Сказкотерапия: понятие и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:28, реферат

Краткое описание

Сказкотерапия – это один из психологических методов, а также один из способов передачи опыта и знаний о духовной сущности человека, о социальной его реализации. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ 4
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ 5
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 6
3.1 ВИДЫ СКАЗОК 6
3.2 ФУНКЦИИ СКАЗОК 8
3.3 ОСНОВНАЯ ТЕМА 9
3.4 СЮЖЕТ СКАЗКИ 10
3.5 ЛИНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ 11
3.6 СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СКАЗКИ 11
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СКАЗОК 12
КОРРЕКЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СКАЗКИ 13
ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 13
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 14
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Сказкотерапия.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

3.4 СЮЖЕТ СКАЗКИ

Сюжет сказки это изложение  хода событий. Работая с сюжетом  авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента:

  1. Оригинальность сюжета – это новизна, необычность сюжета, его непохожесть на популярные фабулы. Оригинальные сюжеты придумывают авторы с хорошо развитым воображением, склонные к индивидуализму, стремящиеся к новым ощущениям и переживаниям. Традиционные сюжеты свидетельствуют о вовлеченности автора во взаимодействие с пластами коллективного бессознательного.
  2. Жанровые формы сказок могут быть разными, иногда совершенно нестандартными: -. Авантюрно- приключенческими – в основы сюжета положены откровенные авантюры или приключения; -  мистическими- в основу сюжета составляют мистические события; - сентиментально-драматическими – основу сюжета составляет рассказ о трогательных взаимоотношениях, имеющих драматические последствия; - любовно-романтическими – основу сюжета составляет история любви; - реально-драматическими – в основе сюжета реальные взаимоотношения, драматически окрашенные; - интрапсихическими – в основе сюжета внутренние переживания автора выражение его процесса рефлексии; - морально – нравственными – в основе сюжета описание добродетелей или порока с непременным показание последнего;  - философскими - в основе сюжета драматизация философской идеи, жизненного принципа или явления; - историями жизни; - смешанными. Жанр сказки указывает на актуальный для автора характер переживаний и область его интересов.
  3. Последовательность сказочных событий. Работая со сказкой важно проанализировать последовательность событий в ней.

 

 

 

 

3.5 ЛИНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремление автора.

Главный герой – это  образ автора, реальный либо идеальный.

Важно пояснить четыре момента:

  1. Образ себя, отношение  к себе динамика изменений отношении к себе. Это проявляется через характер описания главного героя: каким он перед нами предстает – красивым или безобразным, успешным или неуспешным, меняется ли его статус и возможности в течение сказки.
  2. образ цели, к чему стремиться главный герой. Это выясняется из финала сказки, так как возможно ответит на вопрос: чего хотел герой на самом деле?
  3. Мотивы поступков главного героя. Определяются по сюжету сказки.
  4. Отношение с окружающим миром. Определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом аспекте также актуален критерий «разрушитель-созидатель».

 

3.6 СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СКАЗКИ

Оно отражает информацию в внутреннем мире клиента зашифрованную  в образах и символах. Работая с  символическим полем сказки необходимо выписать наиболее яркие образы и исследовать их значение на двух уровнях – личном и глубинном.

Личное значение можно  определить, задав автору вопрос: «чем для вас является такой – то образ?». Глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы.

После анализа сказки по ее ключевым характеристикам составляется заключение о конфликтном и ресурсном  содержании сказки, определяются перспективные  задачи психологической работы с автором. Под конфликтном содержании сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характеристике.

Под ресурсным содержание сказки понимается совокупность созидательных  конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоционального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристики.

 

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СКАЗОК

Аналитическую работу со сказками можно разделить на семь основных этапов.

  1. Определить энергоинформационное поле сказки. Необходимо прислушаться к собственным ощущениям после прочтения сказки: зафиксировать и описать их.
  2. Определить основную тему сказки. Необходимо задать себе вопрос: О чем эта сказка? Чему она учит? Ответ рассмотреть с точки зрения четырех уровней: ценностного, ментального, эмоционального, витального.
  3. Проанализировать сюжет сказки. Необходимо определить степень оригинальности сюжета и его жанр, разобрать последовательность событий.
  4. Проанализировать линию главного героя. Линия главного героя рассматривается с четырех сторон: образ себя, образ цели, мотивы поступков героя, отношение с окружающим миром.
  5. Проанализировать символическое поле сказки. Необходимо выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне.
  6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки. Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять соотношение конфликтного и ресурсного аспектов. Определить степень сформированности (нравственного иммунитета).
  7. Определить перспективные задачи психологической работы с автором, выявить его (основную проблему) и найти ресурсы для работы с ней. Выявить перспективы и индивидуальные средства формирования (нравственного иммунитета).

 

5. КОРРЕКЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СКАЗКИ

К коррекционным функциям сказки следует относить следующие:

- Психологическая подготовка  к напряженным эмоциональным  ситуациям;

- Символическое отреагирование  с физиологических и эмоциональных  стрессов;

- Принятие в символической форме своей физической активности.

 

6. ВОЗМОЖНОСТИ  РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

Сказка – богатый  терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах.

  1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывает свободные ассоциации, касающиеся личной жизни клиента. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
  2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
  3. обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях (хорошо – плохо).
  4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
  5. Использование сказки как притчи и нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрушения ситуации.
  6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание переписывание, работа со сказкой).[46]

 

7. ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ

Для индивидуальной и  групповой работы может быть предложена любая сказка ее необходимо прочитать в слух [17].

Сказочная ситуация которая  задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

    1. Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
    2. Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, зашифрованную в одном ряде сказки;
    3. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет если произойдет то – то и то-то).

Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева  предложила систему сказкотерапевтической психокоррекции, которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами  личности ребенка, расширение поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуации, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных по средствам работы со сказкой [46].

Разработанный курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать , сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

 

 

 

 

8. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

Анализ сказок

Цель – осознание  интерпретация того что стоит  за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

- Как вы думаете,  о чем (про что, про кого) эта сказка?

- Кто из героев вам  больше всего понравился (не понравился)?

- Как вы думаете,  почему тот или иной герой  совершал те или иные поступки?

- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того – то поступка?

- Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохи герои) что это была бы за сказка?

- Зачем в сказке  есть, плохи и хорошие герои?

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет и подростков. Анализ сказок и сказочных ситуации может быть построен в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

Рассказывание сказок.

Прием помогает проработать  такие моменты как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или  третьего лица. Можно предложить ребенку  рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке.

Переписывание сказок

Переписывание и дописывание  авторских и народных сказок имеет  смысл тогда, когда ребенку или  подростку чем то не нравиться  сюжет, поворот событий, ситуации, конец  сказки. Это – важный диагностический  материал. Переписывая сказку, дописывая  свой конец или вставляя необходимые ему персонажи ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Постановка сказок с  помощью кукол.

Работая с куклой ребенок  видит что каждое его действие немедленно отражается на поведении  куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок, по каким то причинам не может себе позволить проявить.

Сочинение сказок.

Ребенок может сочинять сказку самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуации и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.


Информация о работе Сказкотерапия: понятие и особенности