место

Старается контролировать все мои действия и поступки.

11 место

Предъявляет ко мне много требований.

12 место

Она не разделяет моих увлечений.

13 место

При принятии семейных решений не учитывает мое мнение.

14 место

Мы расходимся с ней по очень многим вопросам.

15 место

Дома она дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.

16 место

Если уж она чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.

17 место

Она хотела бы во мне многое изменить.

18 место

Не одобряет мой внешний вид.

19 место

Не считает меня таким умным и способным, как ей хотелось бы.

20 место

Не могу рассказать ей обо всем, что со мной происходит.

21 место

Думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

22 место

Не одобряет моих друзей.

23 место

Бывает, что применяет ко мне физические наказания.


 

 

Причины конфликтов с отцом:

1 место

Считает, что главное - это слушаться его.

2 место

Считает, что он лучше знает, что мне нужно.

3 место

Одинаковые мои поступки могут вызвать у него то упреки, то похвалу.

4 место

Часто критикует меня по мелочам.

5 место

Не одобряет моих друзей.

6 место

Я редко делаю с первого раза то, о чем он меня просит.

7 место

Мы расходимся с ним по очень многим вопросам.

8 место

Он хотел бы во мне многое изменить.

9 место

Думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

10 место

Наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам.

11 место

Он чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.

12 место

Нам трудно достичь взаимного согласия.

13 место

Предъявляет ко мне много требований.

14 место

Дома он дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.

15 место

Не одобряет мой внешний вид.

16 место

Он не разделяет моих увлечений.

17 место

Часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

18 место

Одинаковые мои поступки могут вызвать у него то упреки, то похвалу.

19 место

Не считает меня таким умным и способным, как ему хотелось бы.

20 место

Если уж он чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.

21 место

Бывает, что применяет ко мне физические наказания.

22 место

При принятии семейных решений не учитывает мое мнение.

23 место

Не могу рассказать ему обо всем, что со мной происходит.


 

 

II.1.3 Выводы по исследованию

Как было сказано выше, межличностных конфликтов в подростковом возрасте обсуждается в разных аспектах. В то же время такой значимый аспект отношений подростков, как конфликты с родителями, изучен сравнительно мало.

Исходя из результатов данного анкетирования учащихся, можно сказать о том, что, несмотря на то, что причины для конфликтов у подростков с родителями одинаковы, но значимость этих причин для мальчиков и девочек отличается. Так же отличаются основные причины конфликтов с матерью и отцом. Например, то, что может быть основной причиной конфликтов у подростков с матерью, может быть незначительным во взаимоотношениях с отцом и очень редко приводит к конфликту.

Данные анкетирования позволяют сделать вывод, что подростки чувствуют недостаток внимания, как от отца, так и от матери. Они не могут доверить родителям свои тайны. Подростки чувствуют необоснованную требовательность со стороны родителей и несправедливость. Например, это может заключаться в том, что порой их наказывают за то, что родители делают сами. Подростки отмечают, что родители не признают их такими, какими подростки являются, и хотят в них многое поменять. Учащиеся отмечают двойственность того, что от них хотят родители. Именно это и провоцирует подростков на конфликт с родителями. Однако подростки  признают, что они сами бывают виноваты в возникновении конфликта. Например, они не делают с первого раза то, о чём их просят родители.

Хотелось бы отметить, что во время проведения анкетирования, учащимся было труднее проранжировать утверждения в отношении отца. Учащиеся объясняли это тем, что, как правило, их воспитанием занимается больше мама, чем отец, а так же тем, что родители находятся в разводе и из-за этого они редко видятся с отцом. 

  

 

 

II.2 Рекомендации родителям по нормализации детско-родительских отношений в семье подростка

Важнейшим фактором, влияющим на формирование личности ребенка, являются гармоничные внутрисемейные отношения родителей и детей, заинтересованность родителя в планах ребенка, его будущем, воспитание независимости, самостоятельности подростка, вера в успешность ребенка.

Родителям нужно стремиться развивать в своих детях следующие личностные качества: уверенность, базирующуюся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и мужеству, умение находить общий язык и радость в общении с людьми разных полов, возрастов и интересов.

Ниже приведен подбор рекомендаций, которые должны помочь родителям при воспитании подростков и налаживании общения с ними:

  1. Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей - подростков.  Родителям необходимо узнайте о том, что нравится подростку. Возможно, это будет непросто, но способность соотносить склонности и антипатии ребенка является важной частью построения открытых и значимых отношений с ним. Родителям нужно не забывать что, чтобы быть хорошим родителем, также нужно быть хорошим другом.
  2. Многие подростки сопротивляются правилам и ограничениям. Они думают, что достаточно взрослые, что могут сами о себе позаботиться. Хотя это отчасти и так, подросткам все еще нужны ограничения. С новыми возможностями и желаниями они могут причинить себе значительный вред, если не будут сдерживать себя со всей ответственностью. Необходимо дать понять подростку, что у него или у нее будет больше свободы, но при этом на них будет возложено больше ответственности. Свобода без ответственности бессмысленна.
  3. Ежедневное общение является важным для поддержания открытости между родителем и подростком. Ребенок будет более расположен, доверять родителю, если тот будет общаться с ним ежедневно. Необходимо научится понимать мир, в котором живет подросток, поставить себя на его место, и родитель сможет не только добиться его доверия, но и также сможет лучше понять их общее поведение. Также ежедневное общение покажет подростку, что родитель заботится о нем. Это очень важный фактор, так как подростки будут чувствовать себя более комфортно с родителями, которые активно вовлечены в их жизнь.
  4. В спорах с подростком необходимо хоть иногда уступать, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим подростка можно научить уступать, признавать ошибки и поражения.
  5. Для того чтобы воздействовать на ребенка, родители должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым родитель обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
  6. Снижение контроля. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирования способа действия.
  7. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - и ребенка, и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
  8. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
  9. Родителям необходимо обсуждать вместе с ребенком важные семейные дела, не отстранять его от участия в них, подросток должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение.
  10. Родителям нужно научиться не ожидать, что подросток примет любой их совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять - настраиваясь заранее на покорность и послушание, родитель испытает сильный стресс, когда этого не произойдет.
  11. Родителям необходимо усвоить, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя - это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.
  12. Общаясь с подростком, родители должны следить за тем, чтобы не давать непрошеных советов. Подросток недавно развил свою способность к абстрактному мышлению и формирует собственные мнения. Теперь он способен рассмотреть чужую точку зрения, но нужно, чтобы вначале кто-то выслушал и рассмотрел его мнения. Даже если подросток спрашивает родителя, что он думаете по тому или иному поводу, прежде чем ответить, спросите, что думает по этому поводу он сам. Подростку необходимо утвердить свою особую точку зрения. Даже если родитель не согласен с его взглядом на вещи, по меньшей мере оцените рассуждения своего сына или дочери. Можно сказать: «Я никогда не задумывался об этом», или «Тут я с тобой не согласен, но что-то в этом есть», или «В этом и состоит прелесть демократии: каждый может иметь собственное мнение». Даже если мать или отец не согласны с точкой зрения подростка, можно, по меньшей мере, дать высокую оценку его рассуждениям.
  13. У подростков чувство справедливости развито намного сильнее, чем у детей. Если родители ведут себя как диктаторы, подростки бунтуют. Выслушивая ребенка и вместе с ним решая, сколько свободы ему предоставить, родитель усиливает объединяющую их связь.

Информация о работе Семейные конфликты в диаде "родитель-подросток": их причины и характеристика