Современные психотехнологии общения. Нейролингвистическое программирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:16, контрольная работа

Краткое описание

Нейро-Лингвистическое Программирование - направление современной практической психологии, ныне очень популярное как на Западе, так и в России. Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность.

Содержание

Вместо введения..................................................................................................... 3
Немного истории.................................................................................................... 3
Что же такое НЛП?............................................................................................ 6
Подходы НЛП................................................................................................... 9
Симптомы в НЛП............................................................................................. 13
Выводы............................................................................................................. 17
Список использованной литературы.................................................................. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

Кафедра  Истории и психологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему:

«Современные психотехнологии общения. Нейролингвистическое программирование.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы МТз-21

Пекшеев Николай Александрович

Зач.кн. №1120900116

Проверил: доцент Абдрахманова

Зульфия Рафаковна

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вместо введения..................................................................................................... 3

Немного истории.................................................................................................... 3

Что же такое НЛП?............................................................................................ 6

Подходы НЛП................................................................................................... 9

Симптомы в НЛП............................................................................................. 13

Выводы............................................................................................................. 17

Список использованной литературы.................................................................. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

 

Нейро-Лингвистическое Программирование - направление современной практической психологии, ныне очень популярное как на Западе, так и в России. Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность.

 

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

 

Нейро-Лингвистическое Программирование - направление современной практической психологии. НЛП родилось относительно недавно. В 1972 году молодой ученый Ричард Бэндлер, специализировавшийся в математике и вычислительной технике, меняет область своих научных интересов и начинает активно заниматься изучением бихевиоризма - психологии поведения животных и человека. Одновременно он посещает семинары и учебные группы по гештальт-терапии. За четыре года ему представилась возможность провести свои собственные семинары в рамках программы обучения под руководством Джона Гриндера. Занимаясь лингвистикой, Гриндер изучал работы Наума Хомски (Noam Chomsky), теоретика лингвистики. Совместная работа и интерес к гештальт-терапии послужили основой, на которой выросло явление психологии, названное НЛП. Целью исследований, проведенных учеными, было просто разобраться, какие навыки и техники позволяют таким выдающимся психотерапевтам, как Милтон Эриксон (основатель школы гипноза, названного впоследствии эриксонианским), Виржиния Сатир (известный семейный психотерапевт), Фриц Перлз (основатель гештальт-терапии) успешно решать сложные терапевтические проблемы. Позже к Гриндеру и Бэндлеру присоединились антрополог Джудит Делозье и психотерапевт Лесли Кэмирон. Приблизительно в таком составе (есть некоторая неопределенность истинного авторства НЛП, на разных этапах работы подключались новые действующие лица, вносившие разные вклады в развитие методологии) вместе они пытались смоделировать работу лучших психотерапевтов того времени. Анализируя методы и процесс ведения терапевтического сеанса, они обнаружили некоторые закономерности, которые затем успешно обобщили. Основным постулатом их исследования была идея о том, что если нечто умеет делать хоть один человек в мире, то этому можно научить и всех остальных. В результате была сформулирована идея разделенности личности. Много людей при общении употребляют фразы типа "…какая-то часть меня совершенно с тобой согласна, но другая - против". Существование таких "частей" исследователи сочли полезными явлениями, которые можно использовать как терапевтический инструмент.

Сформировавшаяся вокруг Бэндлера и Гриндера команда единомышленников тщательно изучала новые техники и навыки и стала собирать коллекцию моделей и подходов в общении терапевта и пациента. По мере обыгрывания отобранных техник постепенно вырисовывались методы, работоспособные и нет. В конце 1974 года была опубликована первая книга об НЛП - "Структура магии". Претенциозное название, по мнению авторов, отражает тот факт, что некоторые наиболее успешно общающиеся люди (коммуникаторы), похоже, могут совершать чудеса - необъяснимые на первый взгляд вещи. Книга детально описывает специфику того, что проделывают "волшебники" для своего фокуса, предоставляя читателю возможность взглянуть на "структуру" чудодейства.

