Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь социальной установки личности дошкольника, направленной на необходимость получения знаний (мотивационной готовности, «внутренней позиции школьника») с успешностью освоения программы старшей группы детского сада и с общей готовностью к началу школьного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии.................................................... 6
1.1. Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. 6
1.2 Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии………………………………………………………….. 1
1.3 Формирование и изменение социальных установок…………………. 1
ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной установки дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению......................................................

27
2.1. Мотивация и установка………………………………………………… 2
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада……………………………………
3
2.3. Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Вложенные файлы: 1 файл

Копия установка - моя.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)
">Сформированная  установка: обстановочная  афферентация и  время, затраченное на мышление и формирование плана, сокращаются

 

                                                                                                               

                                                                                                    Успех

                                                                                                                                     Неудача

 

                                                 ОБРАТНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ

(процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности)

                                             

    Далее  рассмотрим проблему мотивационной  готовности  детей старшего дошкольного  возраста к школьному обучению в свете вышеизложенных теоретических знаний.  Мотивационная готовность является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения.

    Мотивационная (личностная) готовность к школе может быть внешняя и внутренняя.

    Внутренняя  мотивация, то есть ребенок хочет  идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе37, т.е в сформированности «внутренней позиции школьника», которая  предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка. и ту их специфическую структуру, которая определяет внутреннюю позицию школьника». Данное понятие было введено Л.И. Божович, которая считала, что дети в шести-семи летнем возрасте «стремятся, прежде всего, к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение». По мнению Л.И. Божович, стремление к школе только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе38. Таким образом, у старших дошкольников формируется определенная иерархия мотивов, регулирующая поведение личности по отношению к  обучению в школе  - это есть ни что иное  как мотивационная установка. 

    Следовательно, можно предположить, что: 1) мотивационная готовность к школьному обучению влияет на успешность освоения программы детского сада  детьми старшего дошкольного возраста.

    2) сформированность  «внутренней позиции  школьника» оказывает влияние на общую готовность старших дошкольников к школьному обучению.  

2.2. Сопоставление   мотивационной готовности  к школе с успешностью  усвоения программы  детского сада

     Гипотеза  исследования:

     если  сформировать мотивационную  готовность к школьному обучению, то повысится уровень освоения программы детского сада  детьми старшего дошкольного возраста.

     В исследовании приняли участие 38 детей  старшего дошкольного возраста, которые  были разделены на две группы: экспериментальную  и контрольную (по 19 детей в каждой группе). Дата обследования: сентябрь 2011 года.

     Первый  этап исследования - констатирующий эксперимент. Была проведена диагностика уровня усвоения программы «Детство» детьми старшего дошкольного возраста по следующим разделам: «Первые шаги в математику», «Предметный мир», «Развитие речи», «Ребенок открывает мир природы» (экология) с использованием критериев программы «Детство»     (см. Приложение 2).

Сравним полученные в ходе обследования результаты (см. рис 2): 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2

Сравнительный анализ уровней освоения программы «Детство» детьми контрольной и экспериментальной групп

Вывод: программа детского сада освоена детьми и контрольной и экспериментальной группы на 63,2 %.

     Уровни  освоения программы старшей группы детского сада детьми контрольной и экспериментальной группы существенно не различаются; преобладают дети со средним уровнем, число детей с низким уровнем одинаково в обеих группах. Общий уровень освоения программы – средний.

     Далее было необходимо определить уровни мотивационной готовности детей к школьному обучению - сфорированности «Внутренней позиции школьника» - нового отношения ребенка к среде, возникающее в конце дошкольного возрасте и проявляющееся в стремлении занять новое, более взрослое положение в жизни - положение школьника и осуществлять связанную с этим серьезную социально значимую деятельность - учение.

     Для измерения мотивационной готовности к школьному обучению были использованы следующие методики:

1. Методика  «Мотивационная готовность к школе» Немова Р.С. –опросник, позволяющий определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. (см. Приложение 3.1)

2.Экспериментальная  беседа «Внутренняя позиция школьника» (разработана Н.И.Гуткиной) , позволяющая определить степень сформированности у ребенка внутренней позиции школьника. Наличие внутренней позиции школьника является одним из критериев мотивационной готовности к школе. (см. Приложение 3.2)

3. Методика "Сказка" - экспериментальная методика, позволяющая определить доминирование познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. С точки зрения мотивационной готовности к школе хорошим считается результат, когда познавательный мотив доминирует над игровым мотивом.  (см. Приложение 3.3)

     Далее были выделены группы детей с различным  уровнем мотивационной готовности к школе: высоким, средним и низким (см. рис.3).

