Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 19:21, реферат
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
Введение
1. Общее понятие о сознании
2. Духовная сфера жизни общества
Заключение
Литература
Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы определенны в критериях грамотности и владения языком, в профессиональной деятельности.
Нормируется и духовно-психологическая активность. Объем памяти, типы аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы. Их содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами. Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т.п.
Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной
18
жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно определить, какой из ее элементов играет ведущую роль. В классово-антагонистическом обществе такая роль принадлежала идеологии, это проявилось в том, что она оказывала наибольшее воздействие на развитие науки, образования, искусства. Зачастую требования общества по отношению к этим элементам выражаются в политико-идеологической форме, это объясняется особым значением классовых отношений, близостью идеологии к государству, которое занимает центральное место в политической жизни. Ведущая роль идеологии в духовной сфере является своего рода отражением ведущей роли классов, государства в соответствующих сферах общественной жизни.
С развитием общества ситуация с выделением главного элемента духовной сферы меняется. Возрастают роль и значение научных начал, можно предположить, что именно наука станет ее ведущим элементом, разумеется, не подавляя другие элементы.
В общественной жизни складываются довольно сложные и
19
неоднозначные взаимосвязи между развитием сознания общества, общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества — с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы на определенном этапе развития функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера — это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания, сознания общества. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. В сложной взаимообусловленности развиваются, функционируют в обществе общественное сознание, духовная сфера, составные грани единой духовной жизни общества.
20деализм материалистический духовный
Заключение
Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем пере философской мыслью.
В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от производства материального? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех! Пятью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а пятью идеями или шедеврами искусства – можно Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе – от потребления они не убывают и даже наоборот: чем больше людей овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.
Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает
21
значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата.
22
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.
2. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.,
Политиздат 1989г
3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г
4. Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – Москва, 2002
5 Основы философии. Ч. 2. Социальная философия: Учебное пособие. 1991г
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – Москва, 2001
7. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.
8. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – Москва, 1992
9. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – Москва, 2001
10. Франк С.Л Духовные основы общества. - Москва, 1992.
23
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Текущий контроль
(Кейс)
Дисциплина: Психология
2014г. |
Кейс №1.
Таким образом,в представленном кейсе
у девочки Евы представлен застревающий тип акцентуации, который
характеризуется следующим: ребенок обидчив,
ревнив, злопамятен, честолюбим, часто
выступает инициатором конфликтов, в которых
жестко отстаивает свои интересы, характеризуется
большим упорством в достижении своих
целей. В данном изложенном клиническом случае маленькая девочка Ева, у которой
параноический аффект возник как из-за
акцентуации застревающих черт характера,
так и вследствие неправильного «маятникового»
воспитания. Оно заключается в постоянных
колебаниях между преувеличенной строгостью
и мягким, ласковым обращением. Это и служит
почвой для тех самых колебаний, которые
ведут к параноическому аффекту. Ребенка
обрекают на постоянные метания между
исполнением его желаний и наложением
на них запрета, в конце концов у него вырабатывается
враждебное отношение к тому из воспитателей,
который в его детском мире представляет
строгость. Если один и тот же воспитатель
«качается», подобно маятнику, между теми
и другими мероприятиями, то у ребенка
возникает чувство, подобное вышеописанной
ненависти-любви, т. е. к этому взрослому
проявляются и большая привязанность,
и одновременно озлобленная замкнутость.
Взрослые люди в процессе своей
«борьбы» с окружением часто создают сами
себе обстановку «раскачивания» между
успехом и провалами. Дети, конечно, не
способны на подобную активность; естественно,
что они, в основном, подчиняются влиянию
взрослых, поэтому и «раскачивание» их
приходитизвне.
