Сенсорная интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 12:30, реферат

Краткое описание

Метод был впервые разработан д-ром Jean Ayres - трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.

Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся через посредство органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение.

Вложенные файлы: 1 файл

сенсорная интеграция.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

«Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; кажется, что все мое  тело охватывает огонь», - Gillingham, G. (1995). p. 3

 

Вкус (вкусовая система)

 

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

 

ОНЧ

- любит очень острую еду

- ест буквально все – землю,  траву, ткань,зубную пасту и.т.п.

 

ОВЧ

- некоторые виды вкуса и продукты  воспринимаются как слишком интенсивные  и невыносимые

- определенная структура еды  вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое

 

Дополнительные сенсорные  трудности

 

Синестезия

 

Это редкое состояние, не связанное  с аутизмом, однако некоторые люди аутичного спектра сообщают о  подобном опыте. Синестезия означает, что происходит путаница между различными сенсорными каналами информации. Сенсорный опыт из одной системы обрабатывается другой системой. Например, человек слышит звук (слуховая система), но в результате видит цвет (зрительная система).

 

Стратегии помощи.

 

Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет  помочь им в создании более комфортабельной  окружающей среды и избежать сенсорных  перегрузок.

Помните, что причиной той или  иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.

Используйте свое воображение, чтобы  придумать позитивный сенсорный  опыт и/или стратегии.

Всегда предупреждайте о возможных  сенсорных стимулах, с которыми ваш  ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

 

Сенсорная интеграционная терапия

 

Сенсорная интеграционная терапия  включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии  – усилить, сбалансировать и развить  обработку сенсорных стимулов центральной  нервной системой.

 

Интеграционые занятия  и идеи для вестибулярной системы

 

При низкой сенсорной  чувствительности.

 

- поощряйте занятия, которые  способствуют развитию вестибулярной  системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки,иппотерапия.

 

При высокой сенсорной чувствительности.

 

- разделяйте деятельность на  маленькие шаги, используйте визуальные  подсказки для обозначения финишной  линии (напр. цветной скотч) или  поощрения.

 

Идеи для проприоцептивной системы

 

При низкой сенсорной  чувствительности.

- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще

- обозначайте границы с помощью  яркого скотча на полу

- прививайте правило «вытянутой  руки» для других людей

 

При высокой сенсорной  чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.Обязательное изучение материалов различной фактуры.

 

Идеи для обонятельной системы

 

При низкой сенсорной  чувствительности.

 

- применение веществ с сильными  запахами в качестве награды  или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

-ароматерапия.

 

При высокой сенсорной  чувствительности.

- использование чистящих средств  и шампуней без запаха, отказ  от ношения духов, избавление  окружающей среды от запаха  по мере возможностей

 

Идеи для зрительной системы

 

При низкой сенсорной  чувствительности.

 

- увеличивайте применение визуальной  стимуляции,терапия Снузьелен.

 

При высокой сенсорной  чувствительности.

- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные  лампы

- солнцезащитные очки

- создайте огороженное рабочее  место в классе: пространство  или парту с высокими стенками  или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную  стимуляцию спереди и по бокам

- используйте непроницаемые шторы

 

Идеи для слуховой системы

Музыкальная терапия.Метод Томатис.

Преимущества музыкальной терапии  были заново открыты, и она часто  применяется для людей аутичного  спектра. Музыкальная терапия предоставляет  уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

 

При низкой сенсорной чувствительности. 

- закрывайте двери и окна, чтобы  уменьшить внешние звуки

- готовьте ребёнка к тому, что  придется посетить шумное или  людное место

- беруши

- аудиоплеер

- создание огороженного рабочего  места

 

При высокой сенсорной  чувствительности.

- сопровождайте любые действия  визуальными подсказками:предметами,карточками,игрушками.

 

Идеи для тактильной системы

 

При низкой сенсорной  чувствительности.

- тяжелые одеяла,спальные мешки,  массажные коврики,растирание жёсткой  мочалкой ,развитие мелкой моторики,работа с материалами разной фактуры и плотности.

 

При высокой сенсорной  чувствительности.

- всегда предупреждайте ребенка,  что вы собираетесь прикоснуться  к нему, приближайтесь к нему  только спереди

- помните, что объятия могут  быть скорее болезненными, чем утешающими

- постепенно знакомьте ребенка  с различными текстурами –  приготовьте для этого коробку  с материалами

- учите ребенка самостоятельным  действиям, позволяющим регулировать  чувствительность (например, при расчесывании  волос и мытье)

 

Некоторые виды сенсорных нарушений ,их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

 

- Слишком разборчивый едок –  гиперчувствительность к вкусу  или текстуре еды, возможно, неспособность  чувствовать еду во рту –  постепенное знакомство с ощущениями  от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

 

- Жует все подряд, включая одежду  и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

 

- Отказывается  носить определенную одежду –  не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

 

- Трудности  с засыпанием – возможно, трудно  отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

 

- Не может  сосредоточиться в классе –  возможно, слишком много сенсорных  ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

 

-Неуклюж,не  может правильно обогнуть предмет,человека-это  низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и баланса. Рекомендованы занятия: подвижные игры - прыжки со скакалкой, плавание,иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лежа на животе с опорой на локти, кидание предметов, .


Информация о работе Сенсорная интеграция