Соотношение темперамента и характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:08, контрольная работа

Краткое описание

Каждый человек – индивидуален. Это точка зрения дифференциальной психологии. Изучение индивидуальности на всех её уровнях – важнейшая задача этой психологической науки. А изучая индивидуальность невозможно не затронуть такие образования как характер и темперамент, ведь они, как и сама индивидуальность, уникальны и неповторимы у каждого человека. Хотя конечно же есть и определенные закономерности, на основании которых можно найти что-то общее у двух людей, группы. Эти закономерности занимали умы многих известных ученых. Так Гиппократ положил начало изучению типов темперамента, а в результате развития его взглядов возникла гуморальная теория темперамента Гиппократа-Галена. Выделенные в этой теории типы темперамента являются общеупотребительными не только в психологии, но и в обыденной жизни, ведь сложно найти человека, который бы никогда не слышал о холериках или меланхоликах.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Характер и темперамент
4
Глава 2. Отождествление характера и темперамента
7
2.1. Точка зрения Э. Кречмера
2.2. Представления А.Ф. Лазурского

Глава 3. Противопоставление характера и темперамента.
Н.Д. Левитов

Глава 4. Признание темперамента элементом характера,
его ядром, неизменной частью.
Взгляды И.П. Павлова

Глава 5. Признание темперамента природной основой характера

5.1. С.Л. Рубинштейн о характере и темпераменте
5.2. Научный поиск в работах В.М. Русалова
7
7-8

9


10-11



12

12
12-13
Заключение
14
Список источников и литературы
15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 39.88 Кб (Скачать файл)

Таким образом уже в  этой работе достаточно четко обозначена перспектива научных исследований Лазурского, которая приведет его  к созданию нового самостоятельного направления психологической науки - индивидуальной психологии, или "научной характерологии". Именно она и стала фундаментальным вкладом А.Ф. Лазурского в сокровищницу отечественной психологической науки. При этом важно отметить, что "индивидуальная психология" (в понимании Лазурского) полностью отождествляется с характерологией, т.е. русский ученый выдвигает на передний план решение типологических задач путем выявления наиболее обобщенных типов характеров.  [1, с. 259-261]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Противопоставление  характера и темперамента. Н.Д. Левитов

 

Темперамент представляет собой  врожденную первичную реакцию личности. Характер же - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей "первичную индивидуальность", и вторичной реакцией, или "вторичной  индивидуальностью", возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент  не входит в характер, последний  находится в антагонистических  отношениях с первым.   Такую  точку зрения можно найти у  авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов, Д. В. Ермолович. [7]

Левитов предпочитает в определении характера говорить об индивидуально своеобразных и ярко выраженных психических чертах не личности, а человека, потому что, хотя область личности в настоящее время является одной их самых популярных, если не самой популярной в психологии, все же остается еще много нерешенных и запутанных вопросов в самом понимании того, что такое личность и какова ее психологическая структура.

Характер не только аспект, но и компонент личности. [4, с. 329]

По мнению Н.Д. Левитова, развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. [2, с. 72]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Признание темперамента  элементом характера, 

его ядром, неизменной частью.

Взгляды И.П. Павлова.

И. П. Павлов, изучая особенности  выработки условных рефлексов у  собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

Павлов различал силу возбуждения  и силу торможения, считая их двумя  независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в  виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Человек является неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу другого. Четвертое свойство нервной системы — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Это свойство проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.

Таким образом, под типом  нервной системы Павлов понимал  врожденные и относительно слабо  подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной  системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. [5, с. 561-562]

Учение И. П. Павлова о  типах нервной деятельности имеет  существенное значение для понимания  физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учёт того, что тип нервной системы  является строго физиологическим понятием, а темперамент - это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п. [6, с. 618]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Признание темперамента  природной основой характера

 

5.1. С.Л. Рубинштейн о характере и темпераменте

 

