Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:59, реферат
Понятие гендерного контракта разрабатывалось в 90-е годы скандинавскими феминистскими исследователями для описания доминантных типов отношений между полами и их динамики. Контракт описывается как правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение труда по признаку пола в сферах производства и воспроизводства и взаимно ответственные отношения между женщинами и мужчинами, в т.ч. принадлежащими к разным поколениям [1, p. 14].
Советский гендерный порядок: официальные, повседневные и нелегитимные контракты
Официальный гендерный контракт: работающая мать. Данный контракт включает мобилизованный государством труд женщин и материнство как гражданские обязанности. Его историческая конструкция и воспроизводство проанализированы исследователями [см.: 10; 13; 14; 15; 23]. Официальный контракт имел внутренние противоречия и напряжения, однако гендерная и семейная политика, формирующая данный контракт, в целом распространялась на подавляющее большинство советских граждан(ок). В соответствии с правилами и нормами советского общества от женщин ожидалось сочетание производственной деятельности с материнством и заботой о семье.
Из интервью: "Женщина должна приносить зарплату больше чем муж, все в доме делать вплоть до ремонта, детей родить, воспитать между своей активной общественной деятельностью и потом еще – мужу рубашки, брюки гладить" (50 лет, высшее гуманитарное образование, менеджер в финансовой сфере, двое детей). Материнство воспринимается как гражданская обязанность:"Воспитание детей – это очень большая работа для общества… Это звучит громко, но в какой-то степени я это воспринимала как свой гражданский долг" (60 лет, преподаватель, мать четверых детей).
Модель семьи была конституирована государством, которое регулировало жизненные условия, миграцию и профессиональную мобильность, а также несло ответственность за социальное обеспечение и поддержку материнства. Контракт работающей матери был основан на государственной помощи в воспитании детей: предоставлении декретных и послеродовых отпусков, отпусков по уходу за ребенком, льготы работающим матерям, бесплатном здравоохранении и системе детских учреждений (яслей и детских садов). Официальный контракт не был монолитным, хотя абсолютное большинство женщин было ориентировано на материнство и на занятия профессиональной деятельностью, согласно закону и экономической необходимости. Женщины, состоящие в браке и имеющие детей, в отличие от мужчин, имели легальное право не работать. В некоторых социальных слоях профессиональная занятость женщин была скорее исключением, чем правилом, в частности в номенклатурных семьях и в семьях военнослужащих (о стратификационных гендерных различиях см.: [24; 25, с.9-12]). Таким образом, в рамках официального контракта допускалось традиционное женское поведение, поддерживаемое идеологией женского предназначения.
Вместе
с тем, советской нормой считалась
женская занятость в
Игорь Кон назвал политику такого рода бесполым сексизмом: мужчины и женщины трактовались как одинаковые, несмотря на явное различие формальных и неформальных правил, обеспечивающих реализацию женских и мужских ролей [27]. Традиционные роли и гендерная индивидуализация могли восприниматься как форма личного самовыражения и пассивного сопротивления массовой культуре [28, c. 98-100].
Гендерный контракт в повседневной жизни (теневой контракт). Повседневный гендерный контракт включает те правила, практики и нормы, которые не подлежали прямому государственному регулированию, напротив, складывались как реакция на ригидность официальных институтов. Под повседневностью – сферой реализации данного контракта - мы понимаем действия, оценки, поведение, отношения, которые постоянно поддерживаются рутинным образом и характеризуются практическим, редко артикулируемым, знанием. Этот контракт мы также называли теневым - промежуточный вариант между тем, что «написано на лозунгах» и тем, за что «сажают в тюрьму», дополняющий как официальный, так и альтернативный контракты[29]. Данная метафора позволяет подчеркнуть неизбежное наличие "тени" у работающей матери, а также связь с частично скрытыми, не запрещенными и не разрешенными гендерными идентичностями и нормами поведения. Они были скрытый от репрезентаций или аоявлялись в недоминирующих дискурсах позднесоветского времени (кино, художественная литература).
Стабилизации
данного контракта
В условиях ограниченного социального обслуживания организации быта способствовала «внутрисемейная специализация»: "Муж помогал много, допустим, ремонт делал, мужскую работу: сломалась розетка, он четко все сделает, лампа там какая-то… он много уделял этому внимания" (главный врач, 50 лет, один ребенок). Гендерный контракт, целью которого было обеспечение семьи и быта в рамках компромисса с государством, включал мобилизацию ресурсов социальных сетей, в том числе «расширенного материнства», и индивидуальных ресурсов в публичной и приватной сферах. В качестве агентов контракта выступали социальные сети, друзья, родственники (бабушки в первую очередь). Использовалась и помощь наемных работников: "Поначалу даже была возможность незадорого няню иметь, и я их (детей) никогда не отдавала в ясли, пожилые женщины охотно подрабатывали к пенсии добавку, жила я рядом с работой, по магазинам бегала сама" (60 лет, преподаватель, мать четверых детей).
Организация домохозяйства и использование сетевых ресурсов усиливали традиционные гендерные идентичности. Правила повседневности предполагали и то, что женщина «приватизирует» профессиональную занятость, используя ее как ресурс решения домашних проблем. Многие женщины, работая, фактически имели фиктивные обязанности, которые позволяли им в рабочее время делать покупки и заниматься домашними делами, а также часто пропускать работу, оставаясь с больными детьми.
