Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 00:14, реферат
Что такое "ценность", интуитивно ясно каждому. Это понятие (если отвлечься от сложностей его интерпретации в аксиологической литературе) выражает значимость, ко¬торую нечто имеет для нас. При этом, опять же упрощая, вещи сами по себе предназначены для чего-нибудь, но по-настоящему ценными их делает личная заинтересованность.
Учреждение образования
«Белорусский государственный
педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет психологии
Вечернее отделение, 301 группа
Реферат на тему:
Смысл жизни, как высшая нравственная
ценность
Выполнила:
Вышинская Е.В.
Минск 2007
Что такое "ценность", интуитивно ясно каждому. Это понятие (если отвлечься от сложностей его интерпретации в аксиологической литературе) выражает значимость, которую нечто имеет для нас. При этом, опять же упрощая, вещи сами по себе предназначены для чего-нибудь, но по-настоящему ценными их делает личная заинтересованность. Именно личные предпочтения составляют основу ориентации в жизни. Мораль в качестве средств такой ориентации предлагает представления о смысле жизни, счастье, свободе, размышления о которых занимают каждого человека. И каждый должен определиться в них самостоятельно, ведь проблемы эти носят личностный, даже интимный характер. Здесь невозможно давать конкретные советы и рецепты, поэтому мы обрисуем только возможные способы рассуждений о природе высших моральных ценностей.
Жизнь и смерть как нравственные представления
Насколько можно судить, неживая природа не знает смерти как таковой. Атомы и молекулы не имеют индивидуальности и собственной судьбы, те, что разрушаются и исчезают, через какое-то время возникают вновь, похожие, как две капли воды, на предыдущие. Природа неживая, подчиняясь законам сохранения, вечно меняет свои формы, но остается сама собой.
Живая природа знает индивидуальную смерть своих особей и видов. Жизнь, которая выражается в обмене веществ, росте и производстве себе подобных, рано или поздно иссякает. Но растение или животное не настолько уникальны, чтобы пришедшие на их место особи не могли заменить ушедших во всех отношениях. Умирая осенью, природа возрождается весной - создается поэтический образ жизни, как вечной юности, вечного обновления. Но биологический мир существует бесцельно. К чему станет стремиться то, что не имеет конца?
И только человек из всех живых существ обременен настоящей смертью, концом личного бытия. Смерть для нас — трагедия, зло, бессмыслица, не имеющая оправдания. Ибо гибнет не особь, а личность; не только тело, но и душа; не только представитель рода, но и уникальное существо, замены которому нет. Потому во все времена люди желали для себя бессмертия, считали себя достойными его, искали Возможности для его достижения.
К сожалению, обосновать возможность личного бессмертия непротиворечивым образом так никому и не удалось. Физическая смерть тела хорошо знакома. И вид бездушного тела вызывает вопрос: куда подевалась душа? Может быть, она может существовать отдельно и сохраняться вечно? Однако для положительного ответа на вопрос есть ряд трудностей. Если признавать элементарные факты психологии и медицины, то слишком явно проступает связь нашего сознания с состоянием мозга и здоровьем тела. Поражение частей головного мозга приводит к выпадению соответствующих им психических функций, а со смертью этого органа мышления душа исчезает совсем.
Если посмотреть на содержание нашего сознания, то обнаруживается, что за вычетом фантастических вещей, мы осмысливаем свою земную жизнь, в которой существуем телесно. Душе вне тела было бы решительно нечем заняться. Наконец, "в царстве душ", коль скоро такое бы существовало, души лишились бы всякой индивидуальности. Души близких не могли бы даже узнать друг друга. Ведь доброта, милосердие, гордость и другие качества у всех сходны и только проявляются в разных поступках. А для поступков нужно тело. "Чистые" же души неизбежно сольются в единое и безличное духовное начало и исчезнут в нем. А значит, отдельное "Я" и знать не будет, что оно бессмертно. Увы, такое бессмертие для духа хуже смерти. Стоило так бороться за личную уникальность, чтобы потерять ее... в "раю".
Но не меньшие проблемы возникают, если пытаться дать бессмертной душе какое-нибудь бессмертное же тело - эфирное, астральное и т.п. Всякий раз "для узнавания" эти тела должны быть похожи на земные и в то же время быть совершенными, не стареть, не портиться. Какого же возраста должно быть это тело? Того, в котором человек умер? А если он был калека, то после смерти будет обременен телом, от которого и при жизни-то были одни хлопоты. Опять-таки: чем же занята душа, имеющая статичное, неизменное тело? Ни думать, ни творить, ни восхищаться, ни радоваться она не может, потому что все эти прекрасные вещи существуют для нас, пока мы живы. Пока в нашем теле есть стремления -у души найдутся цели.
