Сложные дефекты их причины и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.

Содержание

Введение
1. Виды нарушений развития
2. Причины отклонений в развитии
3. Основные закономерности возрастного развития
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 56.97 Кб (Скачать файл)

 

Зрительно-моторная координация  становится узловой функцией с 5 го месяца жизни ребенка. Это проявляется в том, что ребенок тянется к видимому и близко расположенному предмету, контролируя движения руки взглядом. На этом же этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляется в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

 

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования в дальнейшем манипулятивной и игровой деятельности.

 

На основе зрительно-моторного  манипулятивного поведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность.

 

Уже в процессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно  отметить те особенности его поведения, которые характерны для отставания психомоторного развития. В особо  тяжелых случаях ребенок вообще может не проявлять интереса к  окружающему; или же его действия с предметом могут иметь характер стереотипии – длительных и однообразных повторений одних и тех же действий: он однообразно стучит предметом  о – предмет, раскачивается, размахивает  руками перед глазами и т.д. Подобное поведение характерно для детей  с различными отклонениями в психическом  развитии. Оно может наблюдаться  у умственно отсталых детей, а  также у детей, страдающих ранним детским аутизмом или задержкой  психического развития вследствие эмоциональной депривации.

 

В основе формирования и  развития психики ребенка лежит  разнообразная деятельность, взаимодействие с внешним миром, и прежде всего  – с окружающими взрослыми.

 

Если у малыша имеется  двигательная или сенсорная недостаточность, то у него, прежде всего, нарушено формирование восприятия предметов окружающего  мира. Несформированность предметных действий задерживает становление предметного восприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершенствования общей моторики под контролем зрения. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, если он хорошо держит голову, устойчиво сидит и когда у него сохранно зрительное восприятие. Только в этих условиях развивается описанное выше зрительно-моторное манипулятивное поведение.

 

По мере действия с предметами у малыша развивается активное осязание, появляется возможность узнавания  предмета на ощупь. Эта функция –  стереогноз – имеет важное значение для развития познавательной деятельности. У детей с отклонениями в развитии, особенно при наличии двигательных и зрительных нарушений, спонтанное развитие этой функции нарушено, и необходимы специальные коррекционные занятия по ее формированию.

 

На каждом возрастном этапе  та или иная психическая или моторная функция имеет ведущее (доминирующее) значение в общем, поступательном характере  психомоторного развития. У ребенка  первых месяцев жизни такой функцией является зрительное восприятие. К 3 месяцам  ведущую роль в психическом развитии ребенка начинает играть слуховое восприятие.

 

Реакция на звуковой раздражитель с возможностью локализации звука  в пространстве появляется у здорового  ребенка в возрасте 7–8 недель, более  отчетливо – в 10–12 недель, когда  ребенок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. Спустя некоторое время такая  же реакция возникает на звучащую игрушку. В возрасте 8–10 недель ребенок  поворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а к 3 месяцам он быстро локализует звук любого направления не только в положении  лежа, но и в вертикальном положении  на руках у взрослого.

 

К 3 месяцам слуховые реакции  начинают приобретать доминантный  характер, если заговорить с двигательно-возбужденным и кричащим ребенком или погреметь  звучащей игрушкой, он замирает и перестает  кричать. Если в момент появления  звукового раздражителя ребенок  был спокоен или спал, он вздрагивает.

 

Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность либо чрезмерная длительность латентного периода могут  указывать на нарушения слуха. Такой  ребенок срочно нуждается в специальном  обследовании – электрокорковой аудиометрии.

 

При этом следует иметь  в виду, что отсутствие или слабость реакций на звуковые раздражители чаще всего обусловлены снижением  слуха, в то время как неравномерность  реакций на звуки, расположенные  с разных сторон, может быть обусловлена  и особенностями поведения взрослых. Так, если взрослый подходит к кроватке ребенка всегда с одной стороны, то и поворот на звук в эту сторону  будет проявляться более четко. Если в этих случаях дать указание родителям о необходимости речевого контакта с ребенком с другой стороны, то быстро можно отметить одинаковость слуховых реакций.

 

При оценке слуховой функции  у ребенка 3–6 месяцев следует  обратить внимание на способность локализовать звук в пространстве, избирательность  и дифференцированность реакции. Так, ребенок в возрасте 3 месяцев быстро и точно поворачивает голову к источнику звука. Ребенок же в возрасте 5–6 месяцев быстро поворачивает голову к источнику звука только тогда, когда его внимание не отвлечено другими, более сильными раздражителями, т.е. если он в этом момент не занимается с игрушкой, не общается со взрослым и т.п. В противном же случае ребенок может вообще не проявить реакции на звук либо отреагировать на него после длительного латентного периода. Это свидетельствует не о снижении уровня звукового восприятия, а о развитии функции активного внимания.

 

У детей с отклонениями в развитии реакции на звук могут  отсутствовать, быть неярко выраженными, фрагментарными или патологическими. Отсутствие реакций наблюдается  при глухоте или тяжелой тугоухости, а также при глубокой умственной отсталости и иногда при раннем детском аутизме. Фрагментарность реакции, когда ребенок воспринимает звуковой раздражитель, но не поворачивается к нему, может быть обусловлена двигательными или зрительными дефектами. Снижение реакции проявляется в виде удлинения латентного периода, ее быстрого угасания.