Несомненно, что у этой девочки "маятниковое" воспитание сказалось в ее постоянном сопротивлении матери, олицетворявшей в воспитательном процессе строгое начало. Впрочем, и мать была непоследовательна: внезапно становилась доброй, начинала жалеть дочку. Ровное, постоянно мягкое отношение девочка привыкла всегда встречать только со стороны бабушки. С другой стороны, следует учесть и необычность для шестилетнего ребенка таких реакций как, например, молчание по 3-4 дня или упрямое лежание в постели в течение недели с тем, чтобы противопоставить матери свою волю. Во многих "поединках" с матерью ребенок оказывался сильнее и побеждал. Все подобные моменты трудно объяснить одним лишь неправильным воспитанием, приходится привлечь при анализе и характерные черты застревающего типа. То же относится и к тяжелым, даже опасным реакциям ревности, связанным с младшим братом. Известно, что дети часто ревнуют родителей к младшим братьям и сестрам, например. Но ревность такой глубины и длительности, как у Евы, все же надо считать из ряда вон выходящей. Особенно это застревающее напряжение аффекта бросается в глаза в эпизоде с цветочными лепестками. Застревание аффекта - основной механизм описываемых реакций - сказалось и во время пребывания в клинике. Положение нормализовалось благодаря применению последовательного режима и лечения. Это не могло не отразиться положительно на психике семилетнего ребенка. Возможно, Ева впоследствии станет лишь типичной акцентуированной личностью и паранойяльная психопатия не разовьется.
Кейс №2
Ситуация №1.
Ситуация№2.
1. Степан испытывает
радость и волнение ведь
2. Эмоции картинка Ж (улыбка, сияющие глаза).
Ситуация №3.
Кейс №3.
Ситуация №1.
Вечер. Время ужина. Осталось решить, кто будет готовить ужин.
«Милый всегда ужин готовлю я, но сегодня мне бы хотелось съесть блюдо, которое у тебя получается лучше, чем у меня». Манипулирую качеством высокой самооценки.
Ситуация № 2.
В доме накопилось много мусора. Кто будет выносить мусорное ведро?
Так, как муж всегда ходит за хлебом я скажу так: «Дорогой надо сходить за хлебом, а заодно вынеси мусор». Манипулирую качеством независимость от партнера.
Ситуация №3.
Молодая пара пришла в кинотеатр , выбирают фильм, который будут смотреть. Супруга хочет смотреть мелодраму «Я тебя люблю». Супруг хочет посмотреть новый фильм ужасов «Кочегар возвращается». Какой фильм супруги в итоге будут смотреть?
«Милый я так давно хотела посмотреть фильм «Я тебя люблю», ты же настоящий джентльмен, давай сегодня, посмотрим этот фильм, а в следующий раз фильм, который хочешь ты». Манипулирую качеством галантность.
НОУ ВПО Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков
БЛАНК ОТВЕТОВ НА ТЕСТ
по дисциплине «Психология»
студента(ки) Мазер Натальи Александровны
специальность (направление) экономика
курс, группа: ЭН-114(1)
форма обучения (очная/заочная) заочная
№ вопроса |
Вариант(ы)ответа |
1 |
в |
2 |
г |
3 |
б |
4 |
б |
5 |
в |
6 |
а |
7 |
г |
8 |
б |
9 |
в |
10 |
б |
11 |
а |
12 |
б |
13 |
г |
14 |
б |
15 |
в |
16 |
в |
17 |
г |
18 |
в |
19 |
а |
20 |
в |
21 |
г |
22 |
г |
23 |
б |
24 |
а |
25 |
в |
26 |
б |
27 |
б |
28 |
г |
29 |
б |
30 |
в |
31 |
в |
32 |
г |
33 |
в |
34 |
в |
35 |
б |
36 |
в |
37 |
б |
38 |
а |
39 |
в |
40 |
а |
41 |
а |
42 |
б |
43 |
г |
44 |
б |
45 |
а |
46 |
б |
47 |
в |
48 |
в |
49 |
а |
50 |
г |
Информация о работе Сознание как форма отражения человеком действительности