Семья как субъект воспитания и развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:57, реферат

Краткое описание

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Общее представление о личности…………………………………………4
Семья как субъект педагогического взаимодействия……………………5
Функции семьи……………………………………………………………..8
Семейное воспитание……………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованных источников……………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

Итак, семья может рассматриваться  как социальный институт, и как  семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция. Выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство  населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических  и сексуальных потребностей, побуждающих  людей противоположных полов  объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция  привлекает всеобщее внимание: Сколько  современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального  воспроизводства населения в  семье должно быть три ребенка.

Воспитательная функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

  • Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
  • Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.
  • Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Хозяйственно-экономическая  функция. Выполняя её, семья обеспечивает прочные экономические связи  между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и  нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку  тем членам семьи, у которых возникают  материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция. Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных  и духовных сил человека после  трудового рабочего дня. В нормально  функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности  рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Регулятивная функция. Назначение ее состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между  полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный  контроль над соблюдением членами  семьи общественных норм личной, групповой  и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она  формирует у ребенка представление  о социальных связях и включает в  них его с рождения. Отсюда следующая  важнейшая функция семьи - социализация личности. Потребность человека в  детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана  с естественной и социальной сущностью  семьи как воспроизводства человеческого  рода, а также с хозяйственно-экономической  функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального  обеспечения и ухода за ними.

Коммуникативная функция. Все  большее значение социологи придавали  и придают коммуникативной функции  семьи. Можно назвать следующие  компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой  и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и  на характер ее восприятия; организация  внутрисемейного объединения.

Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере  досуга, кроме того, удовлетворяет  определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция  ориентированна на оптимизацию организации  свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так  как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также  эмоциональная стабилизация индивидов  и их психологическая терапия.

Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция. Она  осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных  потребностей супругов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейное воспитание

 

Семейное воспитание –  более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые  старшими членами семьи, которые  направлены на то, чтобы младшие  члены семьи соответствовали  имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать  ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с  одной стороны, определяются составом семьи, а с другой стороны –  такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и др.

Цели воспитания в семье  могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного  воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитии; культивирование отдельных  способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

 По содержанию цели  могут быть сугубо инструментальными,  направленными на достижение  конкретных результатов, или дополняться  определенными духовно-ценностными  составляющими. Характер целей  семейного воспитания не обязательно  соответствует общественно одобряемым  установкам.

Важнейшей характеристикой  семейного воспитания является его  стиль, т.е. типичные для старших  система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль  может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется  в навязчивом стремлении полностью  контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания  детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают  своих детей как воск или как  глину, из которых они стремятся  «лепить личность». Если же ребенок  сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и  младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какое-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или  исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует  у них желательные для старших  установки и навыки поведения, с  другой – может вызвать у них  отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест  и агрессию зачастую вместе с апатией  и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так  уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые  ближе к одному или другому  полюсу. Кроме того, старшие члены  семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец –  более авторитарен, мать - демократична).

Стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности имеют  большое значение в становлении  самооценки.

Дошкольник видит себя глазами  близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье  не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление  о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости  от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают  уровень их развития выше, чем у  большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом  от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых  с ними не занимаются, но требуют  послушания; низко оценивают, часто  упрекают, наказывают, иногда – при  посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье  зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в  семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним  завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям  родителей. (Не говорите ребенку, что  он некрасив, от этого возникают  комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может  проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка  часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает  к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление –  здесь нужна гибкая система наказания  и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся  подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его  интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда  ребенок того заслуживает. Дети с  пониженной самооценкой (не обязательно  очень низкой) пользуются дома большей  свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к  другу.

 Школьная успеваемость  является важным критерием оценки  ребенка как личности со стороны  взрослых и сверстников. Отношение  к себе как к ученику в  значительной мере определяется  семейными ценностями. У ребенка  на первый план выходят те  его качества, которые больше  всего заботят его родителей  –  поддержание престижа (дома  задаются вопросы: «А кто еще  получил пятерку?»), послушание («Тебя  сегодня не ругали?») и т.д.  В самосознании маленького школьника  смещаются акценты, когда родителей  волнуют не учебные, а бытовые  моменты в его школьной жизни  («В классе из окон не дует?»,  «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует  – школьная жизнь не обсуждается  или обсуждается формально. Достаточно  равнодушный вопрос: «Что было  сегодня в школе?» рано или  поздно приведет к соответствующему  ответу: «Ничего особенного», «Все  нормально».   

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка –  то, на что он претендует в учебной  деятельности и отношениях. Дети с  высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления  о будущем столь же оптимистичны.

Информация о работе Семья как субъект воспитания и развития личности