Семья как социокультурная среда воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания, среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки. Их объектом является все то, что является носителем психического. А предметом – психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования: закономерности возникновения, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предмет и методы психологии..………………………………………………...4
1.1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии…………….….4
1.2. Основные исторические этапы развития психологической науки…………10
1.3. Методы психологического исследования …………………………..………17
2. Семья как социокультурная среда воспитания………………………………...21
2.1. Развитие и социализация личности в семье………………………………….21
2.2. Нарушение в детско-родительских отношениях…………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы и источников……………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 170.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Предмет и методы психологии..………………………………………………...4

1.1. Область изучаемых явлений  и предназначение психологии…………….….4  
1.2. Основные исторические этапы развития психологической науки…………10 
1.3. Методы психологического исследования …………………………..………17 
2. Семья как социокультурная среда воспитания………………………………...21

2.1. Развитие и социализация личности  в семье………………………………….21

2.2. Нарушение в детско-родительских  отношениях…………………………….28 
Заключение……………………………………………………………………….…35

Список использованной литературы и источников……………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Вся  существующая реальность выступает  объектом и предметом изучения  в различных системах научного  знания, среди которых особое  место в жизнедеятельности людей  занимают психологические науки. Их объектом является все то, что является носителем психического. А предметом – психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования: закономерности возникновения, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов.

Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация, холотропное дыхание); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы.

 

 

 

  1. Предмет и методы психологии

 

    1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии

Психика (от греч. psychikos – душевный) – форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой науки, сталкиваются все, она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п.. Психология (psyche - душа, logos —

учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком или неосознаваемых им. Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общности людей.

Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психология – наука о закономерностях возникновения, формирования, развития и функционирования психики людей в различных условиях и на различных этапах жизни и деятельности. Объектом психологии и различные социальные группы, массы и формы общности людей (рисунок 1). 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Объект и предмет психологии.

Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному, о чем речь также пойдет чуть позже. Кроме того, названные выше субъективные явления (явления человеческой души, «внутреннего» мира) становятся предметом рассмотрения не только психологии, но и логики, педагогики, физиологии и других наук.

Одна из точек зрения на этот счет такова. Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию душевных (психических) явлений, т. е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта, необычной) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия, контроля за его ходом. Поясним сказанное на примере. Мы дышим, как правило, лишь за счет чисто физиологической (внепсихической) регуляции дыхания. Однако когда в комнате становится «невыносимо» душно, начинает «работать» психика: оцениваются факторы данной ситуации, устанавливается их связь, определяется путь ее изменения («открыть окно или выйти из комнаты») и т. д., т. е. осуществляется ориентировка в плане образа изменившейся ситуации.

     Одно из центральных мест в психологии занимает психика человека. В психологической литературе принято воспринимать психику - внутренний духовный мир человека как свойство организованной материи – головного мозга (В.П. Каширин), однако исследования последних десятилетий все больше склоняются к тому, что психика человека – это интегративная, динамичная субстанция, «соединяющая оба аспекта (сознание и материю), некие атомы психической реальности» (В.В. Козлов). И важно обозначить континуум форм существования психического, объединив его многообразие в четыре группы (рисунок 2).

  1. Психические процессы человека:
    1. познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь);
    1. эмоциональные (чувства);
    2. волевые.
  1. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения, и др.).
  1. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).
  2. Психические состояния:
    1. функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые);
    2. общие (мобилизованности, готовности, апатии, неуверенности и т. п.);
    3. измененные (расширенное, трансовое, психоделическое и т. п.).

Рисунок 2. Мир психических явлений  человека.

Современному специалисту важно уяснить содержание научного понимания психики человека и опираться на это знание в процессе профессиональной деятельности.

Говоря о предмете психологии человека нельзя не сказать о групповой, массовой психики людей (интерперсональном сознании) как живой сферы жизни и деятельности людей конкретной общности, социального организма, интерперсоны, характеризующейся содержанием (нравственным, политическим, профессиональным, этническим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии до энтузиазма, подъема), действенностью. Это уже предмет изучения социальной психологии.

При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир. Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательных процессов.

Другие психические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т. е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др. Соответствующий раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности.

Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В ходе такого общения складываются межличностные отношения между людьми официальные и неофициальные, деловые и личные, и, наконец, интимные отношения (влечение, боязнь, любовь, дружба). Психологические аспекты данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология человеческого общения.

Изучение психологии начинается с усвоения общих (фундаментальных) понятий и положений, характеризующих психику поведения людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.

Ее дополняют специальные отрасли психологии: генетическая, изучающая наследственные механизмы психики и поведения; дифференциальная, рассматривающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, педагогическая, исследующая психологические аспекты обучения и воспитания и др.

Психология в системе знаний человека.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение; психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы (ЦНС). Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, принято считать (и не без оснований), что психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные исторические этапы развития психологической науки

Психологические знания в античности.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 г.г. до н. э.) душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ, и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. 

Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля(384-322). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является «нас» (разум), привносимый из вне в виде божественного разума. 

Психология в средние века

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), анимистическая трактовка души Платоном и Аристотелем увязывается средневековыми авторами с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Тем не менее, в христианской аскетике были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолюьов. В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить в этом направлении деятельность арабских мыслителей IX-XII вв. Ибн-Сины (Авиценны) и Ибн-Рушда (Аверроэса). А немецкий схоласт Родольф Гоклениус (1547-1628)впервые ввел термин «психология» (1590).

Информация о работе Семья как социокультурная среда воспитания