Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 22:45, курсовая работа
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.
Введение
1. Понятие семьи как системы
2. Виды отношений в семье
2.1 Основы развития взаимоотношений в семье
2.2 Формы семьи
2.3 Брачно-семейные отношения
3. Опыт исследования внутрисемейных отношений в отечественной и зарубежной психологии
3.1 Изучение внутрисемейных отношений отечественными и зарубежными исследователями
3.2 Изучение нарушения процесса коммуникации
Вывод
Спиок литературы
В каждом от дельном случае нужна специфическая, удобная только для этих людей форма сохранения человеческих отношений. Более того, главное при этом не форма, а сохранение сущности брака.
Огромный и все возрастающий процент разводов иногда дает повод говорить о том, что институт брака умирает. Раньше сначала вступали в брак, а потом делали карьеру, теперь, наоборот, лишь после становления личности переходят
Если раньше образцы поведения супругов были достаточно жестко фиксированы, например, в "Домострое", то сегодня с ними гораздо сложнее. Чаще всего супруги берут эти образцы из своих собственных семей. "Ты плохой муж", - говорит жена. - "Почему?" - спрашивает тот. И получает очень убеди тельный (для жены) ответ: "Вот МОЙ ПАПА все дома делал своими руками, а ты даже гвоздь нормально забить не можешь". - "Ах, так! Тогда ты - ужасная жена. МОЯ МАМА всегда готовила мне завтрак, а ты до обеда валяешься в постели". И начинается ролевой социальный конфликт, который самими супругами воспринимается как межличностный. На самом деле через этих супругов конфликтуют две семейные модели. Чтобы избежать этого конфликта, оба должны признавать семью другого партнера, отдавать ей должное, но строить свою на более высоком уровне. Это то же самое, как если бы в брак вступили люди двух культур. Вместо подавления своей культурой культуры другого, пара, чтобы сохранить свой союз, может строить третью - свою культуру.
Сложность сегодняшнего этапа брачно-семейных отношений заключается в том, что единый образец мужа и жены исчез. Никто пока не знает, какой должна быть "правильная" семья. Второй момент, что за этими образцами общество следит не так рьяно. Поэтому можно сказать, что на сегодня идеальный супруг тот, с кем хорошо. То есть сегодня пара сама может создавать тот образец, который ей, и только ей, удобен. Главное, как сами супруги об этом договорятся.
Одним из условий успешности брака на социальном уровне является согласование представлений о супружеских ролях, то есть супруги должны договориться об этом друг с другом. Самое простое действие: каждый сообщает свои представления о роли мужа и жены, потом супруги их согласовывают и находят один, приемлемый для обоих, вариант. При этом надо понимать, что этот договор не на всю оставшуюся жизнь, а на определенный срок, по истечении которого его можно пересмотреть.
В браке социальными ролями являются роли "мужа" и "жены". У каждого из супругов есть свои представления о том, каким должен быть муж и жена. Поэтому, чтобы брак был успешен, супруги должны согласовать свои представления о выполнении этих ролей. Значит, можно сказать, социальный уровень в супружеских отношениях является договорным. Другой социальный момент брака заключается в том, что роли мужа и жены прописаны в законе о браке и семье. И в случае незаконных действий при исполнений этих ролей может наступить вполне конкретная юридическая ответственность. А это социальный уровень.
Эмоциональный уровень в браке
Следующий уровень в брачно-семейных отношениях эмоциональный или уровень чувств, эмоций, переживаний. Он, по сути, является противоположностью социальному, то есть полностью недоговорным. Понятно, что никаких договоренностей по поводу неизменности эмоций и чувств быть не может. Согласитесь, достаточно нелепо звучат обещания: "Ты всегда будешь со мной счастлива!" или "Я буду любить тебя вечно!". Обещания или какие-то обязательства по сохранению чувств неизменными могут рассматриваться как попытки перенести их с эмоционального на социальный уровень. Это невротизирует взаимоотношения вплоть до их разрушения.
Сексуальный уровень брака.
Сексуальный уровень в брачно-семейных отношениях самый часто обсуждаемый и, возможно поэтому, самый запутанный. Доминирующим словом на этом уровне является "хочу", зато очень плохо работают слова с социального уровня "надо" и "должен". Сексуальность у человека имеет много функций: продолжение рода, расслабление, общение, познание другого. Возможно поэтому в понятии "секса" (при всей его многогранной используемости) всё же содержится много неясностей и противоречивостей.
