Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Известный отечественный социолог Баранов С.П. определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.
Цель данной работы показать семью как комплексное социальное явление, как субъект педагогического взаимодействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Семья – основные понятия, принципы, особенности…………………………….4
2. Особенности семейного воспитания и взаимодействие и влияние
социокультурной среды на формирование личности……………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Predmet_PSIKhOLOGIYa_semya (1).docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

Организация воспитания как  процесса интериоризации ценностей  предполагает два подхода: создание условий, при которых стихийно актуализируются отдельные убеждения, которые надо подкреплять, стимулировать условиями воспитания; цели и ценности предъявляются в «готовом виде», объясняется их смысл и значимость. Это освобождает воспитанника от стихийного поиска, сопряженного со множеством ошибок.

Оба подхода содержат свои достоинства и недостатки. Недостатком  первого является отсутствие уверенности, что сформируются именно требуемые  по содержанию гуманистические побуждения. Во втором случае возможно чисто формальное усвоение требуемых побуждений.

Выделю 5 форм зависимого поведения:

- «Поиск негативного, отрицательного влияния» (Ребенок привлекает к себе внимание с помощью ссор, неподчинения указаниям родителей и требованиям, проявляет агрессивность.) Это связанно с недостатком внимания к ребенку со стороны родителей.

- «Поиск постоянного подтверждения» (Извинения, просьбы обещаний, поиск защиты, утешения, помощи или руководства со стороны родителей.) Все это связано с высокими требованиями достижений ребенка со стороны обоих родителей.

- «Поиск позитивного внимания» (поиск похвалы – включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей)

- «Пребывание поблизости» (Постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей либо взрослых.) Возникает из-за неопределенности, какое именно поведение заслуживает поощрения родителей.

- «Прикосновение и удержание» (Обнимание, прикосновение, удержание других ребенком.) Возникает, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации.

Практика показывает, что  при организации целенаправленного  процесса воспитания необходимо учитывать  оба подхода. При их внедрении  должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении задач гармоничного развития к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в развитии и появления отношений партнерства между ними.

Предоставление «свободы» самореализации, создание условий индивидуализированного и творческого педагогического процесса, дает возможность учащимся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей.

Каждая семья обладает целым комплексом психологических  особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень  эмоциональной близости – это  особое качество настоящей, крепкой  семьи.

Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять  свои функции, если в ней будут  гармонично сочетаться психологические  особенности членов семьи всех поколений, благодаря чему они смогут заниматься формированием личности детей.

Семейные отношения –  это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы  во всех направлениях – и от старших  к младшим членам семьи, и от младших  к старшим.

Существуют разные подходы  к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

Приведем другую классификацию  стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Однако бывает, что в  семье внешне сложился демократический  стиль воспитания, но он не дает нужного  эффекта, так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить в той или иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня  детей или создать условия  для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях  или у них нет единого подхода  к каким-то семейным делам.

 

 

Заключение

 

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными  и материальными процессами, как  и жизнь семьи. Общество состоит  из людей, которые являются отцами и  матерями в своих семьях, а также  их детей. В этой связи очень важны  роли отца и матери в семье, а в  частности воспитательная функция  семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким  будет общество, в котором будут  жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра  и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение  в семье. Ведь общение является одним  из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому  в семейном общении очень важны  нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Сегодня все работники  социальной сферы причастны в  большей или меньшей степени  к решению важнейшей задачи современности  – поиску оптимальных путей и  способов превращения ребенка как  биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельно члена  общества. И важнейшим средством  на этом пути является воспитание в  семье. Поэтому этот социальный институт как субъект педагогического  взаимодействия имеет особую важность в обществе. Гуманистическая идея всевозрастающей ценности человеческой личности, во вселенском сознании, людей  на планете Земля, должна в своей  практической реализации пронизывать  и все формы обучения и воспитания, в новой гуманистической школе, в системах подготовки современных  кадров - специалистов всех профилей, касающихся тех или иных проблем человека, а также все социальные отношения  в обществе и всю практику социальной защиты человека.

 

Список литературы

 

  1. Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. – М.: Педагогика-Просвещение, 1987
  2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1999
  3. Лукина А.С. Социальная педагогика. Учебное пособие. - Красноярск.: КГУ, 1996
  4. Педагогика: пед. теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 2008
  5. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова и др. - М., 1996
  6. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.: Мысль, 1993.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности