Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:20, реферат

Краткое описание

Синдром эмоционального выгорания (burnout) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Профилактика и лечение СЭВ

 Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между  затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении  и развитии признаков СЭВ у  пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в  коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Существенная роль в борьбе с  СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить  возникновение СЭВ, но и достичь  снижения степени его выраженности:

  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
  • использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

 

2 Глава  Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания

В основе медицинской профессии  лежит уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества жизни. Непричинение вреда, зла, ущерба – первейшая обязанность каждого медицинского работника. И. Кант сказал, что «самое главное для человека – это огромное звёздное небо над его головой и великий нравственный закон внутри нас». «Нравственный закон внутри нас» – это не просто исполнение своего долга на высоком уровне, не просто соответствие моральным нормам, это то состояние души, когда нравственность, милосердие становятся внутренней сущностью личности.

Требования, предъявляемые  к эмоциональной сфере медицинских  работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий. Как показано  И. Харди, медицинские сёстры имеют разные типы эмоциональности. Так называемая «сестра-рутинёр» не сопереживает больным, не сочувствует им. Тип «нервной сестры» склонен к эмоциональной нестабильности, к невротическим реакциям. Они раздражительны, вспыльчивы, выглядят хмурыми, их преследует страх заразиться или заболеть тяжёлой болезнью. Пожалуй, только сестра «материнского» типа отвечает требованиям своей профессии: она эмпатична и заботлива.

Медицинская сестра должна любить свою профессию, сочетать в себе гуманность и интеллект. Клиническая  деятельность требует не только глубокого  познания своей специальности, но в не меньшей степени и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с больными. Кроме изучения той области, в которой она работает, сестре постоянно необходимо заниматься повышением своего культурного уровня, совершенствованием своей личности.

Своеобразие  «помогающих» профессий заключается в том, что сам субъект деятельности является первичным инструментом своей  работы, и для построения помогающих отношений оказывается недостаточным  использование только методических приемов. Помогающая деятельность требует  от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, а также способности  понимать интересы другого человека.

Профессионально  способной  можно считать ту медсестру, которой  присуще отсутствие тщеславия, ровное и участливое отношение ко всем пациентам, быстрота реакции, выдержка, высокое  чувство долга и владение сестринской  техникой.

Наряду с необходимостью иметь «подходящие» чувства, медсестре  нередко приходится скрывать свои спонтанно  возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало «эмоционального топлива» уходит, например, на подавление чувства раздражения, усталости, злости, возникающих при общении с пациентом, на скрывание своего неприятия каких-либо качеств пациента. Чаще всего медсестра не решается высказывать пациентам подобные «неподходящие» переживания, руководствуясь формулой «не вреди» и своими представлениями о вреде и пользе. В других случаях медсестра не хочет разрушать установившиеся добрые отношения, испортить впечатление пациента о себе и службе в целом. Иногда медсестра скрывает «неприемлемые чувства» не только от пациента, но и от себя. Тем не менее, как бы неуместны эти переживания ни были, они существуют, и результаты их существования дают о себе знать в виде симптомов «сгорания».

Позитивное восприятие этих симптомов –  первый шаг на пути к пониманию себя и решению  проблем, возникающих при общении  с пациентом. Искренность по отношению  к самому себе предваряет встречу  со своим чувством как с экзистенциальным посланием от самого себя.

Негативные эмоции (страх, раздражение, отчаяние), возникающие  у медсестры  во время или после  работы часто связывают с негативными  переживаниями пациента. Плохое состояние  медсестры является как бы следствием «эмоциональной вовлеченности» в негативные переживания пациента. В основе лежит  «заражение», то есть идея «непосредственного перехода» эмоций пациента к медсестре.

Негативные эмоции (страх, раздражение, отчаяние), возникающие  у медсестры  во время или после  работы часто связывают с негативными  переживаниями пациента. Плохое состояние  медсестры является как бы следствием «эмоциональной вовлеченности» в негативные переживания пациента. В основе лежит  «заражение», то есть идея «непосредственного перехода» эмоций пациента к медсестре.

Трудоспособность специалиста  во многом зависит от понимания (осознания) им спектра своих желаний, потребностей и ожиданий, связанных с работой. Если рассматривать медицину как  поле деятельности, направленной на удовлетворение личностных потребностей человека, то симптомы «сгорания» могут сигнализировать  об окончании этого жизненного этапа, или другими словами –  о  прохождении очередного этапа в  развитии личности человека, реализовавшегося в работе.

По мнению М. Кинга, преобладающая  особенность медицинской профессии  — отрицать проблемы, связанные  с личным здоровьем. Развитию этого  состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий  уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.

Каждой медсестре  необходимо стать  своим  собственным  высококвалифицированным  специалистом по устранению стресса  и научиться устанавливать   или  переустанавливать  приоритеты  и  думать  об изменении  образа  жизни,  внося  перемены  в  свою  повседневную «рутину». Парадокс состоит  в том, что способность медицинских  работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью.

 

 

 


Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников