Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:01, курсовая работа
Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания, среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки. Их объектом является все то, что является носителем психического. А предметом – психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования: закономерности возникновения, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предмет и методы психологии..………………………………………………...4
1.1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии…………….….4
1.2. Основные исторические этапы развития психологической науки…………10
1.3. Методы психологического исследования …………………………..………17
2. Семья как социокультурная среда воспитания………………………………...21
2.1. Развитие и социализация личности в семье………………………………….21
2.2. Нарушение в детско-родительских отношениях…………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы и источников……………………………...36
Тесты проективные (прожективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.
Анкета — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Интервью— метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.
Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.
Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен(позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).
2.Семья как социокультурная среда обитания
2.1. Развитие и социализация личности в семье
Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:
• в результате целенаправленного
процесса воспитания;
• по механизму социального научения.
В свою очередь, сам процесс
социального научения также идет по двум
основным направлениям. С одной стороны,
приобретение социального опыта идет
в процессе непосредственного взаимодействия
ребенка с родителями, братьями и сестрами,
а с другой стороны, социализация осуществляется
за счет наблюдения особенностей социального
взаимодействия других членов семьи между
собой. Кроме того, социализация в семье
может осуществляться также посредством
особенного механизма социального научения,
который получил название викарное научение.
Викарное научение связано с усвоением
социального опыта за счет наблюдения
научения других.
Изучению влияния стиля родительского
поведения на социальное развитие детей
посвящено множество исследований. Например,
в процессе одного из них (Д. Баумринд)
было выделено три группы детей. Первую
группу составили дети, у которых отмечался
высокий уровень независимости, зрелости,
уверенности в себе, активности, сдержанности,
любознательности, дружелюбия и умения
разбираться в окружающей обстановке
(модель I).
Вторую группу образовали дети, недостаточно
уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые
(модель II).
Третью группу составили дети, которые
менее всего были уверены в себе, не проявляли
любознательности, не умели сдерживать
себя (модель III).
Исследователи рассмотрели четыре параметра
поведения родителей по отношению к ребенку:
1) контроль; 2) требование зрелости; 3) общение;
4) доброжелательность. Контроль (К) — это
попытка влиять на деятельность ребенка.
При этом определяется степень подчиненности
ребенка требованиям родителей. Требование
зрелости (ТЗ) — это давление, которое
родители оказывают на ребенка, чтобы
заставить его действовать на пределе
умственных возможностей, высоком социальном
и эмоциональном уровне.
Общение (О) — это использование
родителями убеждения, чтобы добиться
от ребенка уступки; выяснение его мнения
или отношения к чему-либо. Доброжелательность
(Д) — то, насколько родители проявляют
заинтересованность в ребенке (похвала,
радость от его успехов), теплоту, любовь,
заботу, сострадание по отношению к нему.
Какими же оказались особенности стилей
взаимодействия родителей с детьми в семьях,
где дети демонстрировали разные модели
поведения?
Модель поведения I. Авторитетный
родительский контроль. Родители, дети
которых следовали модели поведения I,
набрали наибольшее количество очков
по всем четырем признакам. Они относились
к своим детям нежно, с теплотой и пониманием,
доброжелательно, много с ними общались,
контролировали детей, требовали осознанного
поведения. И хотя родители прислушивались
к мнениям детей, уважали их независимость,
они не исходили только из желания детей.
Родители придерживались своих правил,
прямо и ясно объясняя мотивы собственных
требований. Родительский контроль сочетался
с безусловной поддержкой желания ребенка
быть самостоятельным и независимым. Эта
модель была названа моделью авторитетного
родительского контроля. Примером такой
модели можно назвать мудрых родителей
семейства Гласе из рассказов Дж. Сэлинджера,
где никто не тиранит детей, но и не дает
им отбиться от рук. У семерых Глассов,
от старшего до самого младшего, множество
общих интересов с родителями.
Модель поведения
II. Властная. Родители, дети которых следовали
модели поведения II, получили более низкие
оценки по выделенным параметрам. Они
больше полагались на строгость и наказания,
относились к детям с меньшей теплотой,
меньшим сочувствием и пониманием, редко
общались с ними. Они жестко контролировали
своих детей, легко применяли свою власть,
не побуждали детей выражать свое собственное
мнение. Эта модель была названа властной.
Примеров подобной модели в мировой литературе,
пожалуй, больше всего — это и обращение
с детьми Плюшкина, и тираническая мамаша
из «Господ Головлевых» и — если обратиться
к более современным образам — многие
персонажи произведений Людмилы Петрушевской,
Модель
поведения III. Снисходительная. Родители,
дети которых следовали модели поведения
III, были снисходительными, нетребовательными,
неорганизованными, плохо налаживали
семейный быт. Они не поощряли детей, относительно
редко и вяло делали замечания, не обращали
внимания на воспитание независимости
ребенка и его уверенности в себе. Эта
модель была названа снисходительной.
