Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:10, реферат
Сознание всегда являлось одним из наиболее дискуссионных понятий на стыке психологии и философии. Наряду с этим многочисленные данные позволяют выделять особый психофизиологический аспект проблемы сознания. Очевидно, что индивидуальное сознание человека неразрывно связано с объективными мозговыми процессами. Задача заключается в том, чтобы установить, какие материальные процессы мозга порождают сознание. Решение этой проблемы сопряжено с большими теоретическими трудностями.
Принципиальная важность положения о том, что именно мозг в целом является носителем сознания, отчетливо прослеживается в клинических исследованиях, направленных на изучение специфики нарушения сознания вследствие избирательного поражения правого или левого полушария у правшей и левшей, которые оказываются резко отличающимися (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1990).
У правшей при поражении правого полушария наиболее частыми оказываются нарушения сознания с явлениями утраты чувства реальности и собственной личности. Окружающий мир может потерять для них свое объективное значение. В некоторых случаях больные воспринимают только половину внешнего мира, причем расположенную справа от них, левая половина воспринимаемого мира заменяется прошлыми воспоминаниями.
При поражении левого полушария возникают иные состояния сознания – с "провалами мыслей" или, напротив, переживанием множества мыслей, мешающих друг другу. Нередки случаи кратковременного отключения сознания или так называемые сумеречные состояния сознания, при которых больной может сохранять психомоторную активность.
Иную картину изменения сознания дают поражения полушарий у левшей. У них особенности нарушения сознания не так сильно зависят от стороны повреждения мозга. Преобладают галлюцинаторные феномены, причем галлюцинации неотчетливы, смазаны и полимодальны (зрительные, слуховые, осязательные и т. д.). По интенсивности переживания галлюцинации левши почти равны силе реальных событий, кроме того, они многократно повторяются. Иногда у этих больных наблюдаются особые способности, например: «видение» кожей, восприятие того, что не находится в пределах достигаемости зрительного пространства, и другие.
Н.
Н. Брагина и Т. А. Доброхотова
выдвигают гипотезу, что сознание
есть свойство пространственно-временной
организации головного мозга, в которой
координированная деятельность полушарий
достигается за счет особой временной
организации их парной работы, когда правое
полушарие адресуется к настоящему и прошлому
опыту человека, а левое — к настоящему
и будущему. Хотя эта гипотеза пока больше
напоминает метафору, она интересна тем,
что обращает внимание на необходимость
включения фактора времени в изучение
психофизиологических механизмов сознания.
Парапсихологические
феномены
Еще одна загадка человеческой психики и сознания может быть связана с особенностями правополушарной обработки информации. Речь идет о феноменах, называемых парапсихологическими, – таких, например, как ясновидение, телепатия и т. п. Несомненно, что в решении этой проблемы необходимо накопление и тщательная проверка эмпирического материала, который подтверждал бы наличие подобных явлений. Тем не менее существенно, что современная наука о мозге не налагает принципиального запрета на существование таких феноменов. Последнее связано, в первую очередь, с особыми возможностями правого полушария в обработке информации.
Многочисленные данные говорят о том, что правополушарные компоненты механизмов обработки информации не подчиняются правилам формальной логики, не связаны законами причинно-следственных отношений и не ограничены рамками вероятностного прогноза, поэтому их участие в так называемом "сверхчувственном" восприятии не может быть априорно отвергнуто. Первые и пока единичные исследования, проведенные в этом направлении (телепатические сеансы во время быстрого сна и при выключении левого полушария мозга)т свидетельствуют об особой роли правого полушария в обеспечении сверхчувственных явлений психики и сознания.
Информационный подход к проблеме сознания
Принципиально новые возможности в разработке проблемы сознанания открылись в связи с введением информационного подхода.
Особенности понятия информация. Поскольку феномен сознания требует содержательного описания, а мозговые процесс предполагают описание в естественно-научных терминах, объединить их при истолковании сущности сознания невозможно. Однако понятие информации позволяет совместить в едином теоретическом ключе оба типа описания, а тем самым послужить основой для концептуального объяснения связи явлений сознания с мозговыми процессами.
Причина в том, как пишет философ Д. И. Дубровский (1980), что взятое в широком смысле понятие информации обладает двойственной сущностью, поскольку включает и содержание информации, и ее кодовую форму. Иными словами, понятие информации позволяв! отобразить в едином концептуальном плане и свойства "содержания" (семантические и прагматические аспекты), и свойства того материального носителя, в котором необходимо воплощена данная информация (т. е. ее пространственные характеристики и физические свойства).
Основные положения. Итак, всякое явление сознания (как явление субъективной реальности) есть определенная информация, присущая определенному социальному индивиду.
Будучи информацией, всякое явление сознания (субъективной реальности) необходимо воплощено в своем материальном носителе.
Этим
носителем является определенная мозговая
нейродинамическая система
Определенная мозговая нейродинамическая система является кодом соответствующей информации, представленной данному индивиду как явление субъективной реальности.
