Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:16, доклад
Ощущение как процесс - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.
Ощущения как результат - исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.
Виды внимания:
Проявление внимания связано
как с сенсорными, так и с
интеллектуальными процессами, а
также с практическими
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.
Если направленность и
сосредоточенность носят
Память
Память - способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию. При более широком понимании к памяти относят и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, хотя бы помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно. Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми - и хорошая память в этом случае та, которая от них быстро освобождается.
У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям) формируется как бы извне. Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что "нельзя". При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. Эта специальная память, которую можно назвать собственно человеческой памятью, формируется позже, с развитием речи, начиная где-то с трех лет: ребенок уже может рассказывать, что с ним было, и теперь может фиксировать свои впечатления.
Прошлое неизменяемо, однако память о нем может меняться. Взгляд человека на свое прошлое всегда субъективен и неполон. Мы помним то, что выбрали помнить, и забываем — что выбрали забыть. О своей памяти люди говорят чаще, чем о своем уме, и жалобы на плохую память более распространены, чем жалобы на плохую сообразительность или нехватку разума.
Один из самых популярных запросов к психологам – хочу улучшить свою память. Это возможно, но вначале нужно разобраться: для чего и какая память вам нужна.
Соломон Шерешевский, герой книги А.Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти», обладал феноменальной, поистине безграничной памятью. Он был способен запоминать любое количество хоть осмысленной, хоть бессмысленной информации, его было несложно без труда в любых подробностях описать события двадцатилетней давности – так вот, такая память ему скорее мешала. Успешным и счастливым человеком было назвать его трудно: он был средней руки журналистом, потом известнейшим мнемонистом, но ушел работать в таксисты и многие годы искал способы, как что-то – забывать…
Действительно, память бывает
разной, и полезна память не всякая
и не всегда. Для многих людей
актуальный запрос - как избавиться
от тяжелых и ненужныхвоспоминаний
Произнося фразу “У меня плохая память” люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других - лица людей. Некоторые борются с рассеянностью - постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди для которых хорошая память - это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно, вы сумеете сэкономить много сил и времени.
Видов памяти столько, что у вас не хватит памяти все это запомнить. Различают память зрительную и моторную, долговременную и кратковременную, позитивную и негативную, внутреннюю и внешнюю, индивидуальную и память рода, память прошлого и память будущего... Интересно, что один из самых важных видов памяти, а который называется «собственный личный опыт» - регулярно забывают…
Память бывает феноменальной. Как управлять своей памятью? Запоминать именно то, что нужно и забывать ненужное или плохое - как? Можно ли укреплять и развивать свою память, как?
Изучение памяти в академической психологии
Академическая психология изучает основные процессы памяти, их биологические и культурные основы, а также свойства, закономерности и законы памяти, изменение памяти в процессе человеческой жизни.
Процессы памяти
Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание. См.→
Биологические основы памяти
Память (воспоминания, эмоции и настроения) живых существ работает за счет химических нейротрансмиттеров, обеспечивающих "медленную синаптическую передачу", в отличие от ацетилхолина, обеспечивающего мгновенную передачу импульса и ответственного за движения, мышление и речь. Чтобы сохраниться надолго, события записываются поочередно в разные виды памяти. Если знать, когда происходит очередная перезапись, в этот процесс можно вмешаться...
Изменение памяти в процессе человеческой жизни
Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что "нельзя". При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. См.→
Свойства, закономерности и законы памяти
Свойства памяти - объем, точность и скорость запоминания, воспроизведения и забывания. Законов и закономерностей у памяти много - закон интереса, закон осмысления и другие.
Мышление
Мышление - переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.
Само по себе большим достоинством это не является: мыслят все и всегда, включая ворон, а переработка информации может быть и пустым, и деструктивным процессом. И инсайт, и бред – все это проявления процесса мышления.
Мышление может протекать очень различно. Мышление бывает развернутое и свернутое, бессвязное и логичное, продуктивное и нет, позитивное и негативное, критическое и доверчивое, свободное и ограниченное, творческое и не очень, эффективное и пустое. Различается мужское и женское мышление, а также наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное (абстрактное) - классификации видов и типов мышления многообразны.
Мышление - один из инструментов
у думающего человека, который
решает жизненные задачи. Конечный
или промежуточный продукт
Уровни мышления
Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности - произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас - автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И в глубине - базовые схемы и когнитивные убеждения, живующие в нас как правило бессознательно.
Аарон Бек
А.Бек, основоположник когнитивной психологии, условно разделил весь процесс человеческого мышления на три уровня. Во-первых, он выделил произвольные мысли: наиболее поверхностные, легко осознаваемые и контролируемые. Во-вторых, автоматические мысли. Как правило, это стереотипы, навязанные нам в процессе взросления и воспитания. И, в-третьих, базовые схемы и когнитивные убеждения, то есть глубинный уровень мышления, возникающий в области бессознательного, который труднее всего поддается изменению. Всю поступающую информацию человек воспринимает на одном из этих уровней (или на всех сразу), анализирует, делает выводы и выстраивает на их основе свое поведение.
Неконструктивные мысли Бек называл когнитивными ошибками. К ним относятся, например, искаженные умозаключения, которые явно не отражают действительность, а также преувеличение или преуменьшение значимости тех или иных событий, персонализация (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения) и сверхобобщение (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь).
Все эти примеры иррационального мышления — поле деятельности для когнитивного психотерапевта. С помощью различных методик он прививает клиенту навык воспринимать информацию адекватно, конструктивно и целесообразно. Как правило, это тот или иной вариант позитивного мышления.
Мышление в жизни
Если мышление пустое или кривое, оно может в жизни мешать. И что делать? Смотри, как избавляться от назойливых мыслей и шире - Управление мышлением.
Развитие мышления
Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим. Обучение мышлению - одна из главных задач обучения. Даже животных сейчас - учат мыслить. А сколько времени посвятили вы развитию собственного мышления?
Нарушения мышления
Мышление может быть нарушено.
Речь. Основные свойства речи.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Речь – это процесс общения людей посредством языка.
В психологии принято разделять
понятия «язык» и «речь». Язык –
это система условных символов, с
помощью которых передаются сочетания
звуков, имеющих для людей определенное
значение и смысл. Язык вырабатывается
обществом и представляет собой
форму отражения в общественном
сознании людей их общественного
бытия. Язык, формируясь в процессе
общения людей, вместе с тем является
продуктом общественно-