Яркий пример такой модели обрисован в
романе Айрис Мэрдок «Черный принц» —
супружеская чета Баффинов, писатель Арнольд
и его жена Рейчел, мало занимаются воспитанием
дочери Джулиан, даже в 17 лет считают ее
ребенком, но при этом не обращают внимания
на ее сложный характер и проблемы, которые
он порождает.
Любая деформация семьи приводит к отрицательным
последствиям в развитии личности ребенка.
Можно выделить два типа деформации семьи:
структурную и психологическую. Структурная
деформация семьи — не что иное, как нарушение
ее структурной целостности. В наши дни
это обычно связано с отсутствием одного
из родителей (когда-то ранее о такой деформации
говорилось и при отсутствии в семье бабушек
и дедушек).
Французский писатель Эрве Базен полностью
посвятил свой роман «Анатомия одного
развода» тому, как калечит психику четверых
детей разрыв их родителей — художника
Луи и домохозяйки Алины.
Психологическая деформация семьи связана
с нарушением системы межличностных отношений,
а также системы отрицательных ценностей,
асоциальных установок и т.п. Сюда можно
отнести самые разные факторы — от жажды
накопительства до алкоголизма. Существует
много исследований, посвященных влиянию
фактора неполной семьи на личность ребенка.
Так, установлено, что мальчики гораздо
острее девочек воспринимают отсутствие
отца. В таких семьях мальчики более беспокойны,
более агрессивны и задиристы. Особенно
сильно заметна разница между мальчиками
в семьях с отцами и без них в первые годы
жизни детей. В ходе одного из исследований
было установлено, что двухлетние дети,
чьи отцы умерли до их рождения, живя с
матерями-вдовами, были менее самостоятельны,
проявляли тревожность и агрессивность
в большей степени, чем дети, у которых
были отцы (П. Массен, Дж. Конджер и др.,
1987). При обследовании детей старшего возраста
выяснилось, что поведение мальчиков,
растущих без отцов, оказалось менее мужественным
в сравнении с теми, у кого были отцы. С
другой стороны, оказалось, что поведение
и личностные особенности девочек, выросших
только с матерями, мало чем отличаются
от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной
деятельности обнаруживается разница
в пользу полной семьи.
Долгое время считалось, что структурная
деформация семьи является важнейшей
причиной нарушения личностного развития
ребенка. Это подтверждалось и статистическими
данными (как зарубежными так и отечественными):
выборки подростков просоциальной и асоциальной,
в том числе и криминальной направленности
существенно отличаются между собой по
критерию «полная — неполная семья».
В настоящее время все большее внимание
уделяется фактору психологической деформации
семьи. Многочисленные исследования убедительно
свидетельствуют, что психологическая
деформация семьи, нарушение системы межличностных
отношений и ценностей в ней оказывают
мощнейшее влияние на негативное развитие
личности ребенка, подростка, приводя
к различным личностным деформациям —
от социального инфантилизма до асоциального
и делинквентного поведения.
Дисгармоничное развитие некоторых черт
характера ребенка может зависеть от особенностей
семейных взаимоотношений. Если родители
недооценивают специфику характера детей,
конфликтность может не только усилиться,
но и привести к развитию патохарактерологических
реакций, неврозов, формированию психопатического
развития на базе акцентуированных черт.
Некоторые типы акцентуаций наиболее
чувствительно реагируют или особенно
уязвимы в отношении определенных типов
семейных отношений. А.Е. Личко выделяет
несколько типов неправильного воспитания.
Гипопротекция
— недостаток опеки и контроля, истинного
интереса к делам, волнениям и увлечениям
подростка. Особенно неблагоприятны при
акцентуациях по гипертимному, неустойчивому
и конформному типам.
Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная
опека и мелочный контроль. Не приучает
ребенка к самостоятельности и подавляет
чувство ответственности и долга. Особенно
неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому,
сензитивному и астеническому типам, усиливает
у них астенические черты. У гипертимных
подростков приводит к резкой реакции
эмансипации.
Потворствующая гиперпротекция — недостаток
надзора и некритическое отношение к нарушениям
поведения у подростков. Это отношение
способствует развитию неустойчивых и
истероидных черт.
Воспитание в культе болезни — это ситуация,
при которой болезнь ребенка, даже незначительное
недомогание, предоставляет ему особые
права и ставит его в центр внимания семьи.
Культивируется эгоцентризм и рентные
установки.
Когда в семье присутствует эмоциональное
отвержение, ребенок ощущает, что им тяготятся.
Эта установка тяжело сказывается на лабильных,
сензитивных и астенических подростках,
усиливая черты этих типов. Возможно заострение
черт и у эпилептоидов. Условия жестких
взаимоотношений выражается в срывании
зла на подростке и душевной жестокости.
Способствует усилению черт у эпилептоидов
и развитию эпилептических черт на основе
конформной акцентуации.
Условия повышенной эмоциональной ответственности
состоят в том, что на ребенка возлагаются
недетские заботы и завышенные требования.
Очень чувствительным оказывается психастенический
тип, черты которого заостряются и могут
переходить в психопатическое развитие
или невроз.
Противоречивое воспитание — это несовместимые
воспитательные подходы различных членов
семьи. Такое воспитание может оказаться
особенно травмирующим для любых типов
акцентуаций.
Отношение к семье в ходе взросления меняется.
В процессе социализации группа ровесников
в значительной степени замещает родителей
(по выражению X. Ремшмидта, происходит
«обесценивание» родителей). Перенос центра
социализации из семьи в группу ровесников
приводит к ослаблению эмоциональных
связей с родителями. Необходимо заметить,
что замечания относительно «обесценивания»
родителей в подростковом и юношеском
возрасте являются очень распространенными
и даже, можно сказать, стали общим местом.
Например, описана специальная поведенческая
особенность, характерная для подросткового
возраста — «реакция эмансипации». Исследователи
неоднократно делали попытки объяснить
ее с эволюционно-биологической точки
зрения. Однако не следует преувеличивать:
гиперболизация идеи о «замещении родителей»
группой сверстников мало соответствует
реальной психологической картине.
Судя по данным исследований, родители
как центр ориентации и идентификации
отступают для подростков на второй план
— но лишь в определенных областях жизни.
Для большинства молодых людей родители,
и особенно мать, остаются главными эмоционально
близкими лицами. Например, одно из исследований
показало, что в проблемных ситуациях
наиболее эмоционально близким, доверенным
лицом для подростка прежде всего служит
мать, а затем, в зависимости от ситуации
в разной последовательности — отец, подруга
или друг. В ходе другого исследования
старшеклассникам предложили ответить,
с кем они предпочли бы проводить свое
свободное время — с родителями, с друзьями,
в компании сверстников своего пола, в
смешанной компании и т.д.
Родители оказались у юношей на последнем
(шестом) месте, у девушек — на четвертом
месте. Однако, отвечая на вопрос «С кем
бы ты стал советоваться в сложной житейской
ситуации?» — и те и другие поставили на
первое место мать. На втором месте у мальчиков
оказался отец, у девочек — друг, подруга.
Иначе говоря, как заметил по поводу этих
результатов психолог И.С. Кон, с друзьями
приятно развлекаться, но в трудную минуту
лучше обратиться к маме. Последние данные,
полученные на выборках современных подростков,
юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию.
Как показано в одном таком исследовании
(А.А. Реан, М.Ю. Санникова), в системе отношений
личности к социальному окружению именно
отношение к матери оказалось наиболее
положительным. Было установлено, что
снижение положительного отношения к
матери, увеличение негативных дескрипторов
(отрицательных характеристик) при описании
матери соотносится с общим ростом негативизации
всех социальных отношений личности. Можно
предполагать, что за этим фактом кроется
фундаментальный феномен проявления тотального
негативизма (негативизма ко всем социальным
объектам, явлениям и нормам) у тех личностей,
для которых характерно негативное отношение
к собственной матери. В целом, как установлено
в исследовании, негативное отношение
к матери является важным показателем
общего неблагополучного развития личности.
2.2. Нарушение в детско-родительских отношениях
Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.
Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.
Прекращение детско-родительского
контакта на длительное время нарушает
естественное формирование многих качеств
детей.
Оптимальные возможности для интенсивного
общения ребенка со взрослыми создает
семья как посредством его постоянного
взаимодействия с родителями, так и посредством
тех связей, которые они устанавливают
с окружающими (родственное, соседское,
профессиональное, дружеское общение
и т.п.).
Существенное влияние на ребенка
оказывает согласованность либо наоборот
дезорганизованность супружеских отношений
(и первое, и второе может быть свойственно
любому типу семьи). Имеются данные, согласно
которым неблагополучная семья негативно
влияет на познавательную деятельность
ребенка, на его речевое, интеллектуальное,
личностное развитие. Установлена закономерность,
согласно которой дети, воспитанные в
конфликтной семье, оказываются плохо
подготовленными в семейной жизни, а браки,
заключенные выходцами из них, распадаются
гораздо чаще.
Конфликтная атмосфера в семье объясняет
ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные»
дети растут в семьях с хорошими материальными
условиями и относительно высокой культурой
родителей (в том числе и педагогической)
и, наоборот, когда в плохо обеспеченных
семьях у родителей с низким образованием
растут хорошие дети. Ни материальные
условия, ни культура, ни педагогические
знания родителей зачастую не способны
компенсировать воспитательную неполноценность
стрессовой, напряженной атмосферы семьи.
Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).
Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.
Существуют варианты взаимоотношений, мешающие нормальному развитию личности ребенка.
1. Авторитарное отношение родителей к детям, при котором формирование нужных качеств затрудняется и искажается.
Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.
Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.
Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.
Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.
Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.
Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Информация о работе Семья как социокультурная среда воспитания