Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:11, контрольная работа
Каждый человек – индивидуален. Это точка зрения дифференциальной психологии. Изучение индивидуальности на всех её уровнях – важнейшая задача этой психологической науки. А изучая индивидуальность невозможно не затронуть такие образования как характер и темперамент, ведь они, как и сама индивидуальность, уникальны и неповторимы у каждого человека. Хотя конечно же есть и определенные закономерности, на основании которых можно найти что-то общее у двух людей, группы. Эти закономерности занимали умы многих известных ученых. Так Гиппократ положил начало изучению типов темперамента, а в результате развития его взглядов возникла гуморальная теория темперамента Гиппократа-Галена. Выделенные в этой теории типы темперамента являются общеупотребительными не только в психологии, но и в обыденной жизни, ведь сложно найти человека, который бы никогда не слышал о холериках или меланхоликах
Введение
3
Глава 1. Характер и темперамент
4
Глава 2. Отождествление характера и темперамента
7
2.1. Точка зрения Э. Кречмера
2.2. Представления А.Ф. Лазурского
Глава 3. Противопоставление характера и темперамента.
Н.Д. Левитов
Глава 4. Признание темперамента элементом характера,
его ядром, неизменной частью.
Взгляды И.П. Павлова
Глава 5. Признание темперамента природной основой характера
5.1. С.Л. Рубинштейн о характере и темпераменте
5.2. Научный поиск в работах В.М. Русалова
7
7-8
9
10-11
12
12
12-13
Заключение
14
Список источников и литературы
Таким образом уже в
этой работе достаточно четко обозначена
перспектива научных
3. Противопоставление характера и темперамента. Н.Д. Левитов
Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей "первичную индивидуальность", и вторичной реакцией, или "вторичной индивидуальностью", возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов, Д. В. Ермолович. [7]
Левитов предпочитает в определении характера говорить об индивидуально своеобразных и ярко выраженных психических чертах не личности, а человека, потому что, хотя область личности в настоящее время является одной их самых популярных, если не самой популярной в психологии, все же остается еще много нерешенных и запутанных вопросов в самом понимании того, что такое личность и какова ее психологическая структура.
Характер не только аспект, но и компонент личности. [4, с. 329]
По мнению Н.Д. Левитова, развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. [2, с. 72]
4. Признание темперамента элементом характера,
его ядром, неизменной частью.
Взгляды И.П. Павлова.
И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.
Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.
Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Человек является неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу другого. Четвертое свойство нервной системы — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Это свойство проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни.
Выделенные Павловым свойства
нервных процессов могут
Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.
Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. [5, с. 561-562]
Учение И. П. Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учёт того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент - это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п. [6, с. 618]
5. Признание темперамента природной основой характера
5.1. С.Л. Рубинштейн о характере и темпераменте
Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.
Образуя основу свойств характера,
свойства темперамента, однако, не предопределяют
их. Включаясь в развитие характера,
свойства темперамента претерпевают изменения,
в силу которых одни и те же исходные
свойства могут привести к различным
свойствам характера в
5.2. Научный поиск в работах В.М. Русалова
В. М. Русалов (1985) считает
необходимым различать
Но разве характер – это только мотивационная сфера человека? Не случайно в более поздней работе (В. М. Русалов, 1986), в основном повторяющей предыдущую, автор хотя и подтверждает свою прежнюю позицию, однако более осторожно рассуждает о темпераменте и характере.
В характере обобщаются,
естественно, не только содержательные,
предметно-смысловые
В. М. Русалов (1985, 1986) предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Оно:
1) не зависит от содержания
деятельности и поведения, т.
е. отражает их формальный
2) характеризует меру
энергетического (
3) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
4) рано проявляется в детстве;
5) устойчиво в течение
длительного периода жизни
6) значимо коррелирует
со свойствами нервной системы
и свойствами других
7) является наследуемым.
Последний признак вряд ли следует считать обоснованным. Скорее речь должна идти о врожденности свойства, а не наследуемости. Но даже и в этом случае остается неясным, как четвертый и седьмой признаки согласуются с утверждением В. М. Русалова, что «развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки». Следует ли из этого, что свойства, составляющие темперамент, должны иметь генетическое происхождение и проявляться в раннем детстве, а сам темперамент – нет? Но если это так, то чем отличается темперамент от общепринятого понимания характера как фенотипа? Кроме того, если свойства темперамента базовые для интеллекта и характера, почему попытки найти связи между первыми и вторыми представляются В. М. Русалову «совершенно беспочвенными»?
Скорее всего, характер – это фенотипическая характеристика человека, в которой сплавлены как врожденные, так и приобретенные особенности человека. Какие из них проявляются у данного человека в большей степени, сказать трудно. [2, с. 73-74]
Заключение
Существование большого
количества взглядов
Обобщая многие преставления можно сказать, что темперамент большинством современных ученых признается индивидуальной особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.
Характер же в значительно меньшей степени описывает динамичность личности, он находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие "отношение". Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.
Можно предположить, что научный поиск в области определения соотношения понятий темперамент и характер будет продолжаться и в будущем, являсь неотъемлемой часть развития представлений о темпераменте и характере, так как эти явления нельзя назвать окончательно изученными, несмотря на то, что начало их изучения лежит ещё в древности. И это не удивительно, ведь человек всегда стремится к познанию нового.
Список источников и литературы
1. Брушлинский А.В., Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Очерк жизни и научной деятельности А.Ф.Лазурского// А.Ф.Лазурский. Очерк науки о человеке. (Памятники психологической мысли). М., 1995.
2. Ильин // Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.- 704 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
3. Кречмер Э. Теория темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
4. Левитов Н. Д. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1999.
5. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
7. http://azps.ru/articles/cmmn/