Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 02:26, контрольная работа
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
Введение………………………………………………………………………..3-4
Теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного
Глава I:Сознание как высшая ступень развития психики……………...5-6
• История проблемы сознания…………………………………………...6-9
Глава II:
Бессознательное проявление в психике и поведении человека………10-13
• Причины возникновения бессознательного…………………………13-15
• Теория Зигмунда Фрейда………………………………………...…...16-18
Заключение……………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………...20
Фрейд особо обратил свое внимание на сексуальные влечения и влечение смерти. Если первые направлены на утверждение в жизни, то вторые ориентированы на разрушение и смерть. Был проведен подробный анализ сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную картину развития сексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детстве, сексуальность проходит через всю последующую жизнь человека. В разные временные периоды она имеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Сознание создает разного рода нормы, законы, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки и прочее) или прямоненормальных (неврозы, психозы и подобные им) явлениях. Между сознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт. Согласно концепции Фрейда, бессознательное властвует над сознательным, а разум “плетется на поводу” у влечений и страстей.
Как говорилось выше, велика заслуга Фрейда в разработке терапевтической практики “психоанализе”. В случае конфликта с многочисленными социальными запретами нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, для снятия которых необходимо прежде всего осознать сам конфликт и его причины. Переживания вытесняются из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги возбуждения могут сохраняться в заторможенном состоянии очень глубоко и при неблагоприятных один из них может выявиться и оказать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Фрейд сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей практики. Таким образом. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения и, как следствие, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ – процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком.
В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека – метод ребефинга. Ребефинг применяет определенную технику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает “очаг подавления” и преобразует подавленное (то, что человек сделал неправильно) в общее чувство активности, уверенности и хорошего самочувствия.
Возвращаясь к теории Фрейда, в дополнении следует отметить, что научного внимания заслуживает его концепция вытеснения – особого защитного механизма психики. К защитным механизмам он отнес такие явления, как рационализм (обеспечение аргументами инстинктивных влечений), вымещение, выражающееся в переориентации определенного чувства, навязчивой идеи на другого человека или объект, обращенные реакции (противоположная, обратная той реакции, которую можно было бы ожидать в данной ситуации).
В теории З. Фрейда можно выявить несколько недостатков:
1) представление
2) преувеличенная роль
бессознательного вообще и
3) научная несостоятельность
фрейдизма проявляется в
Тем не менее, концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.
Заключение
В Данной работе "Сознание и бессознание в психике и поведении человека"в первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения сознания, во второй бессознательного. В ходе их исследования отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие содержание понятия сознания и бессознания. В первой и второй главе прослеживается анализ содержания изучаемых понятий; в частности дается определение и характеристика сознания и бессознания, производится экскурс в историю, где рассматривается возникновение и развитие исследуемых понятий, их структура, составляющие элементы и виды сознания как внешней ступени развития психики и бессознательное, а также бессознательные проявления в психике и поведении человека.
В завершении данной работы "Сознание и бессознание в психике и поведении человека" можно сделать некоторые выводы:
1) Сущность сознания, как
высшей формы развития психики,
психического отражения
2) Необходимо учитывать
значительное, часто решающее влияние
бессознания на принятие
3) Значением выявления
сознательного и
Список литературы
1) В.М. Банщиков "Проблемы сознания. Материалы симпозиума" Москва, 1966.
2) Ф.Б. Бассик "Актуальность
проблемы бессознательного на
современном этапе развития
3) В.П. Зинченко "Миры сознания и структура сознания", вопросы психологии, №2, 1991.
4) А.Н. Леонтьев "Деятельность, сознание, личность", Москва, 1975, стр. 304.
5) Ф.Т. Михайлов "Сознание и самосознание", Философские науки, №6, 1990.
6) Р.С. Немов "Психология", книга 1, Москва, 1998.
7) И.П. Павлов "Проблемы сознания" (статья), Москва, 1966.
8) В.Ф. Петренко "Психосематика сознания", Москва, 1988.
9) А.В. Петровский "Введение в общую психологию", Москва, 1996.
10) С. Л. Рубенштейн "Бытие и сознание", Москва, 1957, стр. 256, 328.
11) С. Л. Рубенштейн "Принципы и пути развития психологии", Москва, 1959, стр. 354.
12) А. Г. Спиркин "Сознание и самосознание", Москва, 1972.
13) Л.Д. Столяренко "Основы психологии", Ростов-на-Дону, 1997.
14) Н.И. Чуприкова "Психика и сознание как функция мозга", Москва, 1985.
15) А.Е. Щедрин "К проблеме сознания и бессознательного психического", Тбилиси, 1969-1973.
16) А.Е. Щедрин "Психика. Сознание. Бессознательное", Тбилиси, 1979.
17) Е.В. Шорохова "Проблемы
сознания в философии и
18) К.Г. Юнг "Сознание и бессознательное", Санкт-Петербург, Москва, 1997.
19) "Общая психология" Курс лекций, Москва, 1995.
Информация о работе Сознание и бессознательное в психике человека