 

Это имеет место у заторможенных  и апатичных детей, а также  при раннем детском аутизме. В  отличие от тугоухих детей, которые  реагируют только на более громкие  звуки, для вызывания реакции у этих детей часто необходима повторная стимуляция.

 

У ребенка, перенесшего родовую  травму, асфиксию, особенно при наличии  у него повышенного внутричерепного  давления, реакция на звуковой стимул часто усилена и возникает  очень быстро. Такой ребенок в  ответ на любой звуковой раздражитель сильно вздрагивает, кричит, иногда у  него появляется дрожание ручек и  подбородка. Подобного типа реакция  является патологической. Ее длительное сохранение характерно для детей  с задержкой психического развития и повышенной возбудимостью нервной  системы.

 

Первый год жизни имеет  важнейшее значение в психическом  развитии ребенка. Мозг развивается  в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу  первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в это г период начинается становление речи как средства общения, т.е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.

 

В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов, на каждом из которых  происходит поступательное усложнение довербальных форм общения, составляющих основу для становления речи и мышления

 

Уже в первый период –  период новорожденное (0–1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных  реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности  организма, можно с 3–4-й недели жизни  выявить начальные предпосылки  так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или  улыбку начинает к возникать ротовое  внимание – ребенок замирает, его  губы слегка вытягиваются вперед, он как  бы «слушает» губами.

 

Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности  можно отметить, что ребенок быстрее  реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

 

Во втором периоде (1–3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным  развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо  проявляются эмоциональные реакции  на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого – «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10–12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.

 

Своевременное появление  и хорошая выраженность комплекса  оживления свидетельствуют о  нормальном психическом развитии ребенка.

 

У детей, которые в дальнейшем демонстрируют выраженные отклонения в психическом развитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовые реакции на все  окружающие стимулы отсутствуют. Недоразвитие отдельных компонентов комплекса  оживления, например движений рук или  ног (двустороннее или одностороннее), может указывать на поражение  двигательной сферы; слабость или отсутствие голосовых реакций или носовой  оттенок голоса характерны для поражения  речедвигагельной мускулатуры, что в дальнейшем может привести к речевым расстройствам.

 

Отсутствие комплекса  оживления или его парадоксальность, например появление страха, крика  и других отрицательных эмоций, характерны для детей с эмоциональными нарушениями  – ранним детским аутизмом, ранней детской нервностью и другими  расстройствами.

 

Поскольку комплекс оживления  формируется в тесной взаимосвязи  с развитием зрения и слуха, то при дефектах этих анализаторов он может отсутствовать или проявляться  в рудиментарной форме. При врожденной слепоте или глухоте и особенно при сочетании этих дефектов комплекс оживления на данном возрастном этапе отсутствует.

 

При не резко выраженном поражении центральной нервной системы у детей, перенесших родовую травму, асфиксию, желтуху новорожденных, а также у недоношенных и незрелых комплекс оживления проявляется в более поздние сроки. Он также может отсутствовать у детей, воспитывающихся в условиях эмоциональной депривации.

 

В третьем периоде (3–6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок  старше 4 месяцев при приближении  к нему взрослого и при попытке  вступить с ним в контакт внимательно  всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким  образом, у него проявляется ориентировочная  реакция, которая в одних случаях  переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом  и криком. Следует отметить, что  реакция страха на этом возрастном этапе появляется не у всех детей. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от условий его  воспитания и окружения. Чрезмерная же выраженность реакции страха на этом возрастном этапе характерна для  детей с повышенной нервной возбудимостью, ранним детским аутизмом. Она может быть первым признаком врожденной детской нервности, легкой мозговой дисфункции, повышения внутричерепного давления при гидроцефалии. Она также характерна для детей с детским церебральным параличом.

Отсутствие дифференциации комплекса оживления на этом возрастном этапе характерно для задержки психомоторного развития, в том числе вследствие недостаточного общения взрослых с  ребенком. Дифференциация комплекса  оживления раньше происходит у детей, воспитывающихся дома, чем у детей, находящихся в детских учреждениях.

 

К концу этого возрастного  этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, эта реакция еще  очень непостоянна, и ее появление  зависит от многих условий, поэтому  ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Однако если ребенок узнает мать, то это говорит  о хорошем психическом развитии ребенка.

 

Для оценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрасте становится манипулирование  игрушкой.

 

Ребенок не только длительно  фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но направляет к  ним руки, схватывает их, тянет в  рот. Это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.

 

К концу периода видоизменяется характер зрительного прослеживания. Если ранее дети следили за предметом не отрывая взгляда, а выпустив предмет из поля зрения, больше к нему не возвращались, то после 5 месяцев ребенок, следя за предметом, как бы «ощупывает» его взглядом; если при этом его внимание переключить на другой предмет (лицо взрослого), то через секунду он может вернуться к активному рассматриванию игрушки. Проявление этой функции – очень важный показатель нормального нервно-психического развития.

 

В этот период интенсивно развиваются  голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. Наряду с певучим гудением к концу  периода появляются лепет, а также  избирательность и дифференцированность реакций на звук и способность локализовать звук в пространстве.

 

В развитии движений рук  ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок  быстро и точно направляет руку к  игрушке, расположенной в поле его  зрения.

 

На следующем четвертом  этапе развития (6–9 мес.) при общении  ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.

 

Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.

Информация о работе Сложные дефекты их причины и виды