Сознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Самосознание.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Например, человек  с низкой самооценкой может интерпретировать искреннюю похвалу в свой адрес  как замаскированную насмешку. Такой человек обычно чувствует себя неуверенно, тревожен, напряжен, что в свою очередь нередко вызывает дискомфорт и напряженность у партнеров по общению. Люди, не верящие в свои возможности,  выбирают соответствующие жизненные цели, друзей, будущее.

Очень важно  с раннего детства формировать  у человека позитивное отношение  к себе, уважение к себе, уверенность  в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации. 

Сформировавшиеся  представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Так, если ребенка убедили, что он глуп, он соответствующим образом будет вести себя в школе, и не будет прилагать никаких усилий к учебе, так как уже знает, что «глуп, не дано, у него не получится». Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих. 

 

2.2.Когнитивная составляющая  Я-концепции

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными.

Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к  помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", "совестливый" и т. д. Вес это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного само- восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Связь между  ожиданиями по отношению к себе, обусловленными Я-концепцией, и поведением человека лежит в основе механизма  «самореализующихся пророчеств». Поэтому  от визитов к гадалкам и предсказателям будущего может быть определенный вред. Поверив в предсказанное, то есть, приняв полученную информацию в образ «будущего Я», человек начинает действовать в соответствии с ожиданиями, и сам приводит себя к предсказанному будущему. 

Осознание этого  механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как с объектом вашего осознанного творчества может позволить человеку перестать быть рабом собственного прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего.       Использование этих закономерностей лежит в основе метода управляемой визуализации, широко используемого разными направлениями гуманистической психологии для избавления от ограничивающего опыта прошлого, формирования желательного для клиента будущего. 

Механизмы формирования Я-концепции:

  1. прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения;
  2. формирования стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний;
  3. контроль за поведением ребенка, в котором усваиваются параметры и способы самоконтроля;
  4. вовлечение в  поведение, которое может повысить или понизить самооценку, изменить образ себя;
  5.    вовлечение в социальные отношения, в которых происходит усвоение реально существующих правил поведения, моральных норм;
  6.    идентификация со значимыми другими. 

Рассмотрим механизмы  формирования Я-концепции:

В детстве Я-концепция  является еще не сложившейся, слабо  структурированной, слабо защищенной, легко поддающейся влияниям. Поскольку  круг общения в детстве ограничен  в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Монополия родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирование его Я-концепции. Ориентиры для оценки себя и других, убеждения, заложенные в детстве, поддерживают себя сами в течение всей жизни человека, и  отказаться от них чрезвычайно трудно. 

Первой предпосылкой формирования Я-концепции является появление у младенца навыка разделения собственных ощущений на те, что вызваны его собственной активностью, и те, что не зависят от него, объективны. Ребенок сталкивается с задачей разделить их, осознать отдельно. Важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности своего тела.  По мере развития этого навыка  у ребенка формируется умение управлять своим телом, оно превращается в своеобразное «орудие» его деятельности. При этом происходит формирование определенного психического образования – схемы тела, субъективного образа взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве.

По В.В.Столину,  образ самого себя также формируется  в процессе жизнедеятельности как  некое психическое образование, позволяющее более адекватно и эффективно действовать. Так же как и относительно схемы тела, можно утверждать, что действует не человеческий образ самого себя, а субъект, наделенный этим образом Я, с помощью этого феномена. Сходство схемы тела и образа Я – это сходство их функций. Они различны в той мере, в какой человек как биологический организм отличается от человека как социального существа.

Столин В.В.  выделяет 6 способов «интериоризации» ребенком знаний о себе.

Прямое или  косвенное внушение родителями образа или самоотношения. Содержанием того, что внушается  ребенку, может быть как самооценка, так и определенные аспекты образа Я. Этот образ и свое отношение родители могут транслировать ребенку как в прямой словесной форме, так и путем такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества, -  косвенно. Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными («Ты – умный, добрый, уверенный, сознательный»), так и негативными  («Ты неспособный, грубый, неудачник»). О последних А.И. Герцен писал «Названия – страшная вещь… Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун».

Если внушаются  качества, которыми ребенок в действительности не обладает, имеет место «мистификация». Мистификация может иметь форму инвалидизации – обесценивания точек зрения ребенка, его интересов, намерений, и приписывания, которое может быть позитивным  и негативным. 

Косвенное внушение чаще всего имеет отношение к  оценке ребенка. Влияние родительского отношения на формирование характера, поведения ребенка исследовалось многими психологами.   В родительском поведении возможны вариации от  принятия ребенка в целом, принятия его индивидуальности, позитивной вовлеченности родителей в заботу о ребенке до враждебного отвержения ребенка. Отношение родителей к ребенку, принятие его или отвержение, формирует у него либо самопринятие, позитивную самооценку либо самоотвержение, переживание своей ненужности, малоценности. Это приводит к формированию у человека одной из четырех установок как по отношению к себе, так и по отношению к другому.

Первый случай Я «+» и Ты «+», то есть «Я хороший, со мной все в порядке» и «Ты  хороший, с тобой все в порядке». Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь.  Такие люди бывают хорошими лидерами, уважающими как себя, так и своих подчиненных. В любой другой позиции человек в большей или меньшей степени чувствует себя неудачником. 

