Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь социальной установки личности дошкольника, направленной на необходимость получения знаний (мотивационной готовности, «внутренней позиции школьника») с успешностью освоения программы старшей группы детского сада и с общей готовностью к началу школьного обучения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии.................................................... 6
1.1. Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. 6
1.2 Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии………………………………………………………….. 1
1.3 Формирование и изменение социальных установок…………………. 1
ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной установки дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению......................................................
27
2.1. Мотивация и установка………………………………………………… 2
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада……………………………………
3
2.3. Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………
(процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности) |
Далее рассмотрим проблему мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в свете вышеизложенных теоретических знаний. Мотивационная готовность является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения.
Мотивационная (личностная) готовность к школе может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация, то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе37, т.е в сформированности «внутренней позиции школьника», которая предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка. и ту их специфическую структуру, которая определяет внутреннюю позицию школьника». Данное понятие было введено Л.И. Божович, которая считала, что дети в шести-семи летнем возрасте «стремятся, прежде всего, к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение». По мнению Л.И. Божович, стремление к школе только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе38. Таким образом, у старших дошкольников формируется определенная иерархия мотивов, регулирующая поведение личности по отношению к обучению в школе - это есть ни что иное как мотивационная установка.
Следовательно, можно предположить, что: 1) мотивационная готовность к школьному обучению влияет на успешность освоения программы детского сада детьми старшего дошкольного возраста.
2)
сформированность
«внутренней позиции
школьника» оказывает
влияние на общую готовность
старших дошкольников
к школьному обучению.
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада
Гипотеза исследования:
если сформировать мотивационную готовность к школьному обучению, то повысится уровень освоения программы детского сада детьми старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 19 детей в каждой группе). Дата обследования: сентябрь 2011 года.
Первый этап исследования - констатирующий эксперимент. Была проведена диагностика уровня усвоения программы «Детство» детьми старшего дошкольного возраста по следующим разделам: «Первые шаги в математику», «Предметный мир», «Развитие речи», «Ребенок открывает мир природы» (экология) с использованием критериев программы «Детство» (см. Приложение 2).
Сравним
полученные в ходе обследования результаты
(см. рис 2):
Рис.2
Сравнительный анализ уровней освоения программы «Детство» детьми контрольной и экспериментальной групп
Вывод: программа детского сада освоена детьми и контрольной и экспериментальной группы на 63,2 %.
Уровни освоения программы старшей группы детского сада детьми контрольной и экспериментальной группы существенно не различаются; преобладают дети со средним уровнем, число детей с низким уровнем одинаково в обеих группах. Общий уровень освоения программы – средний.
Далее было необходимо определить уровни мотивационной готовности детей к школьному обучению - сфорированности «Внутренней позиции школьника» - нового отношения ребенка к среде, возникающее в конце дошкольного возрасте и проявляющееся в стремлении занять новое, более взрослое положение в жизни - положение школьника и осуществлять связанную с этим серьезную социально значимую деятельность - учение.
Для
измерения мотивационной
1. Методика «Мотивационная готовность к школе» Немова Р.С. –опросник, позволяющий определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. (см. Приложение 3.1)
2.Экспериментальная беседа «Внутренняя позиция школьника» (разработана Н.И.Гуткиной) , позволяющая определить степень сформированности у ребенка внутренней позиции школьника. Наличие внутренней позиции школьника является одним из критериев мотивационной готовности к школе. (см. Приложение 3.2)
3. Методика "Сказка" - экспериментальная методика, позволяющая определить доминирование познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. С точки зрения мотивационной готовности к школе хорошим считается результат, когда познавательный мотив доминирует над игровым мотивом. (см. Приложение 3.3)
Далее
были выделены группы детей с различным
уровнем мотивационной
Рис.3
Сравнительный анализ уровней школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп
Вывод: уровень школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп не имеют существенных различий: преобладают дети с низким уровнем мотивационной готовности к школе, дети с высоким уровнем мотивационной готовности отсутствуют. Общий уровень мотивационной готовности – низкий в и той, и в другой группе.
Таким образом, при преобладании детей с низким уровнем мотивационной готовности к школьному обучению программа детского сада усвоена большинством детей на среднем уровне, велик процент детей с низким уровнем освоения программы.
Второй этап исследования - формирующий эксперимент.
Был разработан план мероприятий, по формированию мотивационной установки, направленной на положительное отношение к обучению в школе, на период с 05.10.2010 до 14.01.2011 (см. Приложение 5)
По
окончании реализации плана мероприятий
по повышению мотивационной
Сравним полученные данные (см. рис.4, рис.5)
Рис.4
Повторный сравнительный анализ уровней школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп
При повторном обследовании: в экспериментальной группе преобладают дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе.
В
контрольной группе преобладают
дети со средним уровнем мотивационной
готовности к школе, дети с высоким
уровнем мотивационной
Рис.5
Повторный сравнительный анализ уровней освоения программы «Детство» детьми контрольной и экспериментальной групп
При повторном обследовании: в экспериментальной группе дети преобладают дети с высоким уровнем освоения программы обучения в детском саду, дети с низким уровнем – отсутствуют
В
контрольной группе преобладают
дети со средним уровнем мотивационной
готовности к школе, количество детей
с низким уровнем уменьшилось
лишь на 5,2%.
Сопоставим уровень мотивационной готовности (мотивационной установки) с успешностью освоения учебной программы детского сада(см.рис6):
Рис.6
Данная диаграмма наглядно демонстрирует,
что более высокому уровню мотивационной
готовности соответствует более высокий
уровень освоения программы.
Вывод:
если сформировать мотивационную
готовность к школьному
обучению, то повысится
уровень освоения программы
детского сада детьми
старшего дошкольного
возраста, следовательно, гипотеза
исследования подтверждена.
2.3.
Сопоставление
сформированности
«внутренней позиции
школьника» с общей
готовностью к
школьному обучению
Гипотеза исследования:
если сформировать «внутреннюю позицию школьника» у старших дошкольников, то повысится уровень их общей готовности к школьному обучению.
Первый этап исследования - констатирующий эксперимент
Все дети, участвующие в эксперименте, были диагностированы с помощью методики «Психолого – педагогическая готовность ребенка к началу школьного обучения» (Разработана Семаго М.М., Семаго Н.Я.)
(см. Приложение № 4.1). Полученные результаты были занесены в протокол (см. Приложение № 4.1.а, 4.1.б).
Сравним
общую готовность к школе детей
контрольной и
Рис.7
Общая готовность к школе детей контрольной и экспериментальной групп
Уровни готовности к школе детей контрольной и экспериментальной группы существенно не различаются.
Методы и результаты исследования мотивационной готовности детей к школьному обучению, сформированности «Внутренней позиции школьника» были описаны ранее в п.2.2
Далее
были соотнесены уровни общей
готовности к школе с уровнями
мотивационной готовности (см. рис8):
готовности соответствует
Рис.8
Соотнесение
уровней общей
готовности к школе
с уровнями мотивационной
готовности
Несмотря
на преобладание детей с низким
уровнем мотивации, число детей,
готовых к школьному обучению,
составляет чуть более половины
обследованных детей.
Второй этап исследования - формирующий эксперимент.
Как
уже говорилось в п.2.2. был разработан
и реализован план мероприятий, способствующих
повышению уровня мотивационной
готовности к школе детей
Затем
был измерен уровень
В
контрольной группе преобладают
дети со средним уровнем мотивационной
готовности к школе, дети с высоким
уровнем мотивационной