Сексуальный уровень, как и социальный, является договорным. В нём есть ответственность за отсутствие договоренностей между двумя "хочу", вплоть до юридической. На сексуальном уровне вместе со словами "тело" и "хочу" присутствуют понятия "интимность" и "тайна". [10] (Брак, Гражданский брак. Или просто отношения. Статья)
Если говорить о зрелости брачно-семейных отношений, то она заключается в том, насколько супруги могут различать уровни своих взаимоотношений и совмещать (а не смешивать) их друг с другом.
Путаница возникает при смешении социального и эмоционального уровней. Нередко для удовлетворения эмоциональных потребностей в нежности и тепле люди вступают в сексуальные отношения и бывают разочарованы. Сфера эмоциональных отношений достаточно самостоятельна, и без секса можно получить сильные переживания. На этом душевном уровне в ней существует избирательность в партнере. Успешность же зависит от построения резонансной атмосферы взаимного диалога.
В зависимости от состояния того или иного уровня можно составить типологию различных видов брачно-семейных отношений. Например, наблюдаются преимущественно "социальные" браки, основывающиеся на деловых отношениях. В "эмоциональных" семьях кипят страсти. Богатство брака зависит от того, насколько в нем развиты и представлены все три уровня взаимоотношений.
Если говорить о зрелости брачно-семейных отношений, то она заключается в том, насколько супруги могут различать (выделять как отдельные) уровни своих взаимоотношений и совмещать (а не смешивать) их друг с другом. [9] (С.В. Петрушин)
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов. К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:
Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта.
Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).
Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько "осаждает" другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.
Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.
Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, - сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения ("Я счастлив, если счастлива ты"), люди становятся более свободными. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам. [11] (Сысенко В.В.)
Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова [12], являются:
репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности)
воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
3. Опыт
исследования внутрисемейных
3.1 Изучение
внутрисемейных отношений
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания стали уделять исследованиям семьи. Изучаются самые разные ее характеристики и происходящие в ней процессы - удовлетворенность супругов браком, структура семейных ролей, распределение власти, детско-родительские отношения и т.д. В российской психологической литературе можно отметить такие работы как "Супружеские конфликты" [11]. Сысенко В.А. Супружеские конфликты.М., 1983., "Психология и психотерапия семьи" [8] Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкис, "Семейное психологическое консультирование", "Супружеский компонент"Полунина И.А. [13] Семейное психологическое консультирование. Балашов, 2003, "Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний" С. Кратохвила [14], "Современная молодая семья" (Л.Ф. Филюковой [15], "Как строить себя и свою семью" В. Сатир [16], "Семейная терапия" Бэндлер Р., Гриндлер Д., Сатир В. [17], "Танцы с семьей" К. Витакера, В. Бамберри [18], "Позитивная семейная психотерапия".Н. Пезешкиана [19] и "33 и 1 формы партнерства" Н. Пезешкиана [20]. Это почти все основные работы по психологии и психотерапии семьи. Семейные отношения представляют большой интерес для фундаментальной науки, однако, именно проблемам семьи посвящено не так уж много работ.Л.Я. Гозман [21] подчеркивает что: "Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины" Витакер К., Бамберри В. [18] Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. Труднодоступность изучения семейных отношений, как считает Л.Б. Шнейдер Психология семейных отношений. [22], связана:
а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям;
б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние;
в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения. Возможно, именно с этими причинами, соглашается с Л.Б. Шнейдер Ю.Е. Алешина [23] Цикл развития семьи: исследования и проблемы; и связан тот факт, что фундаментальных психологических исследований развития семьи в нашей стране практически не существует. [24]
Многими психотерапевтами в качестве причин конфликтов и трудностей общения называются нарушения в семейной коммуникации. (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. [8], Сатир В.). Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют несколько видов "типичных нарушений" коммуникаций в семье:
"Отклоненные коммуникации"
охватывают многочисленные
"Двойная связь" - разновидность
"парадоксальной коммуникации"
- возникает, если одновременно по
коммуникационному каналу
Понятие "замаскированной коммуникации" было введено Р. Лэингом для описания способов коммуникации при внутресемейных конфликтах и наличии противоречивых мнений. В целом они сводятся к маскировке происходящего в семье. Один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно чувствует другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, родители отвечают ребенку, когда тот жалуется, что ему плохо, примерно следующее: "Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Ты просто неблагодарный". Ради спокойствия родителя интерпретация сообщения так искажается, что его информационная роль сводится к нулю.
В процессе совместной жизни супруги, как правило, становятся терпимее относиться друг к другу, что сказывается на ходе семейных конфликтов, они смиряются с несовпадением взглядов по многим вопросам (Егидес А.П., 1987; Сысенко В.А., 1989). [11]
Информация о работе Семейные отношения как объект исследования в психологии