Сложные дефекты их причины и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.

Содержание

Введение
1. Виды нарушений развития
2. Причины отклонений в развитии
3. Основные закономерности возрастного развития
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 56.97 Кб (Скачать файл)

 

Отклонениями от нормального  возрастного развития на этом этапе  являются: полное безразличие к общению  со взрослым (умственная отсталость, выраженная задержка психического развития – аутизм); общий комплекс оживления и подражательная улыбка вместо ориентировочной реакции и игрового манипулирования (задержка психического развития); чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая в реакцию протеста и препятствующая общению (врожденная детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).

 

Для диагностики отклонений развития на данном возрастном этапе  важное значение имеет оценка реакции ребенка на обращенную речь. При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например, он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т.п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

 

Закономерным в этом возрасте является появление лепета. При общении  со взрослым, после того как преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произносить цепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление и ребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.

 

При отставании в психическом  развитии, при детском церебральном параличе, аутизме, глухоте, выявляемых в дальнейшем тяжелых нарушениях речи лепет отсутствует или проявляется  в рудиментарной форме.

 

Пятый период возрастного  развития ребенка первого года жизни (9–12 мес.) характеризуется прежде всего  появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми реактивно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у eгo всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.

 

Комплекс оживления в  этом возрасте при нормальном психическом  развитии закономерно угасает. Поэтому  его выраженность, даже у недоношенного  и ослабленного ребенка, является одним  из признаков задержки психического развития.

 

Для диагностики психического развития ребенка на этом возрастном этапе важное значение имеет комплексная оценка эмоциональных реакций.

 

При отставании в психическом  развитии у ребенка отсутствует  адекватная реакция на незнакомого  человека, нет интереса к игрушкам, не выражена реакция на новизну, нет  познавательных и дифференцированных эмоций. Мимика таких детей однообразна, улыбка носит подражательный характер и возникает в ответ на любое улыбающееся лицо взрослого, у них может наблюдаться недифференцированный комплекс оживления и автоматическое зрительное прослеживание.

 

У детей с аутизмом предметно-действенное  общение со взрослым не развивается. При церебральном параличе обычно отсутствуют выразительные мимические и голосовые реакции, из-за двигательных нарушений ребенок затрудняется в захвате игрушки и взаимодействии со взрослым, но при сохранном интеллекте всегда наблюдается адекватность и избирательность эмоциональных реакций.

 

Важное значение для диагноза и прогноза отклонений в развитии имеет также выявление реакции ребенка на речевое общение. Начиная с 9 месяцев дети с нормальным слухом и интеллектом адекватно реагируют на обращение, речь, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действием на некоторые знакомые словосочетания типа: «открой рот», «дай ручку» и др. К концу этого периода при слове «нельзя» большинство детей перестает тянуться к какому-либо предмету, т.е. действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале развития регулирующей функции речи. К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности.

 

Наряду с оценкой понимания  речи следует обратить внимание и  на произносимые ребенком звуки. Для  начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из 5–6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произносит различные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все эти звуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.

 

К концу периода ребенок  чаще, чем раньше, обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой  в знак утверждения и качает головой  в знак отрицания. Его голосовое  общение со взрослым расширяется, он выражает эмоции удовольствия и неудовольствия. Большинство детей сигнализирует о биологических потребностях и интонационно выражает просьбу.

 

Качественной особенностью этого периода является начало общения  ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.

 

В норме на этом этапе  у большинства детей кончается  доречевой период и начинается развитие речи. Одновременно появляется и новый  интерес – рассматривание книг с  картинками. В результате специальных  занятий ребенок научается узнавать на картинках знакомые предметы, показывать их по инструкции и затем обозначать лепетными словами. Развивается также интерес к ритмам простых песен.

 

Развитие речевого общения  в указанном объеме является показателем  хорошего психического развития. При  отставании психического развития ребенок  на этом возрастном этапе не понимает обращенной речи и не начинает говорить сам. Он также не стремится к предметно-действенному общению со взрослым. Следует отметить, что если у ребенка все позитивные компоненты этого возрастного этапа хорошо выражены, и но он не начинает произносить собственные лепетные слова, то это не имеет прямого диагностического значения, так как появление активной речи отличается большими индивидуальными вариациями.

 

При нормальном психическом  развитии к концу этого этапа  наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка.

 

Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая  внимание окружающих, играет со своим  изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими  игрушками, начинает применять предметы по их назначению – пить из чашки, есть ложкой и т.п.

