Сказка, как форма личностного развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение сказки, как формы личностного развития ребенка. Достижению данной цели подчинены следующие задачи:
- знакомство с понятием «сказки»;
- рассмотрение основных видов сказок;
- изучение связи сказки и бессознательного;
- анализ значения сказки в детском возрасте;
- изучение использования сказки в психокоррекционной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность «сказки» и её виды………………………………………………..5
1.1. Понятие «сказки»……………………………………………………...5
1.2. Основные виды сказок………………………………………….…….6
2. Роль сказки в развитие личности……………………………………………13
2.1. Сказка и бессознательное…………………………………………….13
2.2. Значение сказки в детском возрасте………………………………...18
2.3. Использование сказок в психокоррекционной работе…………...…26
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 81.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему «Сказка, как форма личностного развития ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Сущность «сказки» и её виды………………………………………………..5
    1. Понятие «сказки»……………………………………………………...5
    2. Основные виды сказок………………………………………….…….6
  2. Роль сказки в развитие личности……………………………………………13
    1. Сказка и бессознательное…………………………………………….13
    2. Значение сказки в детском возрасте………………………………...18
    3. Использование сказок в психокоррекционной работе…………...…26

Заключение……………………………………………………………………..33

Список литературы……………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Детство – это период интенсивного развития ребенка, его личности; это период, когда закладываются основные черты и качества, которые будут во взрослости определять мировосприятие, поведение человека, специфику его взаимодействия с внешним миром. На это указывали в своих исследованиях все исследователи, в частности, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон и другие. При этом нарушения в личностном развитии, возникающие в период детства, могут самым негативным образом сказаться на личности взрослого человека. Такого рода нарушения крайне тяжело поддаются коррекции. Следовательно, в период детства должны быть созданы наиболее благоприятные условия для здорового и полноценного развития личности ребенка. В связи с этим данная тема является очень актуальной.

Анализ литературы позволяет  увидеть, что проблема развития личности ребенка является одной из ведущих как в психологических, так и педагогических исследованиях (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский). В частности, большое внимание уделяется средствам и формам развития личности ребенка. В то же время существует ряд форм воспитания и развития детей, которые сложились в культуре. К такого рода формам следует отнести сказку. Сказка привлекательна для детей, они с интересом погружаются в ее волшебный и увлекательный мир, сопереживают героям и воспроизводят сюжет сказки в своих играх (Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая). Это позволяет предположить, что сказка оказывает на ребенка достаточно сильное влиянием и может использоваться как особое педагогическое средство. При этом изучение литературы позволяет говорить о том, что сегодня такого рода потенциал сказки раскрыт незначительно. Существует потребность в анализе сказки как средства развития личности ребенка.

Цель данной курсовой работы – изучение сказки, как формы  личностного развития ребенка. Достижению данной цели подчинены следующие  задачи:

- знакомство с понятием  «сказки»;

- рассмотрение основных  видов сказок;

- изучение связи сказки  и бессознательного;

- анализ значения сказки  в детском возрасте;

- изучение использования  сказки в психокоррекционной работе.

В процессе исследования были использованы учебники, тексты научных  статей, информация с сайтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ «СКАЗКИ» И ЕЁ ВИДЫ
    1. ПОНЯТИЕ «СКАЗКИ» 

Сказка – это  одна из форм эстетического творчества у детей. Один из ее корней – это  работа детской фантазии: будучи органом  эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них  детские чувства. Существует несомненная  и глубокая связь между играми и сказками; можно было бы даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, есть не что иное, как фабула игры – независимо от того, была ли эта  игра сыграна или нет. Слушая сказки, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. Игра – это есть воплощенная, драматизированная, инсценированная  сказка, а сказка – это игра до своей инсценировки. Но как игра психологически отлична, так сказать, «действенным мифологизмом», живым преображением чего-либо действительного, что должно быть налицо, так и сказка, могущая обойтись даже без капли реальности, отлична общим мифологическим сознанием, общей мифологической перспективой, в которую глядит здесь детская душа1. Но необходимо сказать о различии мифа, как такового, от сказки.

Обычно считают, что различие заключается в том, что, слушая сказку, мы сознаем, что  в ней говорится о чем-то недействительном и «сказочном», тогда как миф  есть лишь наивная форма научного объяснения, принимаемая совершенно серьезно. В этой характеристике показано различие сказки и мифа в их зрелую пору; правильно выдвигается на первый план различная психическая установка  в обоих случаях. Однако было бы ошибкой  не замечать именно генетической близости сказки и мифа – и это имеет  особое значение для того, чтобы  войти в понимание детского мира. Миф и сказка растут из одного корня, взаимно влияют друг на друга, и их различие связано с более определенным сознанием различия мира действительности и мира фантазии.

