Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:33, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучение семьи как социального института. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.Определить понятие – социальные институты;
2.Семья как социальный институт;
3.Исторические типы семьи;
4.Основные функции семьи;

Содержание

Введение
Глава 1. Семья как важнейший социальный институт
1.1 Понятие социального института
1.2 Семья как социальный институт
1.3 Понятие, сущность и структура семьи
1.4 Формы и исторические типы семьи
Глава 2. Функции семьи
2.1 Основные функции семьи
2.2 Роль семьи в социализации личности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)
    1. Функция социализации личности.

Семья – источник первичной социализации личности. Внутрисемейные отношения, психологический климат в семье оказывают прямое влияние на характер детей. Так, установлено, что алкоголем чаще злоупотребляет молодежь, которая росла в семьях, где один или оба родителя были пристрастны к этой вредной привычке.

К счастью, в подавляющем большинстве своем семья становится первичным источником знаний подрастающего человека об окружающей действительности. Из поколения в поколения происходит преемственность положительного исторического опыта, важных теоретических и социально – бытовых знаний, моральных и ценностных установок и ориентиров. Опираясь на знания, полученные в семье человек "проходит процесс интеграции в общественную жизнь, предполагающий личный, самостоятельный выбор и процесс адаптации как внешнего и пассивного приспособления к жизненным обстоятельствам".

    1. Экзистенциальная функция или функция заботы и защиты.

Семья обеспечивает своим членам защиту, социальную безопасность. В детском возрасте человек нуждается не только в физической защите и опеке (крыша над головой, пища и одежда), но ему необходима и эмоциональное участие в его жизни со стороны родителей. Так в участии нуждаются уже недееспособные члены семьи. Для них семья есть источник поддержки и стабильности.

    1. Функция социального самоопределения человека.

Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежат его родители. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных, как принято считать основных, выделяют также ряд следующих немаловажных функций. (Таб. 1)

Таблица 1

Функция

Описание

Воспитательная функция

социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества

Регенеративная функция

передача статуса, имущества, социального положения

Хозяйственно-бытовая функция

поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи

Экономическая функция

получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Сфера первичного социального контроля

моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений

Функция духовного общения

развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение

Социально-статусная функция

предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры

Досуговая функция

организация рационального досуга, взаимообогащение интересов

Эмоциональная функция

получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Рекреативная функция

функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта


 

Каждая функция играет определенную роль в жизнедеятельности семьи и имеет значение, как для общества, так и для личности.

Процесс взаимодействия общества и семьи является двусторонним (как общество влияет на семью, так и семья влияет на общество) и непрерывным. И опираясь на вышеизложенное, можно смело заявлять о том, что семья – один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность, устойчивость, ценностную ориентированность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой социальной группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

 

 

2.2 Роль семьи в социализации личности

 

 

Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Психолог Кон И.С. указывал, что: «такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию». Щербаков С.А. считал: «Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь». Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи - в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное – затормаживает.

То же самое может происходить с взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений. Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием. В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние. Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья. Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что - плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка. С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Как указывала Токарева Т.Н.: «Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности».

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Таким образом, необходимо сказать, что с момента рождения человек начинает усваивать опыт окружающего многообразного мира, т.е. социализироваться и этот процесс происходит с помощью института семьи.

Заключение

 

 

Таким образом, семья - это социальный институт, который удовлетворяет индивидуальные потребности членов семьи, осуществляет их первичную социализацию, выступает посредником во взаимосвязи личности и общества.

Семья — главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.

Семья выполняет ряд функций (перечислим основные): репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, функция социализации личности. Выделяют также различные типы семей: по структуре власти в семье; типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности; по составу семьи, по этапу жизненного цикла, по социальному составу.

Как правило, проблемы семьи возникают тогда, когда не реализуются или слабо реализуются ее функции. Нестабильность брака и семьи, рост числа разводов, снижение репродуктивности семьи характерны для всех развитых стран мира.

 

Список литературы

 

 

  1. Фролов С.С. Общая социология: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 364 с.
  2. А.И. Антонов, В. Медков. Социология семьи. – Инфра-М, 2010. – 304 с.
  3. Антонов А.И. Социология семьи – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  4. Антонов А.И. Микросоциология семьи – М.: ИНФРА-М, 2009. – 368 с.
  5. Демография: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  6. Навайтис Г. Семья в психологической консультации – М.: Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1999.
  7. Социология: Учебное пособие // Под ред. А.С. Попова – Пенза, 1995.
  8. Токарев Т.Н. Проблемы личности в психологии // Психология – 2007.

Размещено на Allbest.ru

1 Фролов С.С. Общая социология: учеб. – М.: Проспект, 2010. – с.122.

2 А.И. Антонов, В. Медков. Социология семьи. – Инфра-М, 2010.– с. 65.


Информация о работе Семья как социальный институт