Синергетический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время к деятельности преподавателя предъявляются новые требования. И здесь можно выделить две группы задач, которые предстоит решать преподавателю. Первая группа задач, связана с трансляцией учебного материала, а вторая объединяет задачи активизации творческого потенциала обучающихся, стимулирования их самостоятельности в поиске и решении учебных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Синергетика.docx

— 33.40 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время к деятельности преподавателя предъявляются новые требования. И здесь можно выделить две группы задач, которые предстоит решать преподавателю. Первая группа задач, связана с трансляцией учебного материала, а вторая объединяет задачи активизации творческого потенциала обучающихся, стимулирования их самостоятельности в поиске и решении учебных проблем.

Возможности реализации синергетического подхода в образовательном процессе и деятельности преподавателя вуза

Термин «подход» трактуется как «совокупность приемов, способов» [2,С.545] в познании реальности. В.В.Маткин [5,С.38] определяет подход как особую форму познавательной и практической деятельности, как рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения, как стратегию исследования изучаемого процесса, как базовую ценностную ориентацию, определяющую позицию педагога.

В настоящее время изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики требуют выработки нетрадиционных подходов к рассмотрению педагогических проблем. Одним из них является синергетический подход (В.И.Андреев, О.Н.Астафьева, В.В.Василькова, В.А.Герович, В.Крон, И.В.Лупандин, Т.С.Назарова, И.Г.Рузавин, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков и др.).

В научной литературе нет пока однозначного определения синергетического подхода в обучении. Поэтому, исследователи вкладывают в него разный смысл. Одни считают, что понятие «синергетический подход» не может являться общепринятым до тех пор, пока оно используется в отдельных случаях, в отдельных исследованиях и пока не будет обосновано его отличие от системного подхода. Другие отмечают [6, С. 90], что для анализа педагогической действительности наиболее целесообразно применять системносинергетический подход, поскольку современное мышление - это системносинергетическое мышление, а один из современных методологических способов анализа действительности - это системно-синергетический.

Именно такой точки зрения придерживается В.Г.Виненко [3,С.5], который определил системно-синергетический подход как «направленность исследовательской деятельности на выявление в сфере образования самоорганизующихся систем и использование синергетических принципов для описания закономерностей развития этих систем».

П.И.Третьяков и И.Б.Сенновский видят сущность синергетического подхода «в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах самой различной природы». Они считают, что синергетический подход «предполагает учет естественной самоорганизации субъекта или объекта» [6,С.19].

Е.Г.Пугачева [1,С.43] приводит собственное суждение о синергетическом подходе, суть которого, на её взгляд, состоит в обнаружении аналогий протекания различных процессов вблизи точки неустойчивости: «Общность нелинейных процессов в открытых диссипативных системах позволяет описывать явления из самых разных областей с помощью близких математических моделей».

Действительно, в педагогической действительности часто приходится встречаться с самоорганизацией. По этой причине педагогика допускает наличие сходных черт, их выработку на основе синергетического подхода.

Синергетика, как считает В.А.Сластенин [1,С.263], позволяет методологически усилить процесс формирования личности студента как субъекта деятельности, придав законченный вид следующим важным принципам ее функционирования:

  • центр учебно-воспитательного процесса - личность обучающегося;
  • обучающийся - субъект образования и воспитания, в учебновоспитательном процессе занимает активно-творческую позицию;
  • свобода самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, поиск индивидуальной стратегии самоопределения обучающегося в жизни;
  • актуализация принципов активности, диалогичности, самостоятельности, инициативы, творчества и обучения;
  • обучаемый и обучающийся - открытые, саморегулирующиеся системы, стремящиеся к развитию субъектности и субъективности;
  • свобода выбора стратегии индивидуального жизненного пути, а значит, выбора образовательных программ, курсов, глубины их содержания и самого преподавателя.

По мнению автора, с позиции синергетического подхода субъектная позиция студента может быть рассмотрена двояко. С одной стороны, это соответствие целей студентов, мотивов, способов действий педагогическим требованиям, а с другой, - выход за пределы этих требований, подчинение системы основных отношений задачам личностного, в том числе профессионального самосовершенствования.

Реализация синергетического подхода в деятельности преподавателя также очевидна и проявляется в обновлении содержания, методов и форм обучения с учетом таких факторов, как открытость, самоорганизация, саморазвитие, креативность и нелинейность мышления, управление и самоуправление и др. Перечисленные факторы, по мнению Е.З.Власовой [3,С.6], определяют выбор принципов, которые кладутся в основу разрабатываемых технологий обучения. Автор имеет в виду принципы синергетики - открытость, нелинейность, самоорганизация. Эти принципы обеспечивают нестандартный подход к обучению, полноту и высокое качество предметных знаний, профессиональное становление и профессиональную адаптацию будущего специалиста через различные учебные дисциплины с учетом их междисциплинарных связей.

Таким образом, синергетика может выступать в качестве инновационной методологии преподавания в высшей школе. По словам В.А.Харитоновой [1,С.45], в методологии преподавания принципы синергетики могут быть интерпретированы и реализованы как:

  • нелинейный стиль мышления; неоднозначность теоретических построений, концептуальный и методологический плюрализм, сопряжение абстрактно-логического и образно-интуитивного, рационального и иррационального;
  • постулирование хаоса как необходимого творческого момента становящейся, самоорганизующейся реальности (порядок и беспорядок представляются неотделимыми друг от друга);
  • «человекомерность» эволюции и самоорганизации, когда познание внешней реальности в своем развитии будет все более сопрягаться с познанием реальности внутренней.