Сейчас трудно однозначно сказать, по чьей прихоти методология получила название "нейро-лингвистическое программирование". На этот счет есть много историй, правдоподобность которых серьезно не дотягивает до 100%. Сказок, легенд и волшебства предостаточно. Так, есть такое объяснение аббревиатуры НЛП: едут однажды на машине Бэндлер и Гриндер, и останавливает их зачем-то дорожная полиция. Задает им вопросы, в числе которых такой: "А чем вы, молодые люди, занимаетесь?" Ребята за словом в карман не лезут, а наблюдают окружающую действительность в виде книг, сваленных на заднем сиденье авто. А там: "Что-то о нейрологии", немного о "Лингвистике"  и о программировании.

В общем, название специальности получилось достаточно забористым, чтобы стражи порядка отпустили исследователей с миром.

Впервые в России заговорили об НЛП в конце 80-х, когда стали появляться первые подпольные переводы книг, и в рамках культурного обмена проводились короткие тематические семинары. Началом масштабного и целенаправленного развития НЛП в нашей стране можно считать организованный в 1992 году первый полноценный, отвечающий стандартам Международной Ассоциации НЛП, семинар «НЛП-практик». В проведении этого (очень дорогого по тем временам семинара) принимали участие люди, стоявшие у истоков НЛП - Джудит Дэлозье и Энн Энтус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НЛП?

 

 

 Несмотря на значительные успехи в области психотерапии, говорить о том, что НЛП - это только направление психотерапии было бы некорректно. Возможности НЛП гораздо шире - это разработка новых подходов к обучению, развитие многих скрытых способностей человека, выявление наиболее интересных и успешных моделей поведения и мышления людей, повышение личностной эффективности в профессиональной деятельности, создание успешно функционирующих и саморегулирующихся предприятий, где максимально используется потенциал каждого сотрудника.

Для того чтобы понять, почему методы НЛП столь разнообразны и многофункциональны, рассмотрим, что же лежит в его основе. Определим базовые моменты, которые дают представление об этом направлении современной психологии.

НЛП можно было бы сравнить с письменностью. С того момента, когда люди научились записывать слова с помощью символов (букв, знаков, иероглифов, пиктограмм), обмен и сохранение информации перестали зависеть от времени и пространства. Сегодня каждый грамотный человек в любой точке Земного шара может узнать, ЧТО думали люди сотни лет назад, просто читая их книги. Но то, что написано в книгах, чаще всего является «готовым продуктом», созданным в процессе мышления автора этой книги. Многих людей (особенно психологов) всегда интересовал вопрос КАК, то есть сам процесс мышления человека, а также возможность его осознания, записи и усовершенствования.

Одной из главных заслуг НЛП является специально разработанный язык (совокупность знаков, правил синтаксиса и так далее), который позволяет объективно записывать субъективные мыслительные стратегии людей. Появление такого языка позволило, изучая деятельность какого-либо человека, записывать не то, ЧТО он делает, а то, КАК он это делает. Какие субъективные процессы протекают в организме человека, в результате которых он создает тот или иной шедевр, принимает решение, убеждается или разубеждается в чем-то? Выделив из полученного описания наиболее эффективные и объективные элементы, НЛП создает на их основе модели, которые могут быть переданы другим людям. Так если какой-либо человек имеет очень эффективную стратегию запоминания информации, то созданная на ее основе модель может позволить другому человеку научиться делать это так же хорошо. Пригодность полученных моделей определяется не теоретическими обоснованиями, а только их пользой. Особая ценность предлагаемых НЛП моделей состоит в их универсальности, то есть чаще всего они не зависят от контекста и содержания их применения. Конкретным примером из НЛП является разработанная Робертом Дилтсом «Модель творческого мышления Уолта Диснея». Сам Уолт Дисней использовал собственную стратегию творчества неосознанно при создании мультфильмов и воплощении таких колоссальных проектов как «Диснейленд». Сегодня тысячи людей применяют эту модель в самых разных ситуациях, где они хотели бы максимально использовать свое творчество, найти нестандартное и самое эффективное решение: разработка научных проектов, создание новых фирм, написание книг, подготовка докладов и публичных выступлений, поиск выхода из трудных ситуаций, решение конфликтов и многое, многое другое. Здесь опять же можно сравнить НЛП с письменностью или математикой: обучаясь писать или считать, люди вряд ли собираются применять эти навыки только в одном узком контексте. Читать и писать нам приходится практически каждый день независимо от нашей профессии. На сегодняшний день ни одна наука не обходится без математической поддержки, в том числе и психология (например, математическое моделирование социальных процессов), так как предлагаемые математикой методы и формы работы свободно размещаются в любом содержании. Также, обучившись моделям НЛП, человек может повышать личностную эффективность в любой сфере своей деятельности, начиная с профессиональной и заканчивая интимной. Тем более это касается людей, которые обучились не только моделям, но и самому НЛП.

Конечно, реальная работа по созданию эффективных моделей объемна и трудоемка. Чего стоит хотя бы тот факт, что к настоящему этапу своего развития люди не привыкли осознавать и анализировать свои мыслительные стратегии. Спросив практически любого человека, умеющего делать что-то уникальное, о том, как именно он это делает, можно получить множество рассказов об интуиции, об озарении и ничего конкретного, что могло бы быть полезно для спрашивающего. Поэтому кроме самого языка записи мыслительных стратегий, в НЛП существует много приемов, которые позволяют выявить их прежде, чем записать.

Описанная выше возможность работы с субъективной/внутренней реальностью человека, позволила НЛП далеко продвинуться в области психотерапии и психокоррекции. Если рассматривать НЛП в историческом развитии, можно заметить, что сначала было разработано множество разнообразных терапевтических моделей, предназначенных для работы с самыми разными симптомами. В НЛП такие модели называются техниками. Практикующий психотерапевт мог обучиться этим техникам и решать с их помощью большинство задач, с которыми обычно обращаются клиенты. В последнее время конкретных техник появляется все меньше, так как, обучившись работе с мыслительными и поведенческими стратегиями человека, НЛП-психотерапевт может сам определять наиболее эффективные пути к достижению желаемых изменений и создавать собственные техники для каждого клиента. Такой подход позволяет НЛП-психотерапевту дать себе полный отчет в своих действиях в каждый момент времени работы с клиентом и выбрать наиболее эффективное направление дальнейшего движения.

 

 

 

 

ПОДХОДЫ НЛП

 

Итак, до того, как перейти к рассмотрению конкретных симптомов и методов работы с ними, следует разобрать некоторые базовые подходы НЛП к психотерапии. НЛП относится к процессу психотерапии как к обучению. Это означает, что если человек столкнулся с затруднениями и решил прийти за помощью к психотерапевту, то к данному моменту он использовал все известные ему методы разрешения этой трудности. Участвуя в тех или иных действиях, предлагаемых психотерапевтом, человек не только решает поставленную перед собой задачу, но и обучается новой стратегии, которая в будущем может помочь ему самому справляться с подобными ситуациями.

Одним из основополагающих взглядов НЛП в области психотерапии является убеждение в том, что каждый человек обладает всеми внутренними ресурсами для решения всех своих задач и достижения всех своих целей. Работа психотерапевта заключается в технологической организации процесса, который позволил бы клиенту найти и закрепить в себе скрытые ресурсы и возможности, нужные для продвижения к намеченной цели. Такой подход дает множество позитивных эффектов как для клиента, так и для самого психотерапевта. Поддерживая свою веру в то, что клиент сам способен найти выход из сложившейся ситуации, консультант избавляет себя от соблазна навязать ему свое «правильное» решение. Давно известно, что попытка переноса собственного субъективного восприятия реальности на опыт клиента дает для него малоэффективный результат, но позволяет решать похожие жизненные трудности самого психотерапевта (эффект переноса).

Информация о работе Современные психотехнологии общения. Нейролингвистическое программирование