Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение сказки, как формы личностного развития ребенка. Достижению данной цели подчинены следующие задачи:
- знакомство с понятием «сказки»;
- рассмотрение основных видов сказок;
- изучение связи сказки и бессознательного;
- анализ значения сказки в детском возрасте;
- изучение использования сказки в психокоррекционной работе.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность «сказки» и её виды………………………………………………..5
1.1. Понятие «сказки»……………………………………………………...5
1.2. Основные виды сказок………………………………………….…….6
2. Роль сказки в развитие личности……………………………………………13
2.1. Сказка и бессознательное…………………………………………….13
2.2. Значение сказки в детском возрасте………………………………...18
2.3. Использование сказок в психокоррекционной работе…………...…26
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………..34
Курсовая работа
На тему «Сказка, как форма личностного развития ребенка»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Детство – это период интенсивного развития ребенка, его личности; это период, когда закладываются основные черты и качества, которые будут во взрослости определять мировосприятие, поведение человека, специфику его взаимодействия с внешним миром. На это указывали в своих исследованиях все исследователи, в частности, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон и другие. При этом нарушения в личностном развитии, возникающие в период детства, могут самым негативным образом сказаться на личности взрослого человека. Такого рода нарушения крайне тяжело поддаются коррекции. Следовательно, в период детства должны быть созданы наиболее благоприятные условия для здорового и полноценного развития личности ребенка. В связи с этим данная тема является очень актуальной.
Анализ литературы позволяет увидеть, что проблема развития личности ребенка является одной из ведущих как в психологических, так и педагогических исследованиях (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский). В частности, большое внимание уделяется средствам и формам развития личности ребенка. В то же время существует ряд форм воспитания и развития детей, которые сложились в культуре. К такого рода формам следует отнести сказку. Сказка привлекательна для детей, они с интересом погружаются в ее волшебный и увлекательный мир, сопереживают героям и воспроизводят сюжет сказки в своих играх (Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая). Это позволяет предположить, что сказка оказывает на ребенка достаточно сильное влиянием и может использоваться как особое педагогическое средство. При этом изучение литературы позволяет говорить о том, что сегодня такого рода потенциал сказки раскрыт незначительно. Существует потребность в анализе сказки как средства развития личности ребенка.
Цель данной курсовой работы – изучение сказки, как формы личностного развития ребенка. Достижению данной цели подчинены следующие задачи:
- знакомство с понятием «сказки»;
- рассмотрение основных видов сказок;
- изучение связи сказки и бессознательного;
- анализ значения сказки в детском возрасте;
- изучение использования сказки в психокоррекционной работе.
В процессе исследования были использованы учебники, тексты научных статей, информация с сайтов.
Сказка – это одна из форм эстетического творчества у детей. Один из ее корней – это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства. Существует несомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно было бы даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, есть не что иное, как фабула игры – независимо от того, была ли эта игра сыграна или нет. Слушая сказки, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. Игра – это есть воплощенная, драматизированная, инсценированная сказка, а сказка – это игра до своей инсценировки. Но как игра психологически отлична, так сказать, «действенным мифологизмом», живым преображением чего-либо действительного, что должно быть налицо, так и сказка, могущая обойтись даже без капли реальности, отлична общим мифологическим сознанием, общей мифологической перспективой, в которую глядит здесь детская душа1. Но необходимо сказать о различии мифа, как такового, от сказки.
Обычно считают,
что различие заключается в том,
что, слушая сказку, мы сознаем, что
в ней говорится о чем-то недействительном
и «сказочном», тогда как миф
есть лишь наивная форма научного
объяснения, принимаемая совершенно
серьезно. В этой характеристике показано
различие сказки и мифа в их зрелую
пору; правильно выдвигается на первый
план различная психическая
Сказка не есть для
ребенка чистая выдумка, герои сказки
живут для ребенка своей особой
жизнью, как и для нас, взрослых,
было бы не точным сказать, что любой
художественный образ «выдуман». Различие
между «сказочной» и «
Говоря о сказке вообще, нельзя не вспомнить о первых сказках, в которых происходит тесное переплетение действительного и чудесного. Первые сказки, связаны с личностью самого ребенка: матери, няни хорошо это чувствуют и начинают первые сказки так: «жил-был мальчик такой, как ты…». В этих сказках невольно повествуется о том, что переживает дитя – сказка как бы воплощает в образе то, что есть в душе ребенка. В сказочном материале выступают люди, животные, вещи – знакомые ребенку – и эти сказки звучат для ребенка, как рассказ о чем-то вполне реальном.
Сказки всецело связаны с работой фантазии, именно как органа эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует для ребенка те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Сказка допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.
В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки. Помимо этого авторские сказки могут иметь дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный характер.
Остановимся подробнее на каждом из этих видов сказок, а также их влиянии на развитие личности.
1) Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «ожитворения». Именно этот принцип используют сегодня, создавая новые сказки.
В народных сказках
тема края как границы между домом
и внешним миром очень подробно
психологически проработана. Даже из небольшого
репертуара сказок, известных современному
городскому младшему дошкольнику, он может
узнать, как по-разному можно
Можно выделить общие для всех народных сказок чрезвычайно важные для нас идеи:
2)Сказки о животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть, все они «сходят» к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже реклама излучает волшебный свет.
3) Бытовые сказки. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
4) Страшные сказки. Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки – страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Что такое страшилка? Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены» прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем. Содержание страшных рассказов очень зависит от культурных и социальных традиций окружения, в котором растет и воспитывается ребенок. Эти истории у детей разных стран имеют несомненные черты сходства в сюжетах, поэтических особенностях, манере исполнения. Сходство заложено как в общих фольклорных сказочных корнях страшных рассказов, так и в психологии маленьких рассказчиков и слушателей, в коллективной жизни которых страшилкам принадлежит особое место и значение. Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих – это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик. Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в сказке, они монтируются из традиционных смысловых кирпичиков – мотивов, ситуаций. Практически все они ясно несут на себе печать психологических проблем детства3.
5) Волшебные сказки. Эльконинова Л.И. и Эльконин Б.Д.4 в своей работе полагают, что форма субьектности, представляемая в волшебной сказке, «заложенная» в ней, – это форма инициативного действия. То есть, субъект, который задан в волшебной сказке – это субъект, олицетворяющий место сомой задачи в мире. Его субъектность выражается в принятии на себя труда и решения задачи, заботы и работы по выполнению действия. Это субъект поступка (в том смысле, в каком об этом писал М.М. Бахтин), субъект инициации действия. В сказке представлена форма инициативного отношения к миру. Инициация действия – это основное событие, в котором рождается субъект слушания сказки. Волшебные сказки и близкие к ним художественные формы часто используются в исследовательской и педагогической практике5. С их помощью у дошкольников пытаются выстроить желательное «морально-правильное» поведение.
6) Авторские сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент). Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий, но он складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят (т.е., было доминирующее чувство, которое повлекло за собой выбор определенного момента)6. Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.
Такой вид авторских сказок, как дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Другой вид сказок – психокоррекционные – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение этих сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая ее. Это дает ему возможность быть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы, миниатюрных фигурок.
Информация о работе Сказка, как форма личностного развития ребенка