Семейные конфликты в диаде "родитель-подросток": их причины и характеристика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:10, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования:выявить причины семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток». Объект исследования:подростки. Предмет исследования:причины семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток». Гипотеза:привыявление причин конфликтов и их устранении можно избежать семейных конфликтов в диаде «родитель-подросток».
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК» 5 I.1 Понятие и сущность семейных конфликтов. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте 5 I.2 Особенности возникновения и протекания конфликтов между родителями и подростками 10 II ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК» 18 II.1 Организация и проведение исследования причин семейных конфликтов между родителями и подростками. Анализ и интерпретация результатов исследования 18 II.1.1 Результаты анкетирования девочек-подростков 18 II.1.2 Результаты анкетирования мальчиков-подростков 20 II.1.3 Выводы по исследованию 22 II.2 Рекомендации родителям по нормализации детско-родительских отношений в семье подростка 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Родителям необходимо
помнить: самое главное, чтобы подросток
продолжал общаться с ними; поэтому
не нужно отталкивать его непрошеными
советами и чрезмерной критикой.
Родители должны научиться чувствовать,
когда ребенок действительно
просит совета, а когда просто
пытается выяснить, может ли он
еще говорить с родителями
на интересующие его темы. Сохранить
общение с ребенком намного
важнее, чем попытаться решить
отдельную проблему. Чтобы сохранить
влияние на подростка, необходимо
сберечь в нем ощущение связи
с родителями, а для этого нужно,
чтобы подросток чувствовал, что его
слышат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о конфликтах подростков
с родителями остаётся актуальным и в
наше время, так как он, как ни парадоксально,
менее всего представлен в исследованиях.
Значительно полнее отражена проблема
конфликтов подростков со сверстниками,
а также с учителями.
Психологический конфликт в
детско-родительских отношениях имеет
в своей основе ряд причин: это непонимание
взаимодействующих сторон; неуважение
друг к другу; кризисы которые возникают
у детей и родителей в силу определенных
обстоятельств, или возрастных особенностей;
незнание элементарных правил поведения;
основ психологии, педагогики, медицины,
и ряд других основных и специфических
факторов.
Данные проведённого анкетирования
показывают, что основными причинами конфликтов
являются, как правило, недостаток внимания,
как от отца, так и от матери; подростки
не могут доверить родителям свои тайны.
Подростки отмечают, что родители не признают
их такими, какими подростки являются,
и хотят в них многое поменять. Родителям
необходимо помнить: самое главное, чтобы
подросток продолжал общаться с ними.
Чтобы сохранить влияние на подростка,
необходимо сберечь в нем ощущение связи
с родителями, а для этого нужно, чтобы
подросток чувствовал, что его слышат.
Несмотря на то, что подростки
признают, что они сами бывают виноваты
в конфликте, ответственность за конфликты
в основном возлагается на родителей,
потому что они старше и, следовательно,
мудрее.
И, конечно же, следует отметить,
что пример родителей важнее всех сказанных
выше слов и предлагаемых рекомендаций.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 811 с.
Анцупов, А.Я. Конфликтология: учеб. для вузов
/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособие
для вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2009. – 364 с.
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Спб.: Питер, 2008. – 544 с.
Дорохова,
А.В. Разрешение конфликтов / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.В. Привалихина. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
Екимова, В.И. Победи
конфликт!: тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста / В.И. Екимова, Т.В. Золотова. – М.: АРКТИ, 2008. – 63 с.
Залунина, Л.М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов / Л.М. Залунина. – СПб: Питер, 2004. – 144 с.
Истратова, О.Н. Большая
книга подросткового психолога от 10 лет
и старше / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 3-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. – 636 с.
Калинина, Г.Ф. Как мы любим наших детей?: стратегии семейного воспитания / Г.Ф. Калинина, А.В. Наумова. – М.: Эксмо, 2006. – 544 с.
Киршенбаум, М. Учитесь общаться с подростком / М. Киршенбаум, Ч. Фостер. – Минск: Попурри, 2009. – 384 с.
Колеченко, А.К. Психология и технологии воспитания / А.К. Колеченко. – М.: Каро, 2006. – 416 с.
Кравченко, А.И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.
Крюкова, Т.Л. Психология семьи: Жизненные трудности и совладание с ними: учеб. пособие для вузов / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская,. – Спб.: Речь, 2005. – 240 с.