Сознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Самосознание.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Для практической работы со своей Я-концепцией И. Калинаускас  предлагает выделить три ее аспекта: 

Первый аспект «Я как Я» или «Я как самотождественность». Это то, что позволяет человеку, проснувшись утром, быть уверенным в том, что он тот же человек, что и вчера. Эта часть Я-концепции является само собой разумеющейся, сна обычно не осознается человеком. Существует множество психологических механизмов, служащих поддержанию совершенно естественной уверенности человека в том, что он – это он. Эти механизмы, как правило, хорошо защищены от внешних влияний, ибо неграмотное вторжение в эту часть психики может сделать человека клиентом психиатрической больницы. Эта часть Я-концепции не предназначена для вмешательства.

Следующий аспект «Я как Другой» – это описание себя как объекта, взгляд на себя с  точки зрения Другого. Как уже  отмечалось, Я-концепция складывается в основном стихийно, без участия в этом самого человека.   Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания, так что человек, как правило, выбирает в жизни те ситуации, которые подтверждают его описание себя, и избегает ситуаций, которые могут это описание нарушить, или же использует механизмы психологической защиты, если реальные события противоречат его описанию себя. Например, если человек считает себя слабым, болезненным, он будет повышенно чувствителен к усталости и склонен выбирать такие жизненные ситуации, которые, согласно его представлениям, по силам болезненному и слабому человеку. Поскольку других ситуаций он постарается избегать, у него будет мало возможностей для того, чтобы убедиться, что, возможно, он не так уж и слаб.

Эта часть Я-концепции  доступна для самостоятельной работы, самоанализа и изменения.  Как правило, человек мало знает себя, поэтому даже сам факт ответа на вопросы тестов дает человеку много информации о себе, тем самым, меняя его. Заполнив личностный опросник, человек может обнаружить, что его описание себя где-то очень подробно, а где-то намечено лишь несколькими штрихами, некоторые вопросы могут вызывать гнев, протест и нежелание думать об этом. Все это является информацией для дальнейшей работы. 

Можно также  проанализировать, каково должно было бы быть содержание аспекта «Я как Другой» для достижения Ваших жизненных целей, и чем оно отличается от имеющегося сейчас.  Осознание этой разницы позволяет увидеть направление для конкретной работы над собой.

Следующий аспект называется «Я как Мы». Каждый человек является членом различных «Мы» – это и семья, и компания друзей, коллеги на работе. Может быть Мы – собаководы, Мы – посетители определенного бара,  Мы – студенты этого ВУЗа, Мы – мужчины или женщины, люди определенной национальности, молодежь или люди среднего возраста, владельцы автомобилей и т.д. В социальной психологии хорошо изучено, насколько принадлежность к той или иной группе влияет на поведение человека, на его Я-концепцию. 

Даже когда  человек говорит: «Я так считаю», как правило, он выражает мнение определенного круга людей, к которому себя причисляет. Чаще же говорят: «Мы так считаем, у нас так принято, все так считают» и т.д.  Анализ этого аспекта позволяет разобраться со своими «Мы», которые сложились преимущественно случайно, и решить, нужны они  вам или нет, что они вам дают, выяснить, чем вы платите за свое участие в них. 

 «Можно сделать  очень интересное открытие, если  попробовать познакомиться со  своей компанией, потому что  от «Я как Мы» зависит, кто  попадает в Другие, Вне-Мы, то есть появляется реальная возможность выяснить, в каком мире вы себя поселили, среди каких людей вы постоянно психологически пребываете. А ведь от этого зависит, каких людей вы замечаете, а каких нет, какие люди обязательно пройдут мимо вашего внимания, хотя будут наделены всеми достоинствами, мыслимыми и немыслимыми, но они в ваше Мы не попадают – не из вашей компании, не из того круга… Если есть Мы, значит есть Они. А если есть Мы и Они, значит Мы правы, а Они – нет. Значит, с Ними надо бороться».

Все эти аспекты  выделены для удобства работы с ними. В то же время они взаимозависимы, являются частями одного целого. Как  известно, изменение части приводит к изменению всего целого. В  частности, очень легко увидеть  связь между аспектами «Я как Мы» и «Я как Другой». Изменение своего «Мы», своей референтной группы неизбежно приводит к изменению аспекта «Я как Другой».  Чтобы войти в новое Мы, которое раньше относилось к Они, человеку надо сформировать те аспекты образа Я, которые сделают его своим в новом Мы. Это может включать в себя внешний вид, манеры поведения, определенные знания, слэнг, места и способы проведения досуга и др. Как говорят, «рыбак рыбака видит издалека». 

Если меняется содержание аспекта «Я как Другой», это сказывается и на выборе тех Мы, к которым человек себя относит.  Так, если ребенок, которому учительница сообщает, что он хулиган, принимает это утверждение в описание себя, он начинает считать себя своим в компаниях, где Мы – хулиганы, которые раньше были для него Они, другие. 

Актуальное содержание этого аспекта Я-концепции влияет на поведение. Например, если учительница  вызывает в школу родителей и  начинает ругать их ребенка, реакция  родителей будет зависеть от того, какое Мы в данный момент окажется для них более актуальным. Если это Мы – взрослые, то родители скорее всего разделят точку зрения учительницы и осудят ребенка. Если это окажется Мы – семья, то учительница окажется в Они. В таком случае родители скорее всего будет защищать своего ребенка. 

Люди идентифицируют себя со своими Мы: с предками и их славной историей, полом, этнической группой, родом занятий и др.  Всякий раз, когда задеваются те Мы, к которым человек себя относит, он реагирует так, словно затронут он лично. 

Никакие изменения  в человеке, в его жизни нельзя произвести, не изменив его Я-концецию. Широко известен тезис: то, какие мы есть,   определяет, какой жизнью мы живем, и изменить свою жизнь можно только изменив себя.

Есть хороший  лозунг: «Измени свою жизнь сам». Трудно предположить, что самопроизвольные изменения будут происходить в желательном для нас направлении.

Заключение

В заключении подведем итоги проделанной работы.

Сознание –  это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно  связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа  всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание  является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

 Самосознание  возникло  не в качестве духовного  зеркала для праздного самолюбования  человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.

Феномен самосознания, который кажется чем-то очень  простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого  сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически  меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс  науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я".

Самосознание – это субъективный образ своего Я. В работах многих отечественных психологов доказано, что субъективные представления личности о себе формируются под воздействием социальной среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений других людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами. Одна из функций самосознания – найти смысл своей собственной деятельности, смысл всей своей жизни. Другая функция самосознания – познание себя, понимание себя, принятие себя и обеспечение саморазвития личности. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего "Я" и "не-Я".

Библиографический список

  1. Ананьев  Б. Г.  О проблемах современного человекознания.  – М.: Наука, 1977.
  2. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В.Шороховой. – М.: Наука, 1969.
  3. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.
  4. Выготский Л. С.  Развитие высших психических  функций.  –  М., 1960.
  5. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., 1994.
  6. Леонтьев А. Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975.
  7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1980.
  8. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии – 1990. – № 10.
  9. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1980.
  10. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
  11. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
  12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
  13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
  14. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – СПб., 1992.
  15. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989
  16. Чеснокова  И. И.  Проблема  самосознания в психологии.  – М., 1977

Информация о работе Сознание личности