Второй случай Я «+», Ты «-», «Я хороший, со мной все в порядке»,  «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке. Эта позиция – позиция превосходства. Такую позицию занимает человек, который лезет помочь «неблагодарным» людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. В большинстве случаев это позиция посредственности. 

Третий случай - «Со мной нехорошо, у меня не все  в порядке», а «Ты хороший, с  тобой все в порядке». Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле – самоуничижение. Это позиция  меланхоликов, неудачников, которые мучают себя сами.  Так, человек, привыкший считать себя бедным Я « - » на фоне других, богатых людей Ты «+», скорее всего не откажется от своего мнения, даже если у него вдруг появятся деньги.

Четвертая позиция - Я « - », Ты « - », «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке» и  «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке».  Это позиция безнадежности. 

Люди могут  иметь разные жизненные позиции  в своих различных жизненных  ситуациях. Позиция Ты может характеризовать  отношение не только к другому  человеку, но и к миру в целом.

Случаи, когда  явные, словесные, прямые внушения противоречат косвенным, имеют негативное влияние  на формирование психики ребенка.

Следует отметить, что ребенок всегда имеет свободу  выбора реакции на родительское внушение – согласиться с родительским мнением или начать борьбу против него. Таким образом, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна.  Ребенок может отреагировать на родительское поведение дополнительно или же защитно. В первом случае ребенок отвечает инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование и т. п. В случае защитного поведения ребенок может в ответ на родительское отвержение начать вести себя с родителями так, как будто те его любят и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить поведение  по отношению к нему. 

Опосредованная  детерминация самоотношения ребенка  путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний. 

Родители формируют  представления ребенка о стандартах поведения, о жизненных целях, ценностях,  идеалах. Если эти цели, планы, идеалы, соответствуют способностям  и интересам ребенка, то, реализуя их, он повышает самоуважение (см. формулу Джемса). В противном случае, когда родители награждают ребенка нереалистичными  для него планами, стандартами, идеалами, тем самым способствую формированию нереалистичного образа «идеального Я», жизненные неудачи могут привести человека к потере веры в себя, в свои силы, возможности, к потере самоуважения. 

Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок  усваивает параметры и способы  самоконтроля.

Контроль характеризует  способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением.      Дисциплинарный аспект отношения родителей к ребенку проявляется как слабый контроль (предоставление полной автономии) или жесткий контроль (абсолютное подчинение воле родителей, требование неукоснительного соблюдения норм и правил) за его поведением. Психологический аспект характеризует способ, которым родители добиваются контроля над поведением ребенка - через вызывание в ребенке чувства вины, стыда или через вызывание страха перед наказанием, тревоги, «враждебный контроль». 

Способ и форма  контроля нередко формируют у  человека такие же способы и формы самоконтроля. Жесткая дисциплина, превратившись в жесткую самодисциплину,  может проявиться как стремление упорядочивать, регламентировать собственную жизнь.  Контроль с помощью страха приводит человека к постоянной оглядке на мнение других, ожиданию «наказания» с их стороны в виде негативного мнения. Предсказуемость или непредсказуемость контролирующего поведения родителей преобразуется в веру человека относительно управляемости или неуправляемости внешних событий жизни. 

Конечно, взрослый человек  может сознательно подходить к вопросам самоконтроля и самовоспитания. Но сначала для этого он должен проанализировать те способы самоконтроля, которые у него имеются. Иногда ребенок перенимает у взрослых  способы самоконтроля, которые они используют по отношению к себе самим.

Вовлечение ребенка  в такое поведение, которое может  повысить или понизить его самооценку, изменить его образ себя.  Этот способ повлиять на формирование Я-концепции связан с вовлечением человека в определенную специально созданную ситуацию, в которой он может приобрести опыт, изменяющий его образ себя.    Так, родители могут организовать для своего ребенка, боящегося собак, ситуацию, в которой он сумеет преодолеть свой страх, убедившись, что собака (которую специально заранее нашли родители) – существо дружелюбное, виляет хвостом и хочет играть. 

После этого  ребенок может сменить представления  о себе как человеке, боящемся собак, на представления о себе как о  ребенке, который знает, что собак  бояться не обязательно, или как  о человеке, который может преодолеть свой страх и убедиться, что все закончится хорошо, или просто как о смелом человеке, а не о трусишке, который боится даже собаку. 

Можно сформировать ситуацию, когда представления человека о себе изменятся так, что это  приведет к снижению его самооценки. Нас всех с детства учат «что такое хорошо и что такое плохо», и определенные качества сразу связываются в нашем сознании с оценкой – хорошо это или плохо. Пример создания такой ситуации описан в рассказе Л.Н.Толстого «Сливы».     Это история о ребенке, поставленном в ситуацию соблазна. Его оставляют одного в комнате со сливами (пересчитанными, чего он не знает), попробовать которые ему очень хочется, и при этом сообщают, что сливы есть нельзя. В.В.Столин  приводит в качестве примера аналогичную ситуацию, когда ребенка не просто оставляют в комнате с конфетами, но еще берут у него обещание, что он не будет их есть.  Ребенок не может устоять против соблазна. В результате, когда его потом спрашивают, ел ли он конфеты, он в любом случае оказывается обманщиком: и если он скажет, что не ел, и если скажет, что ел (окажется, что он обманывал, когда обещал не есть).

Информация о работе Сознание личности