 

Формирование психических  функций у ребенка раннего  возраста в значительной степени  зависит от условий среды и  воспитания (в широком смысле). При  этом ведущая роль принадлежит общению  с матерью. Наши наблюдения показывают, что развитие этой «взаиморегулирующей» системы «мать – ребенок» составляет основу для формирования всех психомоторных функций у здорового ребенка и особенно у детей с отклонениями в развитии.

 

Роль упражнений анализаторных  систем в созревании коры головного  мозга была экспериментально доказана многочисленными исследованиями. В  частности, еще в 1956 г. Б.Н. Клоссовским  и Е.Н. Космарской было показано, что полное одномоментное выключение рецепторов зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов у щенков раннего возраста приводит к замедлению роста мозга. Последующие исследования многих авторов показали, что лишение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов специфических раздражителей в раннем возрасте, особенно в период их интенсивного формирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которых осуществляется анализ и синтез этих раздражителей. Таким образом, поскольку созревание мозга после рождения находится в тесной связи с функционированием анализаторов, особо важное значение приобретает ранняя диагностика сенсорных и двигательных дефектов и их своевременная коррекция.

 

Особо важная роль в психическом  развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и  в формировании восприятия. Речевое  недоразвитие обычно сочетается с отставанием  в общем, психическом развитии.

 

Наиболее серьезные нарушения  в развитии имеют место при  сложном дефекте. Так, у детей  с церебральным параличом двигательные нарушения часто сочетаются с  дефектами зрения, слуха, которые при отсутствии ранней коррекционной работы приводят к отставанию в психическом развитии.

 

Развитие психики ребенка  зависит от его взаимодействия с  внешним миром. Специфика сложного дефекта при детском церебральном параличе накладывает ограничения  на это взаимодействие, что является одной из причин нарушений психического развития.

 

У детей с сенсорными и  двигательными дефектами не развивается  предметное восприятие и с трудом формируются предметные действия,

 

Мы уже отмечали, что  для развития восприятия предметов  окружающего мира важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. У детей с дефектами зрения, детским церебральным параличом зрительно-моторная координация развита недостаточно.

 

При нарушениях слуха также  создаются неблагоприятные условия  для психического развития ребенка. В этих случаях отчетливо выражено отставание в развитии речи, затруднено, формирование словесно опосредованных форм памяти, словесно-логического  мышления, навыков общения.

 

Ребенок с двигательными  и сенсорными дефектами развивается  в условиях своеобразной сенсорной и двигательной депривации.

 

Для многих детей с отклонениями в развитии характерно задержанное  формирование гностических функций. Гнозис представляет собой сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик.

 

Недостаточная сформированность зрительного гнозиса проявляется в трудностях узнавания некоторых изображений, особенно заштрихованных, перевернутых, недорисованных.

 

Специфическим проявлением  недостаточности зрительного гнозиса у детей с отклонениями в развитии является трудность выделения целостного изображения из фона.

 

Недостаточность слухового  гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а в дальнейшем – навыков письма.

 

У большинства детей с  отклонениями в развитии значительно нарушено формирование пространственных представлений. Восприятие пространства – результат совместной деятельности различных анализаторов, среди которых особо важная роль принадлежит двигательно-кинестетическому. При выраженности пространственных нарушений дети испытывают затруднения при выполнении таких заданий, как сложение разрезных картинок, копирование фигур из палочек, кубиков.

 

У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность  тонких дифференцированных движений пальцев  рук, что задерживает у них  развитие предметно-практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:

 

1. Возникновение аномалий  развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

 

Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через  специальные структуры половых  клеток родителей – хромосомы  – передается информация о признаках  аномалий развития. В хромосомах сосредоточены  функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

 

2. В настоящее время  установлено, что внутриутробная  патология часто сопровождается  повреждением нервной системы  ребенка в родах. Это сочетание  в современной медицинской литературе  обозначается термином перинатальная  энцефалопатия. Причиной перинатальной  энцефалопатии, как правило, является  внутриутробная гипоксия в сочетании  с асфиксией и родовой травмой.

 

Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриутробного  развития плода, снижающие его защитные и адаптационные механизмы. Родовая  травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в  местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния  часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.

 

Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при клинической  смерти новорожденных, которая возникает  при сочетании внутриутробной, патологии  с тяжелой асфиксией в родах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

Агавелян O.K. К проблеме преодоления дезадаптацин умственно отсталых детей // Проблемы психологической диагностики развития школьников. Ереван, 1980. C.I 1–15.

 

Агавелян O.K. О целесообразности обучения олигофренов профессиональному труду в условиях ПТУ // Психологические проблемы профессионально-технического образования: Тез. докл. Научн. практич. конф. декабрь, 1977. – Ереван, 1977. С 135–138.

Информация о работе Сложные дефекты их причины и виды