Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь социальной установки личности дошкольника, направленной на необходимость получения знаний (мотивационной готовности, «внутренней позиции школьника») с успешностью освоения программы старшей группы детского сада и с общей готовностью к началу школьного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии.................................................... 6
1.1. Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. 6
1.2 Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии………………………………………………………….. 1
1.3 Формирование и изменение социальных установок…………………. 1
ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной установки дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению......................................................

27
2.1. Мотивация и установка………………………………………………… 2
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада……………………………………
3
2.3. Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Вложенные файлы: 1 файл

Копия установка - моя.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

     Затем повторно был произведен замер уровней общей готовности к школе (см. Приложение 4.1.в; 4.1.г). Сравним данные, полученные при обследовании детей контрольной и экспериментальной групп (см. рис.9):

Рис.9

Общая готовность к школе  детей контрольной  и экспериментальной  групп (повторное обследование)

 

     Полученные  данные свидетельствуют о том, что  в экспериментальной группе при  повышении мотивационной готовности к школе на 73,7% количество детей, полностью готовых к обучению в школе, возросло на 47,4% и составило 100%

     В контрольной группе мотивационная  готовность также повысилась на 52,7, т.к. этому способствуют проводимые в детском саду занятия, отменить которые не предоставляется возможным, но не достигла высокого уровня. Количество детей, полностью готовых к обучению в школе, возросло на 5,3%, уменьшилось количество неготовых – на 15,8%

Представим  полученные данные в виде диаграммы (см. рис.10):

Рис.10

Соотнесение уровней общей  готовности к школе  с уровнями мотивационной  готовности детей  контрольной и  экспериментальной групп после повторного исследования 

     

Данная  диаграмма наглядно демонстрирует, что более высокому уровню мотивационной  готовности соответствует полная готовность к началу школьного обучения.

           Таким образом, приходим к выводу, что при повышении мотивационной готовности к школе количество детей, полностью готовых к обучению в школе, возросло, следовательно, если сформировать «внутреннюю позицию школьника» у старших дошкольников, то  повысится уровень их общей готовности к школьному обучению, т.е. гипотеза исследования подтверждена.

    Выяснено, что  мотивационная готовность детей  старшего дошкольного возраста к  школьному обучению является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному  обучению.

    Подготовка  ребенка к школе включает формирование у него внутренней мотивации – преобладание познавательного интереса над игровым, готовность  принять новую социальную позицию – положение школьника, т.е формирование «внутренней позиции школьника».

    Таким образом, мы пришли к выводу, что  формирование у старших дошкольников  мотивационной установки, направленной на положительное отношение к обучению в школе, способствует повышению уровня усвоения программы детского сада и общей готовности к началу школьного обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В рамках данной курсовой работы были проанализированы проблемы исследования социальной установки в отечественной и зарубежной литературе. Было проведено исследование взаимосвязи сформированности социальной установки у старших дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.

Решены  следующие задачи:

1. Изучена и проанализирована научная психологическая литературу по вопросу социально – психологического содержания социальной установки.

2. Сформирована  мотивационная установка - «внутренняя  позиция школьника» -  у детей  старшего дошкольного возраста.

3. Экспериментально  установлена взаимосвязь мотивационной  готовности к школе с успешностью  обучения детей старшего дошкольного возраста.

4. Экспериментально  установлено, что сформированность  «внутренней позиции школьника» (мотивационной готовности) оказывает  положительное влияние на общую  готовность старших дошкольников  к школьному обучению.

    В качестве гипотез исследования мы предполагали, что:

    1) если сформировать мотивационную  готовность к школьному обучению, то повысится уровень освоения  программы детского сада  детьми  старшего дошкольного возраста.

     2)  если сформировать «внутреннюю  позицию школьника» у старших дошкольников, то  повысится уровень их общей готовности к школьному обучению.

     Гипотезы исследования  полностью подтвердились.

     Полученные  результаты можно интерпретировать так: дети старшего дошкольного возраста, у которых сформирована мотивационная  установка, направленная на положительное отношение к обучению, более успешно осваивают программу обучения в детском саду и имеют более высокий уровень общей готовности к школе. И наоборот, можно предположить, что тем детям, у которых не сформирована данная мотивационная установка, сложно осваивать программу детского сада; также их уровень подготовки к школе ниже, чем у детей с сформированной мотивационной готовностью. Мы можем утверждать, что одной из причин этой проблемы является преобладание игрового мотива над познавательным.

     Можно заявить, что формирование мотивационной  установки, направленной на положительное  отношение к обучению, является неотъемлемой частью воспитательно – образовательного процесса в детском саду.