В качестве цели современного учебного процесса с позиции синергетики может считаться формирование саморазвивающейся личности как человека культуры. При этом содержание обучения требует новых принципов структурирования, отражающих системно-целостное единство человека и мира. Оно должно в меньшей степени подразумевать введение новых дисциплин в преподавание, а в большей мере опираться на интеграцию.

В.Г.Буданов [2,С.300] считает, что использование синергетического подхода в образовании возможно по трем направлениям:

  1. Синергетика для образования. В этой связи предлагаются интегративные курсы по завершению очередного цикла обучения.
  2. Синергетика в образовании. Это направление характеризуется внедрением в частных дисциплинах материалов, иллюстрирующих принципы синергетики. В каждой учебной дисциплине имеются разделы, изучающие процессы становления, возникновения нового. Здесь уместно, наряду с традиционным, использовать язык синергетики, позволяющей в дальнейшем создать горизонтальное поле междисциплинарного диалога.
  3. Синергетика образования. Данное направление предусматривает синергетичность самого процесса образования, становления личности и знания. Примеры педагогического мастерства и авторских методик есть лучшие образцы приложения целостных синергетических подходов. Однако сегодня проблема не в том, чтобы создать единую методику, а в том, чтобы научить педагога осознанно создавать свою, только ему присущую методику и стиль деятельности, оставаясь на позициях науки о человеке.

Заметим, что указанные направления уже легли в основу концепции, разработанной в рамках программ «Высшая школа России» и «Синергетика и общество» [2, С.89].

В педагогической литературе [1,С.43] обсуждается и другой подход к использованию идей синергетики в образовании. Согласно этому подходу, выделяются два основных направления:

  1. Синергетика в содержании образования - формирование основных синергетических понятий через знакомство с миром сложных нелинейных систем, определение этих понятий и перенос их в другие области знания. Это позволит преодолеть границы между дисциплинами учебного цикла. Сам же процесс направлен не на увеличение количества информации, а на построение и изучение универсальной модели развития.
  2. Синергетика в организации образовательного процесса - создание образовательных программ как образа развития, изменение отношений между субъектами образовательного процесса как своеобразный путь поэтапного изменения возможностей, по которому субъект совершит движение через образовательное пространство.

Первые шаги использования синергетического подхода в образовании является содержательное видоизменение программ, включение синергетики в предметное содержание дисциплин.

Например, перечень дисциплин, связанных с изучением синергетики и включенных в образовательный стандарт национально-регионального (вузовского) компонента по естественнонаучным и гуманитарно-социальным специальностям Ставропольского государственного университета, приведен нами в табл.

Как видим, студенты могут изучать такие вопросы, как самоорганизация в живой и неживой природе, становление сложности, порядок из хаоса,

синергетика, нелинейность, теория катастроф, динамический хаос, синергетические процессы в экологическом  образовании, синергетические методы исследований; принципы универсального эволюционизма в синергетике, как  диалектика необходимости и случайности  в свете синергетики; синергетика  как интегратор наук, исследующих  явление самоорганизации; синергетика  и идея глобального эволюционизма; синергетический подход и современная  естественнонаучная картина мира; синергетика  в гуманитарном знании.

Таблица

Таблица дисциплин  образовательного стандарта

Специальности

Дисциплины

Математика

Философские проблемы естествознания Применение синергетических методов  в естественных науках и экономике.

Физика

Философские проблемы естествознания

Химия

Философские проблемы естествознания Экологическое образование (синергетические  процессы в экологическом образовании)

Прикладная математика

Философские проблемы естествознания Применение синергетических методов  в естественных науках и экономике.

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

Философские проблемы естествознания Основы синергетики как метанауки.

Организация и технология защиты информации

Философские проблемы естествознания

Журналистика

Философские проблемы естествознания


Иначе говоря, синергетика  может выступать и как метод  образования, и как содержание. В  первом случае речь идет о синергетических  подходах к образованию, синергетических  способах организации процесса обучения и воспитания. Во втором - об образовании  через синергетику путем передачи и распространения синергетических  знаний.

Некоторые исследователи  предлагают рассматривать синергетический  подход «как теоретико-методологическую стратегию, позволяющую не сбиться  с избранного исследователем пути». Однако в практическом плане для  его

реализации необходимо разработать соответствующие принципы, которыми следует руководствоваться. По мнению В.Маткина и В.Г.Рындак [1, С.67] таковыми являются:

  1. Развитие педагогических систем как саморазвивающихся, динамических.
  2. Резонансное воздействие на систему как один из собственных и благоприятных путей её развития.
  3. Перевод системы с одного возможного для нее пути развития на другой. Для этого нужно воздействовать на систему в тот момент, когда она находится в состоянии неустойчивости (вблизи точки бифуркации). Причем, организовывать воздействие необходимо топологически очень точное, а именно такое, которое переведет систему на желаемый путь. Такое воздействие может быть чрезвычайно слабым, но, будучи очень точным, оно способно приводить к радикальному изменению всей системы, так как после этого воздействия развитие системы пойдет по другому пути, приводящему к качественно иному состоянию, определяемому другим аттрактором.

Е.Н.Князева [6, С.39], характеризуя синергетический подход к образованию, отмечает, что процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего - нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося. Знание не просто накладывается на структуру личности или навязывается им. Синергетическое образование действует подспудно. По ее мнению, синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой.

По мнению А.В.Москвиной [1,С.33] синергетический подход освобождает педагогическое пространство от однолинейности и штампов, открывает полифункциональность и многомерность гипотез и теорий, позволяет по-новому осмыслить особенности творческого мышления и воображения, оценить постоянно обновляющееся многообразие способов, методов,

Информация о работе Синергетический подход