Бессмертная жизнь не имеет ни цели, ни смысла. К чему прилагать усилия, если любые возможности могут быть реализованы в бесконечности? Так проблемы смысла жизни нет для богов. Древнегреческие боги предавались беспечной игре, в которой любая трагедия, преступление, ложь не имеют особого значения и теряются в бесконечности бытия. Никакой поступок не окончателен, все можно переиграть, потому боги Олимпа смеются над людьми и их бренной суетой. В восточных же культах создан иной образ бессмертного божества. Оно может достичь всего, и именно поэтому ленится делать хоть шаг. Боги Востока пребывают в блаженном самосозерцании без цели.
Человек же смертен. И перспектива исчезновения заставляет нас биться над вопросом: есть ли смысл жить вообще и каков смысл этого скоротечного существования? Задаемся мы этим вопросом постоянно, ибо на него нет единого и окончательного ответа. Каждый человек, поколение, общество должны искать его самостоятельно. Зачем? Утверждая осмысленность жизни, ее ненапрасность, мы справляемся со страхом смерти, мы раздвигаем свою коротенькую жизнь за пределы отведенного ей биологического времени, чтобы в моральном плане преодолеть смерть, раз уж нельзя избавиться от нее физически. Поиск смысла жизни - это и есть борьба за человеческое бессмертие.
Постановка проблемы смысла жизни
Преодолеть страх смерти, размышляя о ней, философия старалась всегда. Великий армянский мыслитель Давид Анахт саму философию определял, как "размышление о смерти". И вечная мудрость заключена в латинском изречении memento mori ("помни о смерти"). Помни не для того, чтобы впадать .в уныние, а для того, чтобы глубже понять жизнь. Относительно смысла последней в истории этики было множество мнений, образовавших некоторые общие линии рассуждения.
I. Естественно начать поиски смысла жизни в самой жизни, в сфере основных человеческих желаний и интересов. Кто, например, не хочет получить максимум наслаждений (гедонизм)? Стремясь к удовольствиям и избегая страданий, мы сделаем свое существование приятным, но самое ли это главное? Несоблюдение меры в удовольствиях может пойти во вред, да и в выборе их следует быть пораз-борчивей. В погоне за чистым наслаждением человек становится рабом своих желаний, а не властвует над ними. Жизнь марионетки в руках страстей будет ли осмысленной? И для кого в земной юдоли доступно наслаждаться благами всю свою жизнь?
Другой вариант: всякий стремится к личной выгоде и пользе, в чем и состоит смысл жизненных усилий человека (утилитаризм). Воплотив такую модель на практике, окажешься законченным эгоистом. [То, что моральность и полезность нельзя отождествлять, было показано в гл. 3].
Третий вариант: человек желает быть счастливым (эвдемонизм). Реальное посюстороннее счастье каждого индивида несомненно убеждало бы: жить стоит! Остается решить, в чем же состоит счастье. То, как это непросто, будет показано в § 3 этой главы, а пока отметим следующее: I. Индивидуальное счастье каждый видит по-своему, потому общее правило относительно смысла жизни так не вывести. 2. Нравственный человек не может достигать собственного счастья за счет несчастья других и даже наслаждаться собственным счастьем по-настоящему, пока другие страдают. Это значит, что свои устремления приходится так или иначе согласовывать с интересами окружающих, иначе мечта о счастье станет эгоистичной, разобщающей людей, безнравственной. 3. Наконец, несколько странный, но полезный вопрос: а какой смысл быть счастливым? Нам кажется, что счастливы "птички божьи", которые "не сеют, не жнут", а хлеб имеют; счастливы не имеющие проблем, беззаботные, бессмысленные существа, не задумывающиеся о сути своей жизни. Но так ли это? Безоблачная жизнь — не самая осмысленная. И сколько раз бывало, когда человек, обладающий всей полнотой благ и удовольствий, начинал тосковать и метаться от отсутствия в этом благоденствии смысла (например, герои фильмов "Полеты во сне и наяву", "Неоконченная пьеса для механического пианино"). Оказывается, что достигнуть надо не просто счастья, а особого, достойного, высоконравственного счастья. Не пустого благополучия, а такого, которое получило бы моральное оправдание. Вот и получается, что жизнь должна получить обоснование с точки зрения чего-то высшего по сравнению с естественными стремлениями к удовольствию, счастью, пользе.
Пока мы определяем смысл жизни натуралистически, мы вращаемся в замкнутом кругу произвольно принятых утверждений. С одной стороны, утверждается, что смысл жизни -- это счастье или наслаждение, но при этом бессознательно подразумевается, что быть счастливым и наслаждаться имеет смысл (а это, как было показано, весьма проблематично). Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит, наверное, приравнивать проявления жизни и ее смысл. Здесь начинается новая линия рассуждения.
