Социальная подструктура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:19, лекция

Краткое описание

1. Социализация личности.
2. Механизмы и процессы социализации (имитация, копирование, подражание, идентификация и др.; социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль).
3. Типы поведения (просоциальное и асоциальное поведение).

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (Т7).doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято считать также, что между внешней и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями.

Поступки - это действия, которые связаны с нравственными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и поступков выделяют следующие компоненты деятельности:

  • умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки;
  • навыки - это автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля;
  • привычки - в отличие от навыков могут контролироваться сознательно, но в отличие от умений не всегда являются разумными и полезными.

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Способы самопознания, ведущие к формированию Я-концепции, разнообразны: самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими (идентификация), восприятие и интерпретация реакций на себя других (рефлексия) и т. д. Следует отметить, что представления человека о себе кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д. То есть его представления о том, каков он есть на самом деле.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Я-концепция, как система установок относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я". Составляющими "Образа Я" являются: Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом ("очкарик", "толстяк", "тощий" и т. д.). Причем, важнейшим источником формирования физического образа Я наряду с половым отождествлением ( а оно, как отмечают психологи, сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я-концепции) служат размеры тела и его форма. Положительная оценка своего внешнего облика может существенно повлиять на позитивность Я-концепции в целом. Важность внешнего облика определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и часто становится предметом обсуждений.

Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях) и т. д. Это представление человека о своих возможностях в целом ("Я все могу", "Я многое могу", "Я ничего не могу").

Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими. Даже такие объективные характеристики как рост, возраст, телосложение, могут иметь разное значение не только для различных людей, но и для одного человека в различных ситуациях. Например, сорокалетний человек может чувствовать себя в расцвете сил или стариком. Известно, что чрезмерная полнота нежелательна, и полные люди нередко ощущают себя неполноценными, так как человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность своего Я на личность в целом. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в образ Я. В классической концепции У. Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний.

Самооценка = успех/уровень притязаний.

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной. Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности. Высокая самооценка говорит об уверенности человека в себе, своих возможностях, силах. Но важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной. Нереально высокая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К. Роджерс, Я-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.

Влияние Я-концепции на отношения к другим людям и поведение человека великолепно демонстрирует Э. Берн, описывая жизненные позиции людей с различным уровнем самооценки. В соответствии с моделью Э. Берна, люди могут считать себя "в порядке", т. е. позитивно относится к себе, или "не в порядке", т. е. негативно относится к себе, и аналогично – "в порядке" или "не в порядке" – оценивать других. Четыре крайних жизненных позиции (или отношения), связанные с различными комбинациями этих оценок можно описать следующим образом:

  1. Я в порядке – Вы в порядке, т. е. люди позитивно относятся к себе, удовлетворены собой и положительно относятся к другим. Они ценят добрые отношения с людьми, отзывчивы в общении, спокойны, уважительно относятся к другим, доверяют людям.
  2. Я в порядке – Вы не в порядке. Положительно относясь к себе, имея неадекватно высокую самооценку, "раздутое самомнение", они выглядят надменными, преувеличивают свою роль в группе, стремятся демонстрировать свое превосходство и подчинять себе других. В общении эти люди очень утомляют. Следует отметить, что люди, имеющие неадекватную, завышенную самооценку, плохо знают и понимают себя и, как правило, неадекватно оценивают других, а нередко проецируют на них свои недостатки.
  3. Я не в порядке – Вы в порядке. Как правило, так оценивают себя люди, концентрирующие внимание на своих слабостях, недостатках, неудачах, поэтому неуверенные, негативно относящиеся к себе. Оценивая других высоко, они склонны больше доверять другим, чем себе, и поэтому готовы подчиняться.
  4. Я не в порядке – Вы не в порядке. Люди этого типа, будучи не уверенными в себе, свыклись с неудачами. Они не только низко оценивают себя, но и других воспринимают как ущербных. Их пессимизм негативно отражается как на деятельности, так и на общении, взаимоотношениях с людьми.

Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.

 

 

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое направленность личности?
  2. Каковы основные компоненты направленности?
  3. Каковы особенности качеств направленности?
  4. Что такое потребности?
  5. Каковы виды потребностей?
  6. Каковы критерии классификации потребностей?
  7. Какова иерархия потребностей по А. Маслоу?
    1. Что такое мотив?
    2. Какова классификация мотивов личности?
    3. Что такое мотивация?
    4. Каковы принципы мотивации?
    5. Что такое интерес?
    6. Что такое деятельность
    7. Каковы особенности основных видов деятельности?
    8. Что такое действие? поступок?
    9. Каковы различия действий и поступков?

 

 

Литература

 

  1. Агранат Д. Л. Особенности и этапы социальной адаптации молодого сотрудника ОВД // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 3 – Социология.
  2. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / Н.А. Березовин [и др.]. – Мн. : Новое знание, 2008. –335 с.
  3. Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 3 – Социология.
  4. Бычков Д. В. Российские партии в процессе политической социализации молодежи в условиях современной России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 1 - Философия. Политология.
  5. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики : ответы на экзаменационные вопросы / Г.Ф. Вечорко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн. : ТетраСистемс, 2010. – 192 с.
  6. Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности = Вестник УРАО // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
  7. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.
  8. Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение — 2004. — №  1.
  9. Криворученко В. К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политологический аспект // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 3 – Социология.
  10. Крысько, В.Г. Психология и педагогики в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2006. – 318 с.
  11. Мудрик А. В. Социализация человека.. — 2007.
  12. Орлова В. В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 3 - Социология.
  13. Свертков И. А. Особенности партийной социализации молодежи в современной России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 3 - Социология.
  14. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.
  15. Фомин, Ю.А. Основы психологии и педагогики : практикум / Ю.А. Фомин. – Мн. : Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 256 с.
  16. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 2007. - 606 с.

 

 


 



Информация о работе Социальная подструктура личности