Соцально-психологические аспекты семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение брачно-семейных отношений – понятий семья, мотивы вступления в брак, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, в социально-психологическом аспекте.
Задачи исследования:
• Провести теоретический анализ литературы;
• Определить понятие семьи, как малой социальной группы, изучить ее функции, структуру и динамику;

Содержание

Введение
1. Семья как малая социальная группа: функции, ролевая структура, динамика развития
2. Мотивация вступления в брак
3. Удовлетворенность брачно-семейными отношениями. Подходы к интерпретации понятий
4. Практическая часть
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

соцпсих..doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Этап молодой  семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями, воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной  независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно  считать решенными, когда психологическое  влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей  старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

В нашей стране наибольшую "известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975). Она  выделяет 5 стадий жизненного цикла: I — зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II — рождение и воспитание детей. Эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III — окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; IV — дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V— супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. [24, с.11]

Итак, в данной главе определили семью, как малую  социальную группу, рассмотрели функции семьи с нескольких точек зрения, проанализировали структуру семьи, как социального института, как малую группу, и по степени формализации, а также изучили динамику развития семьи.

 

 

 

2. Мотивация  вступления в брак

 

Для того чтобы говорить о мотивах вступления в брак, разберемся с термином - мотивация.

Мотивация –  побуждения, вызывающие активность организма  и определяющие ее направленность.

Мотивация межличностных  выборов (мотивационное ядро выборов) — система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности.

Отношения в  семье в значительной степени  определяются тем, какими мотивами руководствовались  вступающие в брак и совпадали  ли эти мотивы.

В изучении мотивации  семейной жизни принято различать  мотивы поиска брачного партнера и мотивы семейной жизни.

Существуют  различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) .

Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания.

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине .

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сен-Терсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано, скорее, на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партнеров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак .

Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1)на каждой  ступени развития взаимоотношений  партнеров прочность отношений  зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2)брачный выбор  включает в себя серию последовательных  стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:

  1. установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);
  2. самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;
  3. формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);
  4. реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

Общим для перечисленных  теорий является то, что все они  базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система  фильтров. Данные теории последовательно  сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу, как супруги.

Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при супружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представлении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.

Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

С. В. Ковалев  полагает, что мотивация вступления в брак включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов - максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых  исследователей, в большом числе  случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.

Во-первых, пишет  С. В. Ковалев, «в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая  о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем  — вполне конкретным человеком. Обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы».

Во-вторых, под  романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.

Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

Таков один из вариантов  пессимистического взгляда на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства, как ожидания необыкновенных чувств от другого.

Другого взгляда  на соотношение любви и брака  придерживаются известные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга .

Эйдемиллер  и Юстицкий считают, что во многом сходным по психологической сути является действие симпатии в супружеских отношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фрустрации». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стремлением помочь, совместно радоваться, или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье.

О связи любви  как мотива вступления в брак и  удовлетворенности браком говорит  работа Н. Г. Юркевич. На выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие  результаты: в счастливых брачных  союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее — по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии — 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение — 1,63%. У остальных был иной ответ, или ответа не было.

У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви среди них в  целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших  мотивами заключения брака стремление избавиться от одиночества и легкомыслие  больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков — 25,81%).

Можно заметить, что у  мужчин и женщин браки по любви  оказываются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, — наименее .

В другом исследовании, проведенном  спустя 30 лет, наиболее удачным при  вступлении в брак оказалось сочетание  любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены .

Юркевич провела в Минске опрос 300 человек преимущественно  с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, — это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.

Сопоставление данных, где  мнениях женщин-работниц минских предприятий об их отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь— 32,8%, симпатию — 13,01%. Появился ответ «безразличие» — 4,47%. Не дали ответа 10,16%.

В неудачных браках превалировали  привычка — 44,85% и безразличие — 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью — 5,22%, симпатией — 1,74%.

На основе проведенных  исследований автор делает следующий  вывод: многие люди считают, что в  браке они обходятся без любви, и, следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль. Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хотят замечать. «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости... Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и "семейных сцен", есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного "неудачничества"»

Информация о работе Соцально-психологические аспекты семейных отношений