Современная система методов психологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Наука – это прежде всего исследование.Актуальность обусловлена использованием системы частных методов и методик в психологических исследованиях. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением её предмета, она включает и определение её метода.Методы,то есть пути познания- это способы посредством которых познаётся предмет науки.Психология как каждая наука,употребляет не один, а целую систему частных методов или методик
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Введение
2. Современная система методов психологических исследований
3. Характеристика отдельных методов
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

0100987_214FB_metody_psihologicheskih_issledovaniy2.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Данные, получаемые в  естественном эксперименте, лучше всего  соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности  строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Моделирование как метод  применяется в том случае, когда  исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или  формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование  в психологии идей математического  программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние  несколько десятков лет открыло  для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. ( Козлова С.А., Куликова Т.А. “Дошкольная педагогика”. Москва, “Academa” 2006.)

Отметив наличие в  организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции  поведения, какая характеризует  структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичной информации, в психологии широко применяются различные способы  и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

 

 

 

Заключение

В заключении хочу отметить, что наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул . Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти  всегда требуют проверки на достоверность  и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.( Возрастная и педагогическая психология/ под ред. Гамезо М.В. М: Знание, 2003 - 287с.)

Методы в общем случае - это способы, формы действий, способы решения поставленных задач.Их специфика обусловлена ситуативной активностью исследователя и, в частности, обусловлена исходным определением понятий. Методы всегда производны от наличной ситуации и от её понимания субъектом, которое обычно выражено в формулировках определений. Методы исследования рассматриваются на разных уровнях обобщения и привязываются к выделенным этапам этого исследования, к решению поставленных в нём задач.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Глазман Ж. Н. Личность и нарушение общения, 2007
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, 2007
  3. Бодалёв А.А. Психология общения,Воронеж, 2006
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. “Дошкольная педагогика”. Москва, 2006
  5. Бодалёв А.А. Личность и общение,Педагогика,2003
  6. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо М. 2003
  7. Психология педагогика под ред Радугина А.А 2 изд Москва,2002

Информация о работе Современная система методов психологических исследований