Рис.3

     Сравнительный анализ уровней школьной мотивации детей  контрольной и  экспериментальной групп

     

Вывод: уровень школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп не имеют существенных различий: преобладают дети с низким уровнем мотивационной готовности к школе,  дети с высоким уровнем мотивационной готовности отсутствуют. Общий уровень мотивационной готовности – низкий в и той, и в другой группе.

     Таким образом, при преобладании детей  с низким уровнем мотивационной  готовности к школьному обучению программа детского сада усвоена  большинством детей на среднем уровне, велик процент детей с низким уровнем освоения программы.

Второй  этап исследования - формирующий эксперимент.

     Был разработан план мероприятий, по формированию мотивационной установки, направленной на положительное отношение к  обучению в школе, на период с 05.10.2010 до 14.01.2011  (см. Приложение 5)

     По  окончании реализации  плана мероприятий  по повышению мотивационной готовности было проведено повторное обследование уровней освоения программы детского сада и мотивационной готовности к школьному обучению детей контрольной и экспериментальной групп.

Сравним полученные данные (см. рис.4, рис.5)

Рис.4 

     Повторный сравнительный анализ уровней школьной мотивации детей  контрольной и  экспериментальной групп

При повторном  обследовании: в экспериментальной группе преобладают дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе.

     В контрольной группе преобладают  дети со средним уровнем мотивационной  готовности к школе, дети с высоким  уровнем мотивационной готовности, как и при первом обследовании, отсутствуют.  
 
 
 

Рис.5

Повторный сравнительный анализ уровней освоения программы «Детство» детьми контрольной и экспериментальной групп

     

При повторном  обследовании: в экспериментальной  группе дети преобладают дети с высоким уровнем освоения программы обучения в детском саду, дети с низким уровнем – отсутствуют

     В контрольной группе преобладают  дети со средним уровнем мотивационной  готовности к школе, количество детей  с  низким уровнем уменьшилось  лишь на 5,2%. 

Сопоставим  уровень мотивационной готовности (мотивационной установки) с успешностью освоения учебной программы детского сада(см.рис6):

Рис.6

Данная диаграмма наглядно демонстрирует, что более высокому уровню мотивационной  готовности  соответствует более высокий уровень освоения программы. 

     Вывод: если сформировать мотивационную готовность к школьному обучению, то повысится уровень освоения программы детского сада  детьми старшего дошкольного возраста, следовательно, гипотеза исследования подтверждена. 

2.3. Сопоставление   сформированности  «внутренней позиции  школьника» с общей  готовностью к  школьному обучению 

     Гипотеза  исследования:

      если сформировать «внутреннюю позицию школьника» у старших дошкольников, то  повысится уровень их общей готовности к школьному обучению.

     Первый  этап исследования - констатирующий эксперимент

     Все дети, участвующие в эксперименте, были диагностированы с помощью  методики «Психолого – педагогическая готовность ребенка к началу школьного  обучения» (Разработана Семаго М.М., Семаго Н.Я.)

(см. Приложение  № 4.1). Полученные результаты были  занесены в протокол (см. Приложение  № 4.1.а, 4.1.б).

Сравним общую готовность к школе детей  контрольной и экспериментальной  групп (см. рис. 7)

Рис.7

Общая готовность к школе  детей контрольной и экспериментальной групп

     Уровни  готовности к школе детей контрольной  и экспериментальной группы существенно  не различаются.

     Методы  и результаты исследования мотивационной  готовности детей к школьному  обучению, сформированности «Внутренней позиции школьника» были описаны ранее в п.2.2

 Далее  были соотнесены уровни общей  готовности к школе с уровнями  мотивационной готовности (см. рис8): готовности соответствует низкий  уровень мотивационной готовности, условной готовности – средний, неготовности – низкий.

Рис.8

Соотнесение уровней общей  готовности к школе  с уровнями мотивационной  готовности 

     Несмотря  на преобладание  детей с низким уровнем мотивации, число детей, готовых к школьному обучению, составляет чуть более  половины  обследованных детей. 

Второй  этап исследования - формирующий эксперимент.

     Как уже говорилось в п.2.2. был разработан и реализован план мероприятий, способствующих повышению уровня мотивационной  готовности к школе детей экспериментальной группы. Дети контрольной группы воздействию не подвергались. 

     Затем был измерен уровень мотивационной  готовности детей к школе (см. п.2.2 рис.4). Напомним, что при повторном  обследовании в экспериментальной  группе преобладают дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе.

     В контрольной группе преобладают  дети со средним уровнем мотивационной  готовности к школе, дети с высоким  уровнем мотивационной готовности, как и при первом обследовании, отсутствуют.

Информация о работе Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению