Сознание и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Диалектика сознательного и бессознательного в развитии человека формировалась прежде всего в трудах учёных- философов, со времён античной философии. Ярким представителем, которой является Аристотель. Основная тема психологии мысли отражена в его труде «О душе» ещё в 3 веке до нашей эры.
В 17-18 веках представление о сознании, как основы психической составляющей деятельности человека, строится на основе положений механической философии, складывается детерминистский (объективный характер причинности всех явлений) подход к психике.

Содержание

1. Предисловие стр. 3
2. Сознание как высший уровень психики стр. 4
3. Бессознательное стр. 8
4. Заключение стр. 9
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологи1.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Сознание и бессознательное.

 

Оглавление

 

1. Предисловие                                                                 стр.     3

2. Сознание как высший уровень психики                    стр.      4

3. Бессознательное                                                           стр.     8

4. Заключение                                                                   стр.      9

5. Литература                                                                    стр.     11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие

 

Диалектика сознательного и бессознательного в развитии человека формировалась прежде всего в трудах учёных- философов, со времён античной философии.  Ярким представителем, которой является Аристотель. Основная тема психологии мысли отражена в его труде  «О душе» ещё в 3 веке до нашей эры.

В 17-18 веках представление о сознании, как основы психической составляющей деятельности человека, строится на основе положений механической философии, складывается детерминистский (объективный характер причинности всех явлений) подход к психике.

В середине 19 века на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология).

В 1870-80-х.г.г. психология складывается как самостоятельная наука, отличная от философии и физиологии.

 Психология (греческое psyche- душа и logos-слово)- наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности; совокупность психических процессов, обуславливающих какой либо род деятельности; наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

 Важный раздел психологии  -  изучение психики человека и его высшей формы – сознания.

 

 

   

 

 

 

 

Сознание как высший уровень психики.

 

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Характеристики сознания человека, его структура многомерны.

Сознание характеризуется:

 активностью, направленностью  на предмет, сознание всегда есть сознание чего-либо;

 способностью к рефлексии (анализ собственного психического состояния, осмысление собственных мыслей и действий);

 мотивационно-ценностным характером.

Сознание любого индивида уникально, но не произвольно - оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего структурами социальной системы, в которой существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер. К примеру, характеристика социального сознания индивидов социалистического общества (сознание первичности общественного над личным) и капиталистического (главенство личной свободы и материального благополучия над  общественным).

При изучении сознания приходиться сталкиваться с двумя основными трудностями. Первая состоит в том, что все психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются – в том числе бессознательное, которое осознаётся либо в результате процедуры «доведения до сознания» (обучение, общение, принуждение), либо

 

Косвенно - в виде искажения сознания. По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря ему перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций (внимание, мышление), как изучить эти функции?..

Вторая, вытекает из первой; сознание, как отдельные психические функции, не отражается во внешнем пространстве. Исследователи не смогли обнаружить характеристики сознания, по которым оно могло бы изучаться известными методами.

Сознание таит в себе многие неизученные и неведомые глубины, куда иногда удаётся заглянуть, а в большей части остающейся тайной. Так поведение человека в критических ситуациях существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях:

  • С одной стороны, он должен быть частью объективного мира, ситуации, где его «Я» вынуждено приспосабливаться к внешней реальности, это уровень проявления экстравертированного сознания (импульсивность, инициативность, гибкость поведения, а в целом индивидуально- психологические свойства человека) и принятия решения.
  • С другой стороны, он погружён в субъективный мир изменённых состояний сознания, в рамках которого связь с внешней действительностью и временем исключается. Укрепляется глубинное Своё.

 Успешность выхода из создавшегося  критического состояния будет определяться уровнем индивидуального сознания человека, его способности восприятия внешних раздражений, чувств и принятия решения. Большинство сознательных процессов сознательны лишь кратковременно, и процесс возбуждения не оставляет в сознании, как в других психических системах, длительного изменения его элементов. Согласно З. Фрейду, сознание - одна из трёх систем психики, включающая в себя лишь то, что осознаётся в каждый момент времени.

Основная роль сознания заключается в восприятии органами  психических качеств в виде внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия. Психоанализ не считает сознание сущностью психического и объясняет его, прежде всего, как описательный термин.

Новейший психический словарь (стр.604) описывает следующую терминологию, связанную с понятием процессов, состояний и наименования сознания:

      • Сознание как процесс - делится на два больших класса;

Процесс не произвольный, происходящий как бы самим собой, и произвольный – организуется и направляется самим индивидом.

      • Состояние сознания – в западной психологии рассматривается два состоянии сознания, это период отдыха сон, и активное состояние – бодрствование.
      • Понятие сознания подразделяется на– сознание обыденное, сознание поверхностное, сознание политическое, сознание религиозное.

Возвращаясь к понятию характеристик сознания, можно выделить четыре основных характеристики.

  Одна из характеристик дана  уже в самом названии: со-знание, то есть совокупность знаний  об окружающем нас мире. В структуру сознания, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания о мире и о себе. Вторая характеристика сознания определяет отчётливое различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «Не Я». Человек, впервые в истории органического мира, выделившийся из него и противопоставивший себя этому миру, сохраняет в своём сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя:

Человек производит сознательную самооценку своих поступков, переживаний и самого себя.

Отделение «Я» от «не Я» - путь, который проходит каждый человек в детстве и осуществляется в процессе формирования самосознания всю его жизнь.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него коррективы и т.д.. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Наконец, четвёртая характеристика сознания определяет наличие эмоциональных оценок  межличностных отношений. Любовь и ненависть, жалость, сострадание, восхищение и недовольство - вся палитра чувственных восприятий отношения между людьми  определяет уровень сознания человека. Нарушение чувственных отношений между людьми может открыть не только сущность сознания того или иного индивида, но и его патологию.

Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем; для чего он живёт, достойно ли он живёт, есть ли цель в его существовании и т.п. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без фактов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «Я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей. Без «Я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям. Основой формирования  сознания является мозг человека, а также его органы чувств.

 

Бессознательное

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не даёт себе отчёта По З.Фрейду бессознательное это термин обозначающий наиболее важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, в том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, импульсы, мысли и т.п. Сами по себе психические процессы бессознательны, а сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое. Основной регулятор этой системы – принцип удовольствия.

Являясь психическим, бессознательное представляет такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. З.Фрейдом определяется два вида бессознательного:

1. Латентное – способное стать сознательным.

2. Вытесненное – само по себе не могущее стать сознательным

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми раздражителями (субсенсорные или субцептивные реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря множественному повторению выполняются автоматически и поэтому ставшие неосознаваемые . К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнит некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и поправить галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, но выполнил указание находясь в полном сознании и давая себе отчёт в совершаемых действиях, оправдывая свои действия тем, что галстук был плохо завязан. Тем не менее его действия носили бессознательный характер и были связаны с гипнотическим воздействием. Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить о надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, науки, духовных ценностей и создание этих ценностей художником, учёным и просто человеком, совершается реально, но не всегда становится предметом рефлексии, а фактически оказывается соединением сознания и бессознательного. Вообще, бессознательное это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека и кончая  особой сферой психической реальности, определяющей жизнь и поступки людей. Концепция  бессознательного была впервые сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720г.), трактовавшей бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся. Подобно островам. Над океаном тёмных перцепций (восприятий). В европейской традиции об этом также сообщал Кант, свою концепцию бессознательного создали Э.Гартман и И.Гербарт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека.

К.Г. Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего присущий только ему творческий дух, чувства и ценности. Термин «бессознательно» применяется также для характеристики группового поведения. Цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами групп (психология толпы). Личное бессознательное и коллективное влияют на жизнь индивида и ход развития исторического процесса. 

 

Заключение

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно. Бессознательное, это столь же специфически человеческое  психическое проявление, как и сознание. Явления бессознательного получают  различные объяснения у представителей различных научных школ. Взаимосвязь сознательного и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, она даёт возможность понять и приобщить науке очень важные процессы в душевной жизни человека. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как  качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Быть сознательным это прежде всего описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надёжное восприятие Опыт нам показывает, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, состояние сознательности быстро проходит под воздействием, каких либо факторов и может перейти в фазу бессознательного. Каким оно (состояние) было в промежуточный период, мы не знаем.

 Это ещё раз показывает  связь сознания и бессознательного в психической природе человека, и степень  зависимости между ними, является, для каждого человека строго индивидуальна. Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль может переходить в сферу бессознательного.

 

Термины и определения:

-Рефлексия – анализ собственного психического состояния.

-Интенция -   устремлённость, направленность сознания, мышления на      какой либо объект.

-Экстраверсия и интроверсия  – характеристика индивидуальных  психологических различий человека.

-Экстремальный – предельный, крайний.

- Субсенсорные – сенсорные нервные  волокна по которым передаются возбуждение из органов и тканей в центральную нервную систему (ЦНС)  

Информация о работе Сознание и бессознательное