Сказка, как форма личностного развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение сказки, как формы личностного развития ребенка. Достижению данной цели подчинены следующие задачи:
- знакомство с понятием «сказки»;
- рассмотрение основных видов сказок;
- изучение связи сказки и бессознательного;
- анализ значения сказки в детском возрасте;
- изучение использования сказки в психокоррекционной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность «сказки» и её виды………………………………………………..5
1.1. Понятие «сказки»……………………………………………………...5
1.2. Основные виды сказок………………………………………….…….6
2. Роль сказки в развитие личности……………………………………………13
2.1. Сказка и бессознательное…………………………………………….13
2.2. Значение сказки в детском возрасте………………………………...18
2.3. Использование сказок в психокоррекционной работе…………...…26
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 81.40 Кб (Скачать файл)

Помимо психокоррекционных выделяют и психотерапевтические сказки. Однако, учитывая сферу компетенции психолога, можно рассматривать психотерапевтические и психокоррекционные сказки как идентичные. К психотерапевтическим относят «сказки, врачующие душу». В них раскрывается глубинный смысл происходящих событий; приводятся истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки часто оставляют человека с вопросом, что стимулирует процесс личностного роста.

Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни  и смерти, отношению к потерям  и приобретениям, повторяющимся  событиям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где нам нужно перейти  в область философии событий  и взаимоотношений. Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций.

Психотерапевтические  сказки могут быть адресованы детям, если нужно объяснить проблему жизни  и смерти, в случае психотравмы (смерть близкого человека, развод родителей и прочее).

Создавая эти  сказки, как правило, клиента представляют в образе сказочного героя, и фантазируют, какие события могли бы с ним  произойти. Задача психолога – помочь клиенту принять ситуацию, разобраться  в смысле происходящего. В зависимости  от ситуации и стоящих психотерапевтических целей, можно обсуждать сказки или  оставить пациента в размышлении, изготавливать  кукол и ставить спектакли7.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального  напряжения, создания лучших моделей  взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми. Отсюда их особенность  – отсутствие конфликтов и злых героев.

Т.о. можно прийти к обобщенному понятию сказки как важнейшего проводника эстетической жизни ребенка, особой реальности мира чувств, позволяющей познать сложнейшие явления действительности, «сгустка человеческой мудрости, опыта, результата работы сознания и подсознания». Несмотря на то, что единой классификации сказок не существует, выделяется два общих вида сказок: авторские и народные, каждый из которых имеет свое психологическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

2. РОЛЬ СКАЗКИ  В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

2.1 СКАЗКА И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

 

Влияние различных  видов устного народного творчества на жизнь человека велико. Оно может  проявляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. О влиянии сказок и мифов на бессознательное человека говорили такие великие психологи и философы, как З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, Э. Берн.8,9,10,11

В частности, Э. Берн писал, что различные формы социального действия способствуют структурированию времени, помогают избежать скуки, а также дают возможность извлечь максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации. Большинство людей, кроме того, подсознательно имеют свой жизненный план, или сценарий, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Сцены в жизненном сценарии человека обычно определяются и мотивируются заранее, точно так же как и театральные. Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему приемлемый способ структурировать свое время (т.е. приемлемый для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках.

Первая и самая  архаичная версия сценария – это  первичный «протокол», который воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов только потому, что они намного выше и крупнее его.

С годами малыш становится старше и мудрее. Он как бы перемещается в более романтический мир. Он делает из своего сценария первый палимпсест и дорабатывает его, приводя в соответствие с новыми представлениями о мире. В нормальных условиях ребенку помогают в этом волшебные сказки и истории о животных, которые сначала читает ему мать, а потом он читает их сам в часы досуга, когда можно отпустить на волю воображение. В сказках есть своя магия, хотя и не столь потрясающая. Они дают ребенку целый ряд новых действующих лиц, исполняющих роли в его фантазиях. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть, все они «сходят» к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже реклама излучает волшебный свет.

На первой стадии своего развития малыш имеет дело с «магическими» людьми, которые  могут в его воображении при  случае превратиться в животных. На последующей стадии он просто приписывает  животным некоторые человеческие качества. Эта тенденция до определенной степени  сохраняется и в жизни некоторых  взрослых людей, особенно связанных  в своей работе с животными.

В отрочестве подростки  обозревают свой сценарий как бы для  адаптации его к той реальности, какой она им представляется: все  еще романтичной и сияющей  или с искусственно наведенным глянцем, возможно даже позолоченной с помощью  наркотиков. Постепенно человек движется к завершающему «представлению». Задача психотерапевта в том и заключается, чтобы этот путь был бы для людей по возможности спокойнее и интереснее.

Одну из целей  сценарного анализа Э. Берн видит в соотнесении жизненного плана пациента с грандиозной историей развития человеческой психологии с самых пещерных времен вплоть до наших дней.

Он исходит из необходимости искать именно тот  миф или ту волшебную сказку, которым  следует пациент. И чем более  мы к ним приближаемся, тем лучше  для пациента.

Волшебная сказка может  открыть элементы сценария, без которых  трудно докопаться до сути.

Э. Берн считает сценарием то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем. А жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически, а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план. То же может случиться, если «герой» вдруг войдет в сценарий какого-нибудь незнакомца, например, хулигана, убийцы, автолихача. Комбинация подобных факторов может закрыть путь для реализации определенной линии и даже предопределить трагичность жизненного пути.

Существует множество  сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое внутренним «голосом», который древние  звали «демоном»; конструктивное родительское программирование, подталкиваемое течением жизни, с давних времен именуемой  physis (природа); внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления, которым древние не дали человеческого имени, поскольку они были привилегией богов и королей. Продуктом действия этих сил и оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, не сценарному, насильственному или независимому. Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях К.Г. Юнга и З. Фрейда.

З. Фрейд12 соотносил многие аспекты человеческого существования с драмой Эдипова мифа. С точки зрения психотерапевта, можно представить пациента Эдипом, что должно проявиться в его реакциях. «Эдип» – это нечто происходящее в голове пациента. В сценарном же анализе Эдип – это драма, реально развертывающаяся в действительности, разделенная на сцены и акты, с экспозицией, кульминацией и финалом. Очень важно, чтобы пациент видел, как окружающие его люди играют свои роли. Ведь он знает, о чем следует говорить с людьми, чьи сценарии пересекаются или стыкуются с его собственными.

Последователи Фрейда считают, что «Эдип» – это драма, а не просто разбор реакций, другие психологи придерживаются мнения о  том, что самые важные мифы и волшебные  сказки происходят из одного фундаментального сюжета, который реализуется в  фантазиях или в действительной жизни многих людей всего мира. Самые ранние сценарные психоаналитики были в Древней Индии. Они строили  свои предсказания в основном на астрологических  идеях.

В толковании мифов  и сказок З. Фрейд следует тому же принципу что и в толковании снов. Наличие символов в мифах З. Фрейд рассматривает как регрессию к ранним стадиям развития человечества, когда такой род деятельности, как земледелие или добывание огня, имел форму сексуального либидо. В мифах это древнее и ныне подавленное удовлетворение либидо выражается в «замещающем удовольствии», которая позволяет человеку ограничивать удовлетворение инстинктивных желаний областью фантазии.

В мифах, как и  сновидениях, инстинктивные желания  выражены не явно, а в замаскированном  виде. В них речь идет о желаниях, которые как предполагал Фрейд, характерны для периода детства; это прежде всего, инцестуальные устремления, сексуальное любопытство и боязнь кастрации. В мифе, как и в сновидении, рассказывается о событиях, происходящих в пространстве и во времени. В этом повествовании на языке символов выражаются религиозные и философские идеи, передается внутреннее состояние человека, и в этом подлинное значение мифа.

О языке символов и понимании его значения писал Эрих Фромм13. Он говорил, что это такой язык, с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира. Это единственный универсальный язык, изобретенный человечеством, единый для всех культур во всей истории, который нужно понимать, если хочешь понять смысл мифов, сказок и снов. Умение понимать этот язык позволяет соприкоснуться с глубинными уровнями нашей собственной личности. Фактически это помогает психологу проникнуть в специфический человеческий пласт духовной жизни, общий для всего человечества как по содержанию, так и по форме.

Еще одну точку зрения в толковании сказок и мифов высказывает К.Г. Юнг14. Он говорит, что в сказках душа высказывается о себе самой, а архетипы обнаруживаются в своей естественной сыгранности. Архетип духа, то есть старик, всегда возникает там, где герой пребывает в безнадежной отчаянной ситуации, из которой его могут вызволить только основательное размышление или счастливый случай, то есть духовная функция, являющаяся в форме персонифицированной мысли, а именно в образе приносящего совет и оказывающего помощь старика.

Представляется, будто  бы вмешательство старика, то есть спонтанная объективация архетипа, совершенно неизбежна. Объективное заступничество архетипа, который усмиряет чисто аффективное  реагирование, связывая в единую цепь процессы внутренней конфронтации и  реализации, необходимо не только в сказке, но и в жизни вообще. Это дает возможность познать как нынешнее положение, так и цель.

Архетип имеет еще  один особенный способ его проявления – животная форма. Животный облик  указывает на то, что обсуждаемые  содержания и функции пребывают  во вне человеческой области, то есть по ту сторону человеческого сознания.

Обе противоположные  троичности – одна, заклинающая  зло и другая, представляющая его  силу – похоже, так сказать, как  две капли воды на функциональную структуру нашей психики –  сознание и бессознательное. Сказка как спонтанный, наивный и не рефлексируемый продукт души не может высказывать  ничего другого, кроме того, что же собственно из себя представляет душа.

Слушая сказку, ребенок  «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это  с друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом  уровне. Многократно проживая события  сказки, ребенок косвенно приобретает  значимые для себя жизненный опыт. 

2.2. ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 

Говоря о влиянии  различных видов устного народного  творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую  они играют в детстве. Особенно хочется  сказать о влиянии сказки.

Чтобы понять сложную  и влиятельную роль сказок в эстетическом развитии детей, необходимо понять то своеобразие детского миропонимания, которые мы можем охарактеризовать, как детский мифологизм, который сближает детей с первобытным человеком и художниками. Для детей, для первобытного человека, для настоящего художника вся природа жива, полна внутренней богатой жизни, – и это ощущение жизни в природе не имеет в себе, конечно, ничего надуманного, теоретического, а является непосредственно интуицией, живым, убедительным воспитанием. Это чувство жизни в природе все более нуждается в интеллектуальном оформлении – и сказки как раз, и отвечают этой потребности ребенка. Есть еще другой корень сказок – это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства, то есть через изучение детских фантазий мы можем проникать в закрытый мир детских чувств15.

Сказки играют большую  роль в плане гармонического развития личности. Что же такое гармоническое  развитие? Гармония – это соотношение  всех частей целого, их взаимопроникновение  и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций16.

Информация о работе Сказка, как форма личностного развития ребенка