Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь социальной установки личности дошкольника, направленной на необходимость получения знаний (мотивационной готовности, «внутренней позиции школьника») с успешностью освоения программы старшей группы детского сада и с общей готовностью к началу школьного обучения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии.................................................... 6
1.1. Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. 6
1.2 Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии………………………………………………………….. 1
1.3 Формирование и изменение социальных установок…………………. 1
ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной установки дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению......................................................
27
2.1. Мотивация и установка………………………………………………… 2
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада……………………………………
3
2.3. Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………
Затем повторно был произведен замер уровней общей готовности к школе (см. Приложение 4.1.в; 4.1.г). Сравним данные, полученные при обследовании детей контрольной и экспериментальной групп (см. рис.9):
Рис.9
Общая готовность к школе детей контрольной и экспериментальной групп (повторное обследование)
Полученные
данные свидетельствуют о том, что
в экспериментальной группе при
повышении мотивационной
В контрольной группе мотивационная готовность также повысилась на 52,7, т.к. этому способствуют проводимые в детском саду занятия, отменить которые не предоставляется возможным, но не достигла высокого уровня. Количество детей, полностью готовых к обучению в школе, возросло на 5,3%, уменьшилось количество неготовых – на 15,8%
Представим полученные данные в виде диаграммы (см. рис.10):
Рис.10
Соотнесение
уровней общей
готовности к школе
с уровнями мотивационной
готовности детей
контрольной и
экспериментальной
групп после повторного
исследования
Данная диаграмма наглядно демонстрирует, что более высокому уровню мотивационной готовности соответствует полная готовность к началу школьного обучения.
Таким образом, приходим к выводу, что при повышении мотивационной готовности к школе количество детей, полностью готовых к обучению в школе, возросло, следовательно, если сформировать «внутреннюю позицию школьника» у старших дошкольников, то повысится уровень их общей готовности к школьному обучению, т.е. гипотеза исследования подтверждена.
Выяснено, что мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению.
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него внутренней мотивации – преобладание познавательного интереса над игровым, готовность принять новую социальную позицию – положение школьника, т.е формирование «внутренней позиции школьника».
Таким
образом, мы пришли к выводу, что
формирование у старших дошкольников
мотивационной установки, направленной
на положительное отношение к обучению
в школе, способствует повышению уровня
усвоения программы детского сада и общей
готовности к началу школьного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной курсовой работы были проанализированы проблемы исследования социальной установки в отечественной и зарубежной литературе. Было проведено исследование взаимосвязи сформированности социальной установки у старших дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.
Решены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована научная психологическая литературу по вопросу социально – психологического содержания социальной установки.
2. Сформирована мотивационная установка - «внутренняя позиция школьника» - у детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально
установлена взаимосвязь
4. Экспериментально
установлено, что
В качестве гипотез исследования мы предполагали, что:
1)
если сформировать
2) если сформировать «внутреннюю позицию школьника» у старших дошкольников, то повысится уровень их общей готовности к школьному обучению.
Гипотезы исследования полностью подтвердились.
Полученные результаты можно интерпретировать так: дети старшего дошкольного возраста, у которых сформирована мотивационная установка, направленная на положительное отношение к обучению, более успешно осваивают программу обучения в детском саду и имеют более высокий уровень общей готовности к школе. И наоборот, можно предположить, что тем детям, у которых не сформирована данная мотивационная установка, сложно осваивать программу детского сада; также их уровень подготовки к школе ниже, чем у детей с сформированной мотивационной готовностью. Мы можем утверждать, что одной из причин этой проблемы является преобладание игрового мотива над познавательным.
Можно
заявить, что формирование мотивационной
установки, направленной на положительное
отношение к обучению, является неотъемлемой
частью воспитательно –
Именно ее формированию следует уделить большее внимание в старшей и подготовительной группах дошкольных образовательных учреждений.
Можно
предположить, что мотивационная
готовность к школе оказывает
влияние на успешность обучения детей
в начальной школе и способствует благоприятному
течению адаптационного периода при
поступлении в школу. Это является материалом
для дальнейшего исследования.
ЗА
В качестве гипотез исследования мы предполагали, что:
1)
если сформировать
2)
если сформировать «внутреннюю
позицию школьника» у старших
дошкольников, то повысится уровень
их общей готовности к
По
результатам эмпирического
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что гипотезы исследования полностью подтвердилась.
Полученные результаты можно интерпретировать так: дети старшего дошкольного возраста, у которых сформирована мотивационная установка, направленная на положительное отношение к обучению, более успешно осваивают программу обучения в детском саду и имеют более высокий уровень общей готовности к школе. И наоборот, можно предположить, что тем детям, у которых не сформирована данная мотивационная установка, сложно осваивать программу детского сада; также их уровень подготовки к школе ниже, чем у детей с сформированной мотивационной готовностью. Мы можем утверждать, что одной из причин этой проблемы является преобладание игрового мотива над познавательным.
Можно
заявить, что формирование мотивационной
установки, направленной на положительное
отношение к обучению, является неотъемлемой
частью воспитательно – образовательного
процесса в детском саду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002 - 89 с.
25.Четвертаков С.А., 2004 г. Некоторые вопросы методологии.
sergeychet.narod.ru › socio/motiv/MContent.html
26.Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М:
Наука,1999 - 448 с.
27. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический
словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – 806 с.
28. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М.: Мир, 2005 – 376 с.
29. Маслоу А.: Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2010- 352 с.
30. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 200 – 318 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