Индивидуальные
усилия (в первую очередь женщин)
по организации домохозяйства
Из интервью: "поддержу любого рода реформы так называемой демократии, чтобы не нужно было стоять в очередях" (65 лет, инженер, в настоящее время на пенсии). В то же время для этих женщин навыки ведения домохозяйства и использование отношений блата-знакомств оказались важнейшим гендерным ресурсом в условиях экономических трансформаций.
Еще
одним результатом, который достигался
через систему блата-
Нелегитимные контракты. Под нелегитимным (альтернативным) контрактом мы подразумеваем те гендерные нормы и практики, которые подвергались репрессиям, были скрытыми и/или криминальными. Сексуальность, и, в особенности, сексуальные отклонения составляли центральный компонент нелигитимного контракта. Его альтернативность проявлялась в запрещенных и/или закрытых сообществах заключенных, проституток, гомосексуалистов, а также в порнографии, изнасилованиях. Само существование этих явлений отрицалось, они криминализировались и/или медикализировались, их обсуждение происходило только в профессиональных дискурсах или в виде критики проблем (пережитков, тлетворного влияния) капиталистической системы.
В повседневной жизни нелегитимный контракт касался всякой неконтролируемой сексуальной жизни, не связанной с воспроизводством. Добрачные и внебрачные сексуальные связи, сексуальные отношения на отдыхе и в командировках, получившие широкое распространение в позднесоветское время, балансировали между теневыми и нелегитимными правилами гендерного поведения [16; 26]. О позднесоветских образцах сексуального поведения рассказывает женщина с высшим гуманитарным образованием (39 лет): "Я могла склеить на улице – не знаю, что от меня такое исходило, тут же партнера, и тут же улечься с ним в постель… У меня каждый день был новый или два раза в день новый». Такие рассказы достаточно характерны для представителей этого поколения.
Наиболее яркими формами нелегитимных контрактов являлись гомосексуализм и проституция. В 1936 г. мужской гомосексуализм был запрещен и согласно статье 121 Уголовного кодекса Российской Федерации наказывался лишением свободы сроком до пяти лет. Лесбиянство и бисексуализм уголовному преследованию не подлежали, поскольку считались в СССР несуществующими, они находились за пределами публично выражаемых символических форм советской эпохи, за исключением частушек и анекдотов. Только с наступлением периода перестройки стало возможным публично рассказывать о подобном опыте. При этом женственность лесбиянок в тюрьмах и психиатрических больницах [32, p.148-151] сильно отличалась от женственности счастливой советской матери. О существовании проституции, напротив, было хорошо известно, хотя официально она не признавалась до середины 80-х годов. С 30-х годов не имелось официальных данных о проституции, утверждалось, что в Советском Союзе проституция ликвидирована как социальный феномен, хотя, как утверждали в 60-е годы юристы, отдельные особы вступают в половую связь за плату [33]. После наступления гласности образ проститутки становится распространенным и популярным. Кинофильм "Интердевочка" в начале перестройки рассказал историю валютной проститутки 80 годов, обаятельной, богатой, реализовавшей позднесоветскую мечту отъезда на Запад. Сексуализированная женственность и потребительское поведение проститутки демонстрировали образцы гендерных норм, противоположных официальным. Схематично эти контракты могут быть представлены следующим образом (табл. 1)
.
. Советские гендерные контракты
Контракт |
Официальный | Повседневный | Нелегитимный | ||||
Работающая
|
Мать | ||||||
Статус
гендерных отношений и практик |
Признанные, официально артикулируемые, регулируются правилами, устанавливаемыми государством | Регулируются неформальными правилами, частично выражены в недоминирующих культурных дискурсах | Морально и юридически наказуемые, регулируются санкциями и/или правилами закрытых сообществ | ||||
Сферы действия контракта | Официальные законодательство, политика, идеология, социальные институты | Повседневные взаимодействия в приватной и публичной сферах, в социальных сетях; социальное воспроизводство в семье | Криминальная сфера, закрытые сообщества | ||||
Гендерные роли |
Мужская и женская роли – равное участие в общественном производстве, общественная активность. Женская роль – осуществление материнства как гражданские обязанности |
Использование традиционных гендерных ресурсов мужчинами и женщинами. Женская роль – материнство, забота, обслуживание, |
Сексуальные роли, не связанные с воспроизводством |
Гендерные контракты постсоветского периода
Начиная с конца 80-х годов происходит реконфигурация официальных, повседневных и нелегитимных правил советского времени. несмотря на структурные изменения и возникновение новых практик, более устойчивыми оказываются правила организации жизни, восходящие к советским гендерным контрактам. На символическую доминацию претендуют те роли, которые были ранее «скрыты» в повседневных и нелегитимных контрактах. Ценности и стили жизни западного типа воспринимаются в большей степени, если они соответствуют идеалам позднесоветского времени. В частности, женщина цивилизованного (западного) мира предстает в качестве (буржуазной) домохозяйки, которую обеспечивает муж. Этот образ коррелирует с советскими ценностями семьи-дома, потребительскими образцами, стабильностью и с ностальгией по настоящим мужчинам. Напротив, контракт гендерного равенства и образ феминистки получает в основном негативные коннотации с последствиями эмансипации советского времени.
Информация о работе Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России