Сознание человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:10, реферат

Краткое описание

Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает человек в предметном мире.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1.Возникновение сознание у человека. Условия возникновения…………..3
2. Проблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского (системное строение, смысловое строение)……………………………………………….6
3.Понятие бессознательного. Бессознательное проявление в психике и поведении человека. Три периода развития учения Фрейда о бессознательном……………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

сознание.docx

— 54.92 Кб (Скачать файл)

2) преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;

3) научная несостоятельность фрейдизма  проявляется в принижении роли  разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.[6]

Тем не менее концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду

психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне

оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном.

        В более узком и специальном значении сознание - не просто психическое

состояние, а высшая, собственно человеческая форма отражения действительности.

В структуре сознания отчетливо  выделяются такие моменты, как осознание

вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию

того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким  нечто

существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает

обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о  самом человеке.

        Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,

эстетическое и религиозное  осознание мира, а также чувственный и рациональный

уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление

образуют ядро сознания. Но оно включает в себя и акт внимания как свой

необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный

круг объектов находится  в фокусе сознания.

        Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит  и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда  не бывало, нет и быть не может  человеческого

искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности

включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к

внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение

или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

         В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную

значимость для личности, что находит свое наиболее яркое  выражение в

убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является

показателем особой ценности для человека знаний, ставших его  жизненным

ориентиром.

         Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания

затрагивает все стороны  внутреннего мира человека - потребности, интересы,

чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как  образное

выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными  на объект

(внимание), эмоциональной  сферой. Наши намерения претворяются  в дело благодаря

усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его

элементов, а их гармоничное  объединение, их интегральное

сложно структурированное целое.

 

Сущность сознания, как высшей формы  развития психики, психического отражения  принято видеть в способности  человека к абстрактному вербальному  мышлению, орудием и средством  которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. 
 
Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознания на принятие решения, при совершении определенных действий. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Р.С. Немов “Психология”, книга 1, Москва, 1998. –С.132-139.

2. Выготский Л.С. Младенческий возраст. //Собрание сочинений. Т.4. - М.: Педагогика, 1984.- С. 269-317.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. //Собрание сочинений. Т.2. М.: Педагогика, 1982 -С.5-361.

4. Выготский Л.С. О психологических системах. //Собрание сочинений. T.I. - М.: Педа-гогика, 1982.-С. 109-131.

5. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М.

Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

 

6. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва

«Просвещение», 1989.

 

7.Статья «Сознание в  психологии» http://www.psychologos.ru

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сознание человека