Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:19, реферат
Известный отечественный социолог Баранов С.П. определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.
Цель данной работы показать семью как комплексное социальное явление, как субъект педагогического взаимодействия.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Семья – основные понятия, принципы, особенности…………………………….4
2. Особенности семейного воспитания и взаимодействие и влияние
социокультурной среды на формирование личности……………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………………….
Организация воспитания как процесса интериоризации ценностей предполагает два подхода: создание условий, при которых стихийно актуализируются отдельные убеждения, которые надо подкреплять, стимулировать условиями воспитания; цели и ценности предъявляются в «готовом виде», объясняется их смысл и значимость. Это освобождает воспитанника от стихийного поиска, сопряженного со множеством ошибок.
Оба подхода содержат свои достоинства и недостатки. Недостатком первого является отсутствие уверенности, что сформируются именно требуемые по содержанию гуманистические побуждения. Во втором случае возможно чисто формальное усвоение требуемых побуждений.
Выделю 5 форм зависимого поведения:
- «Поиск негативного, отрицательного влияния» (Ребенок привлекает к себе внимание с помощью ссор, неподчинения указаниям родителей и требованиям, проявляет агрессивность.) Это связанно с недостатком внимания к ребенку со стороны родителей.
- «Поиск постоянного подтверждения» (Извинения, просьбы обещаний, поиск защиты, утешения, помощи или руководства со стороны родителей.) Все это связано с высокими требованиями достижений ребенка со стороны обоих родителей.
- «Поиск позитивного внимания» (поиск похвалы – включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей)
- «Пребывание поблизости» (Постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей либо взрослых.) Возникает из-за неопределенности, какое именно поведение заслуживает поощрения родителей.
- «Прикосновение и удержание» (Обнимание, прикосновение, удержание других ребенком.) Возникает, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации.
Практика показывает, что
при организации
Предоставление «свободы» самореализации, создание условий индивидуализированного и творческого педагогического процесса, дает возможность учащимся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей.
Каждая семья обладает целым комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости – это особое качество настоящей, крепкой семьи.
Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои функции, если в ней будут гармонично сочетаться психологические особенности членов семьи всех поколений, благодаря чему они смогут заниматься формированием личности детей.
Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.
Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:
1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;
2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.
Приведем другую классификацию стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.
При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.
Однако бывает, что в
семье внешне сложился демократический
стиль воспитания, но он не дает нужного
эффекта, так как родители нарушают
важнейшие педагогические принципы,
например им не удается определить
в той или иной ситуации меру требовательности,
организовать правильный режим дня
детей или создать условия
для посильного трудового вклада
детей в жизнь семьи; они бывают
непоследовательными в
Заключение
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.
Сегодня все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решению важнейшей задачи современности – поиску оптимальных путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельно члена общества. И важнейшим средством на этом пути является воспитание в семье. Поэтому этот социальный институт как субъект педагогического взаимодействия имеет особую важность в обществе. Гуманистическая идея всевозрастающей ценности человеческой личности, во вселенском сознании, людей на планете Земля, должна в своей практической реализации пронизывать и все формы обучения и воспитания, в новой гуманистической школе, в системах подготовки современных кадров - специалистов всех профилей, касающихся тех или иных проблем человека, а также все социальные отношения в обществе и всю практику социальной защиты человека.
Список литературы