      Именно  ее формированию следует уделить  большее внимание в старшей и подготовительной группах дошкольных образовательных учреждений.

      Можно предположить, что мотивационная  готовность к школе оказывает  влияние на успешность обучения детей в начальной школе и способствует  благоприятному течению адаптационного периода  при поступлении в школу. Это является материалом для дальнейшего исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В качестве гипотез исследования мы предполагали, что:

    1) если сформировать мотивационную  готовность к школьному обучению, то повысится уровень освоения программы детского сада  детьми старшего дошкольного возраста.

     2)  если сформировать «внутреннюю  позицию школьника» у старших  дошкольников, то  повысится уровень  их общей готовности к школьному  обучению.

     По  результатам эмпирического исследования нами выявлено, что имеется прямая корреляционная взаимосвязь между мотивационной готовностью детей старшего дошкольного возраста к школе («внутренней позицией школьника») с успешностью обучения и с общей готовностью к школьному обучению.

     Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что  гипотезы исследования  полностью подтвердилась.

     Полученные  результаты можно интерпретировать так: дети старшего дошкольного возраста, у которых сформирована мотивационная  установка, направленная на положительное отношение к обучению, более успешно осваивают программу обучения в детском саду и имеют более высокий уровень общей готовности к школе. И наоборот, можно предположить, что тем детям, у которых не сформирована данная мотивационная установка, сложно осваивать программу детского сада; также их уровень подготовки к школе ниже, чем у детей с сформированной мотивационной готовностью. Мы можем утверждать, что одной из причин этой проблемы является преобладание игрового мотива над познавательным.

     Можно заявить, что формирование мотивационной установки, направленной на положительное отношение к обучению, является неотъемлемой частью воспитательно – образовательного процесса в детском саду. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие- 2-е. изд.

     СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002 - 89 с.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2006 – 363 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, 2001- 352 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском                                                         возрасте. СПб.: Питер, 2008 – 400с.
  4. Ганжа А.О. Проблема познания социальной реальности в социологической концепции Флориана Знанецкого: методологические основы и понятийный аппарат: Автореф. дис. М., 2002
  5. Гришпун И.Б. Введение в психологию. М.:МПСИ, 2002 – 152 с.
  6. Девяткин    А.А.   Явление    социальной установки   в   психологии    ХХ    века: Монография.   Калининград: КГУ, 1999- 309 с.
  7. Дилигенский Г.Г.. Социально - политическая психология. Учебное пособие для высших учебных заведений.  М.: Наука, 2005 – 585 с.
  8. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3.
  9. Журавлева А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. Учебное пособие. М.: Форум – Инфа, 2010 – 416 с.
  10. Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы. Учебное пособие. СПб.: Питер,        2002 – 512 с.
  11. Комплексная программа «Детство». //З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Гурович. 3 - изд. СПб.: Детство-Пресс,2008 – 128 с.
  12. Крулехт  М.В. Предметный мир вокруг нас.  СПб.: Детство-Пресс,         2000 – 156 с.
  13. Леонтьев Д.А.. Психология смысла. М.: Смысл, 2003 – 487 с.
  14. Мельникова Н.А. Социальная психология. Лекции  М.: ЭКСМО,          2008 – 160 с.
  15. Михайлова З.А. Математика – это интересно. Учебное пособие для воспитателей детских садов.СПб.: Детство-Пресс, 2003 – 176 с.
  16. Немов Р.С. Психология Т.3. М.: Владос, 2007- 631 с.
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос-Пресс, 2003 – 384 с.
  18. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: Истории, теория, исследования. Ч.2 . Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003 – 133 с.
  19. Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. М.: ООО «Чистые пруды», 2005
  20. Сомкова О.Н. Путешествие по стране правильной речи. СПб.: Детство-Пресс, 2002 – 24 с.
  21. Тимофеева Л.Л. Развитие мотивационной сферы ребенка //Справочник старшего воспитателя. – 2010. - № 11.
  22. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001 – 416 с.
  23. anypsy.ru  content/teoriya-ustanovki-dn-uznadze

25.Четвертаков С.А., 2004 г. Некоторые вопросы методологии.

        sergeychet.narod.rusocio/motiv/MContent.html

    26.Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М:

         Наука,1999  -  448 с.                

27. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический 

       словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – 806 с.

28. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М.: Мир, 2005 – 376 с.

29. Маслоу А.: Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2010- 352 с.

30. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 200 – 318 с.

 

  
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

Информация о работе Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению