Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:28, реферат
Сказкотерапия – это один из психологических методов, а также один из способов передачи опыта и знаний о духовной сущности человека, о социальной его реализации. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ 4
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ 5
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 6
3.1 ВИДЫ СКАЗОК 6
3.2 ФУНКЦИИ СКАЗОК 8
3.3 ОСНОВНАЯ ТЕМА 9
3.4 СЮЖЕТ СКАЗКИ 10
3.5 ЛИНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ 11
3.6 СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СКАЗКИ 11
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СКАЗОК 12
КОРРЕКЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СКАЗКИ 13
ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 13
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 14
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
3.4 СЮЖЕТ СКАЗКИ
Сюжет сказки это изложение хода событий. Работая с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента:
3.5 ЛИНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремление автора.
Главный герой – это образ автора, реальный либо идеальный.
Важно пояснить четыре момента:
3.6 СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СКАЗКИ
Оно отражает информацию в внутреннем мире клиента зашифрованную в образах и символах. Работая с символическим полем сказки необходимо выписать наиболее яркие образы и исследовать их значение на двух уровнях – личном и глубинном.
Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «чем для вас является такой – то образ?». Глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы.
После анализа сказки по ее ключевым характеристикам составляется заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки, определяются перспективные задачи психологической работы с автором. Под конфликтном содержании сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характеристике.
Под ресурсным содержание сказки понимается совокупность созидательных конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоционального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристики.
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СКАЗОК
Аналитическую работу со сказками можно разделить на семь основных этапов.
5. КОРРЕКЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СКАЗКИ
К коррекционным функциям сказки следует относить следующие:
- Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
- Символическое отреагирование
с физиологических и
- Принятие в символической форме своей физической активности.
6. ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
Сказка – богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах.
7. ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ
Для индивидуальной и групповой работы может быть предложена любая сказка ее необходимо прочитать в слух [17].
Сказочная ситуация которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева
предложила систему сказкотерапевтической
Разработанный курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать , сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
8. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
Анализ сказок
Цель – осознание интерпретация того что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того – то поступка?
- Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохи герои) что это была бы за сказка?
- Зачем в сказке есть, плохи и хорошие герои?
Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет и подростков. Анализ сказок и сказочных ситуации может быть построен в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.
Рассказывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке.
Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем то не нравиться сюжет, поворот событий, ситуации, конец сказки. Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой ребенок видит что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок, по каким то причинам не может себе позволить проявить.
Сочинение сказок.
Ребенок может сочинять сказку самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуации и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.