II. Она исходит из того, что земная жизнь должна получить нравственный смысл из авторитетного источника. Ведь сама она не так уж хороша, и ценность ее весьма сомнительна. Во-первых, в ней слишком много зла, страдания, она легко подвержена порче и извечно несовершенна. За короткий человеческий век не удается достичь сколько-нибудь серьезных целей: ни материальных, ни тем более духовных. Во-вторых, какой смысл может иметь бытие, в конце которого ничего нет, "бытие к смерти". Земная жизнь может приниматься во внимание лишь в отношении к чему-то высшему, лучшему (вечной жизни, богу, духу, идее), которое находится вне ее пределов. Смысл нашей жизни условный, бытие человека само по себе не важно, важно его соотнесение с абсолютной ценностью. Трудности натуралистического подхода тоже склоняют к мысли, что за повседневными проявлениями жизни надо открыть ее идеальную суть, иначе жизненная суета не получит морального оправдания.
Для религии поиск такого "высшего" не составляет особого труда: наше существование имеет смысл постольку, поскольку оно ориентируется на божественные заповеди и ценности, освященные церковью. Но ведь и вне религии идеи добра и справедливости всегда производят на нас сильнейшее впечатление, словно они больше нас самих. Они очаровывают сознание, западают в душу, так что смысл жизни — это в конечном счете плод работы нашей собственной души, нашего личного усилия, а не внешнее сообщение или подарок. Тогда, возможно, смысл надо искать не во внешнем, а в себе самом? Лучшая часть нашей души и есть то "иное" по отношению к повседневной жизни, на которое надо ориентироваться и существование которого придает жизни смысл. Мы можем быть лучше, и пока есть эта возможность, есть смысл жить по-человечески.
Становится понятным, что смысл жизни нельзя отождествлять ни с какой конкретной целью. Ведь тогда, достигнув цели, мы всякий раз теряли бы смысложизненный ориентир. Не только материальная, но и духовная цель, самая возвышенная, не образует смысла. Смысл жизни "в труде", "в еде", "в служении людям" - это суждения одного порядка. Каждый раз смысл ищется во внешнем, в чем-то ином, что не есть он сам, в том, чему самому хорошо бы придать какой-нибудь смысл. Значит, мы кроме конкретных целей нуждаемся в перспективе иного рода. Но как же выбрать этот стратегический ориентир?
Раз уж он не видим на поверхности, стоит поискать его "незримыми очами" разума, который, в отличие от страстей, может стать верным руководителем в жизни. Но и разум становится в тупик, заходит в логические противоречия, решая, как и зачем живет человек. Потому очень часто в истории этики основные ценности предлагалось принимать на веру: верить в добро, в то, что праведность, независимо от личной пользы и результата, наполняет жизнь высшим смыслом. Вера не заменяет, но необходимо дополняет рациональные соображения. Очевидно, что надо не столько получить "информацию о смысле жизни", сколько пережить смысл, почувствовать, что это именно то, чего всегда жаждал. Значит, суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически. Знание это нигде не лежит, нигде не записано, чтобы можно было, как говорится, "найти" смысл жизни. Смысл надо пережить, т.е. создать своей жизнью, добиться его, изобрести, на деле освоить осмысленную жизнь. И на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. Это значит, что вне реализации высшая моральная ценность как бы и не существует. Своей судьбой надо подтвердить правильность выбора жизненного пути, т.е. опять-таки не "найти", а проложить путь. Свой и в то же время истинный,, за правильность которого вся ответственность ложится на нас. В этом-то, наверное, и состоит главный смысл человеческого бытия: это путь созидания смысла, осмысливания того, что без нашего усилия осталось бы слепой необходимостью, бессмыслицей. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочешь, чтобы он был. Этим самым мы утверждаем самих себя как людей.
Мы духовно преодолеваем смерть. К ней надо вообще иначе отнестись. Еще Эпикур рассуждал: когда мы есть, смерти еще нет; когда она настала, то нас уже нет. Если мы с ней никогда не встречаемся, то нечего её бояться. Кроме того, почему надо с отчаянием взирать на жизнь с точки зрения смерти, а не наоборот? На деле мы так и поступаем: судя по жизни человека, говорим, что человек умер "безвременно", "с чистой совестью" или, наоборот, "собачьей смертью". Это жизнь дает такие оценки. Народная мудрость гласит, что человек должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка, после чего смерть оказывается не противостоянием, а продолжением жизни. Все мы так или иначе стремимся продлить себя: физически - в детях, в культуре - через произведения, творчество, труд, создание того общественного мира, который завещаем потомкам и в котором как бы продолжим жить вместе с ними. Мало того, равное число прожитых лет не приравнивает жизнь одного человека к жизни другого. Важно, как прожиты эти годы. Есть еще и личностное время, которое определяется интенсивностью поступков и переживаний. Так что яркая, но короткая жизнь оказывается в сущностном плане длиннее, чем прожитая в рутине и суете. Годы могут концентрироваться, но позаботиться об этом мы должны сами.
Информация о работе Смысл жизни, как высшая нравственная ценность