В
итоге следует ещё раз
Парадокс "гомункулуса". Гомункулус – гипотетический "человечек", якобы находящийся внутри мозга, который интегрирует ощущения "Я". Он наблюдает, руководит действиями, испытывает потребности и эмоции и т. д. Другими словами, гомункулус тождественен человеческому "Я". На психологическом уровне его существование не вызывает сомнения. Однако в физиологии до сих пор не обнаружено каких-либо мозговых образований, на которые можно было бы возложить данную функцию.
Наиболее вероятный кандидат на эту роль – мозговая система памяти. Действительно, во многом человеческое "Я" – это воспоминания о прошлых событиях, отношении к ним и о своих действиях. Метафорически эту мысль выразил писатель Д.Гранин: "...человеческое "Я" не может существовать без памяти. Из кирпичиков памяти складывается индивидуальность".
Однако все чаще высказывается мнение, что поиски гомункулуса как определенной, интегрирующей ощущения своего "Я" мозговой структуры не имеют смысла. Предполагается, что "Я" – это динамическая информационная система, включающая разные отделы мозга. Этот "информационный гомункулус", одновременно оперирующий с памятью и текущим опытом, и есть наиболее вероятная мозговая "эгосистема".
Сознание как эмерджентное свойство мозга. Системный подход утверждает, что любая функционирующая система приобретает свойства, не присущие ее компонентам, так называемые системные или эмерджентные, свойства, исчезающие при разложении системы на элементы. С позиций нового философского учения, именуемого эмерджентным материализмом (Дж. Марголис, 1986), сознание рассматривается как эмерджентное свойство мозговых процессов, находящееся в сложной взаимосвязи с этими процессами.
Возникая как эмерджентное свойство мозговых систем, начиная с некоторого, пока неизвестного, уровня их консолидации, сознание (в силу явления "эмерджентной причинности") приобретает уникальную способность выполнять функцию нисходящего контроля над нейронными процессами более низкого уровня, подчиняя их работу задачам психической деятельности и поведения.
Измененные состояния сознания
Исключительно
важным для выявления
Медит
На
Другой распространенный вид медитации
— дзен-медитация, характеризуется спокойным
и пристальным сосредоточением. Объекты,
на которые направлено внимание во время
медитации, воспринимаются без каких-либо
эмоциональных реакций или когнитивных
оценок. Возможно, независимость от прошлого
опыта и невозможность рассогласования
между актуальным впечатлением и ожидаемым
событием обуславливает отсутствие эмоциональной
реакции. Рассогласования не происходит,
так как отсутствует прогноз, опирающийся
на прошлый опыт, и все события оказываются
равно ожидаемыми или равно неожиданными.
Необходимо подчеркнуть, что во время
дзен медитации сохраняется активный
контакт с внешним миром, по крайней мере
на перцептивном уровне. Доказательством
этому служит особенности изменения ЭЭГ.
В обычном состоянии сознания при закрытых
глазах любой неожиданный сигнал вызывает
реакцию
В состоянии же дзен-медитации, сколь бы
часто не повторялся сигнал угасания реакции,
активации не наступает: блокада альфа-ритма
длится каждый раз две секунды. Следовательно,
сигнал каждый раз воспринимается как
новый и вызывает активную ориентировочную
реакцию, что свидетельствует об относительном
постоянстве уровня бодрствования.
По некоторым предположениям, альфа-ритм,
наиболее часто регистрируемый при медитации,
по своему функциональному значению не
аналогичен альфа-ритму спокойного бодрствования.
Данный ритм, как считает В.С. Ротенберг,
отражает высокую вариативность и неупорядоченность
образного мышления, доминирующего во
время медитации. Благодаря этому, после
сеанса медитации отмечается чувство
отдыха, уменьшение физического и психического
напряжения и утомления, повышается психическая
активность и общий жизненный тонус.
Межпо
Наиболее важной и яркой ЭЭГ-характеристикой
медитации является тенденция к внутри-
и межполушарной синхронизации ЭЭГ. Более
того, высокая степень согласованности
билатеральной активности наблюдалась
у медитирующих не только в течение самой
медитации, но и как медитационный послеэффект.
Причем ЭЭГ синхронизация в медитации существенно
выше, чем в состоянии сна или дремоты,
но в стадии БДГ ЭЭГ синхронизация столь
же высока, как и при медитации. Последнее
позволяет предположить наличие психофизиологического
сходства между БДГ сном и медитацией.
Причем ряд исследователей утверждают,
что медитация может существенным образом
уменьшить время БДГ сна у медитирующих
и может даже служить его заменой, но тем
не менее не тождественна сну.
Важно подчеркнуть, что в процессе медитации
достигается своеобразная "пустота"
сознания — состояние, которое не поддается
вербализованному описанию. До формирования
современных представлений о разных типах
мышления медитационная практика представлялась
мистической. Прогресс в науке требует
изучения особых состояний сознания и
подробного анализа комплексных данных,
получаемых в этих состояниях.
Гипно
Информация о работе Сознание как психофизиологический феномен