Сказка не есть для  ребенка чистая выдумка, герои сказки живут для ребенка своей особой жизнью, как и для нас, взрослых, было бы не точным сказать, что любой  художественный образ «выдуман». Различие между «сказочной» и «познавательной» установкой идет не по линии действительного  и недействительного, наоборот, само это различие является продуктом  психического развития под влиянием игры (и сказки). Сказочный мир, сфера  игры возникает в итоге психической  работы, опирающейся на «установку на игру».

Говоря о сказке вообще, нельзя не вспомнить о первых сказках, в которых происходит тесное переплетение действительного и  чудесного. Первые сказки, связаны с  личностью самого ребенка: матери, няни хорошо это чувствуют и начинают первые сказки так: «жил-был мальчик  такой, как ты…». В этих сказках  невольно повествуется о том, что  переживает дитя – сказка как бы воплощает в образе то, что есть в душе ребенка. В сказочном материале  выступают люди, животные, вещи –  знакомые ребенку – и эти сказки звучат для ребенка, как рассказ  о чем-то вполне реальном.

Сказки всецело  связаны с работой фантазии, именно как органа эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует  для ребенка те или иные чувства, и в этом тайна живучести в  нашей душе сказочных образов  и тайны их влияния на детскую  душу. Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Сказка допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для  творческого воображения.

 

    1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СКАЗОК

 

В настоящее время  существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь  могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки. Помимо этого авторские сказки могут иметь дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный характер.

Остановимся подробнее  на каждом из этих видов сказок, а  также их влиянии на развитие личности.

1) Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «ожитворения». Именно этот принцип используют сегодня, создавая новые сказки.

В народных сказках  тема края как границы между домом  и внешним миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого репертуара сказок, известных современному городскому младшему дошкольнику, он может  узнать, как по-разному можно пересекать эту границу в зависимости  от обстоятельств и степени готовности главного героя к выходу за пределы  родного дома. Приобщение ребенка  к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт (опыт собственных падений и переступаний через край, неустойчивость поставленных на краю предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо), поднимало этот опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл. Такие смысловые оттенки способен уловить ребенок старше двух-трех лет – в этом возрасте начинается активное становление символической функции сознания2.

Можно выделить общие  для всех народных сказок чрезвычайно  важные для нас идеи:

  1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
  2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  3. Разделение добра, зла, победа добра. Это идея – важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития.
  4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

2)Сказки о животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть, все они «сходят» к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже реклама излучает волшебный свет.

3) Бытовые сказки. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

4) Страшные сказки. Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки – страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Что такое страшилка? Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены» прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем. Содержание страшных рассказов очень зависит от культурных и социальных традиций окружения, в котором растет и воспитывается ребенок. Эти истории у детей разных стран имеют несомненные черты сходства в сюжетах, поэтических особенностях, манере исполнения. Сходство заложено как в общих фольклорных сказочных корнях страшных рассказов, так и в психологии маленьких рассказчиков и слушателей, в коллективной жизни которых страшилкам принадлежит особое место и значение. Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих – это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик. Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в сказке, они монтируются из традиционных смысловых кирпичиков – мотивов, ситуаций. Практически все они ясно несут на себе печать психологических проблем детства3.

5) Волшебные сказки. Эльконинова Л.И. и Эльконин Б.Д.4 в своей работе полагают, что форма субьектности, представляемая в волшебной сказке, «заложенная» в ней, – это форма инициативного действия. То есть, субъект, который задан в волшебной сказке – это субъект, олицетворяющий место сомой задачи в мире. Его субъектность выражается в принятии на себя труда и решения задачи, заботы и работы по выполнению действия. Это субъект поступка (в том смысле, в каком об этом писал М.М. Бахтин), субъект инициации действия. В сказке представлена форма инициативного отношения к миру. Инициация действия – это основное событие, в котором рождается субъект слушания сказки. Волшебные сказки и близкие к ним художественные формы часто используются в исследовательской и педагогической практике5. С их помощью у дошкольников пытаются выстроить желательное «морально-правильное» поведение.

6) Авторские сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент). Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий, но он складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят (т.е., было доминирующее чувство, которое повлекло за собой выбор определенного момента)6. Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.

Такой вид авторских  сказок, как дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные  символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается  сказочный образ мира, в котором  они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Другой вид сказок – психокоррекционные – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение этих сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая ее. Это дает ему возможность быть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы, миниатюрных фигурок.

Информация о работе Сказка, как форма личностного развития ребенка