Будучи динамической характеристикой  всех проявлений личности, темперамент  в своих качественных свойствах  впечатлительности, эмоциональной  возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой  характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным  свойствам характера в зависимости  от того, чему они субординируются, - от поведения, убеждений, волевых и  интеллектуальных качеств человека. Так на основе импульсивности как  свойства темперамента, в зависимости  от условий воспитания и всего  жизненного пути, могут выработаться различные волевые качества характера: в одном случае на основе большой  импульсивности у человека, который  не приучился контролировать свои поступки размышлением над их последствиями, может легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той  же импульсивности разовьётся решительность, способность без лишних промедлений  и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его  общественно-морального, интеллектуального  и эстетического развития впечатлительность  как свойство темперамента может  в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом - на основе той же впечатлительности  может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем - чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью  личности. [6, с. 620]

 

5.2. Научный поиск в работах В.М. Русалова

 

В. М. Русалов (1985) считает  необходимым различать темперамент  и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты  обобщения, а также разное соотношение  с содержательными свойствами психики. Если обобщение происходит за счет общности всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), мы имеем дело с темпераментом; если в основании лежат динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

Но разве характер –  это только мотивационная сфера  человека? Не случайно в более поздней  работе (В. М. Русалов, 1986), в основном повторяющей предыдущую, автор хотя и подтверждает свою прежнюю позицию, однако более осторожно рассуждает о темпераменте и характере.

В характере обобщаются, естественно, не только содержательные, предметно-смысловые характеристики мотивационной сферы, но также и  динамические особенности, включающие в качестве обязательных компонентов  формально-динамические характеристики эмоциональности.

В. М. Русалов (1985, 1986) предлагает ряд критериев для отнесения  того или иного психологического свойства к темпераменту. Оно:

1) не зависит от содержания  деятельности и поведения, т.  е. отражает их формальный аспект (является независимым от смысла, цели, мотива);

2) характеризует меру  энергетического (динамического)  напряжения и отношения человека  к миру, людям, себе, деятельности;

3) универсально и проявляется  во всех сферах деятельности  и жизнедеятельности;

4) рано проявляется в  детстве;

5) устойчиво в течение  длительного периода жизни человека;

6) значимо коррелирует  со свойствами нервной системы  и свойствами других биологических  систем (гуморальной, телесной);

7) является наследуемым.

Последний признак вряд ли следует считать обоснованным. Скорее речь должна идти о врожденности свойства, а не наследуемости. Но даже и в  этом случае остается неясным, как четвертый  и седьмой признаки согласуются  с утверждением В. М. Русалова, что  «развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим  возрастным развитием и 2) как результат  сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки». Следует ли из этого, что свойства, составляющие темперамент, должны иметь генетическое происхождение и проявляться в раннем детстве, а сам темперамент – нет? Но если это так, то чем отличается темперамент от общепринятого понимания характера как фенотипа? Кроме того, если свойства темперамента базовые для интеллекта и характера, почему попытки найти связи между первыми и вторыми представляются В. М. Русалову «совершенно беспочвенными»?

Скорее всего, характер –  это фенотипическая характеристика человека, в которой сплавлены  как врожденные, так и приобретенные  особенности человека. Какие из них  проявляются у данного человека в большей степени, сказать трудно. [2, с. 73-74]

 

 

Заключение

 

 Существование большого  количества взглядов касающихся  соотношения темперамента и характера  можно объяснить не только сложностью определения этого соотношения,  но и многообразием представлений  о самих понятиях темперамент и характер. 

  Обобщая многие преставления можно сказать, что темперамент большинством современных ученых признается индивидуальной особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.

   Характер же в значительно меньшей степени описывает динамичность личности, он находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие "отношение". Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.

Можно предположить, что  научный поиск в области определения соотношения понятий темперамент и характер будет продолжаться и в будущем, являсь неотъемлемой часть развития представлений о темпераменте и характере, так как эти явления нельзя назвать окончательно изученными, несмотря на то, что начало их изучения лежит ещё в древности. И это не удивительно, ведь человек всегда стремится к познанию нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

1. Брушлинский А.В., Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Очерк жизни и научной деятельности А.Ф.Лазурского// А.Ф.Лазурский. Очерк науки о человеке. (Памятники психологической мысли). М., 1995.

2. Ильин // Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.- 704 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

3. Кречмер Э. Теория темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

4. Левитов Н. Д. Проблема характера в современной психологии  //  Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1999.

5. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

7. http://azps.ru/articles/cmmn/harakter_i_temperament.html.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Соотношение темперамента и характера