Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:28, контрольная работа
А. Бандура (род. в 1925) называет такой способ научения социально-когнитивным, соответственно, теорию социального научения - социально-когнитивной. Когнитивное научение подразумевает гораздо большую активность обучаемого; можно сказать, индивид становится обучающимся.
Дискриминация — негативные действия,
направленные против этих людей, установки,
переведенные в действия. Предубеждение
— это отношение обычно негативное) к
представителям какой-либо социальной
группы, основанное лишь на их принадлежности
к этой группе. Человек, имеющий предубеждение
против какой-то социальной группы, по
особому (обычно отрицательно) оценивает
ее членов по принадлежности к этой группе.
Их индивидуальные черты или поведение
не играют роли. Люди, с предубеждением
относящиеся к определенным группам, зачастую
обрабатывают информацию об этих группах
иначе, чем информацию о других группахОни
уделяют больше внимания информации, согласующейся
с их предвзятыми взглядами, она чаще повторяется
и в результате запоминается точнее, чем
информация, которая не согласуется с
этими взглядами.
Если предубеждение является особым типом
установки, то оно может не только включать
в себя негативную оценку группы, против
которой направлено, но также содержать
негативные чувства или эмоции людей,
его выражающих, когда те оказываются
в присутствии или думают о представителях
той группы, которая им так не нравится.
Предубеждение может включать в себя мнения
и ожидания относительно членов различных
социальных групп — стереотипы, предполагающие,
что все члены этих групп демонстрируют
одни и те же черты и ведут себя одним и
тем же образом. Когда люди размышляют
о предубеждении, они обычно фокусируют
внимание на его эмоциональных или оценочных
аспектах.
Предубеждение связано с определенными
аспектами социального познания — способами,
посредством которых мы выделяем, храним,
возвращаем из памяти и позднее используем
информацию о других людях. В своих попытках
найти объяснения различным явлениям
социального мира часто используем кратчайшие
когнитивные пути. Обычно это делается, когда наши способности
справляться с социальной информацией
достигают своего предела; тогда мы
с наибольшей вероятностью опираемся
на стереотипы как на кратчайшие ментальные пути для понимания других людей или формирования
суждений о них. Социальные установки
не всегда отражаются во внешних действиях.
Во многих случаях люди, негативно относящиеся
к представителям различных групп, могут
не выражать этих взглядов открыто. Законы,
социальное давление, страх возмездия
— это удерживает людей от открытого выражения
своих предубеждений. Многие люди, имеющие
предубеждения, чувствуют, что открытая
дискриминация — это плохо, и воспринимают
подобные действия как нарушение личных
поведенческих стандартов. Когда они замечают,
что проявили дискриминацию, то испытывают
чувство большого дискомфорта. В последние
годы вопиющие формы дискриминации —
негативных действий по отношению к объектам
расовых, этнических или религиозных предубеждений
— наблюдаются редко. Новый расизм более
утонченный, но такой же жестокий. Социальный
контроль — это влияние общества на установки,
представления, ценности, идеалы и поведение
человека. В социальный контроль входят
экспектации, нормы и санкции. Экспектации
— требования окружающих по отношению
к данному человеку, выступающие в форме
ожиданий. Социальные нормы — образцы,
предписывающие то, что люди должны говорить,
думать, чувствовать, делать в конкретных
ситуациях.
Социальная санкция — мера воздействия,
важнейшее средство социального контроля.
Формы социального контроля — многообразные
способы регу-
лирования жизнедеятельности человека
в обществе, которые обусловлены различными
общественными (групповыми) процессами.
Виды
санкций: негативные и позитивные, формальные
и неформальные. Негативные санкции
направлены против человека, отступившего
от социальных норм. Позитивные санкции
направлены на поддержку и одобрение
человека, который следует данным
нормам. Формальные санкции налагаются
официальным, общественным или государственным
органом или их представителем. Неформальные
предполагают обычно реакцию членов
группы,
друзей, сослуживцев, родственников и
т. д. Позитивные санкции обычно влиятельнее
негативных. Сила воздействия санкций
зависит от многих обстоятельств, самым
Задание №3
Отношения людей в группе зависят от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер связей между ними, степень информированности друг о друге, конкретные ситуации общения и т.д. В этой связи очень важным представляется и то, как конкретный член коллектива относится к группе людей, с которой он постоянно связан. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.
Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:
1. Индивид воспринимает
группу как помеху своей
2. Индивид воспринимает
группы как средство, способствующее
достижению тех или иных
3. Индивид воспринимает
группу как самостоятельную
Тест
Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения.
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
А – знает больше, чем я;
Б – все вопросы стремится решать сообща;
В – не отвлекает внимания руководителя.
2. Лучшими руководителями являются те, которые:
А – имеют индивидуальный подход;
Б – создают условия для помощи со стороны других;
В – создают в
коллективе атмосферу, в
3. Я рад, когда мои друзья:
А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;
Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
В – создают в
коллективе атмосферу, в
4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:
А – некому помогать;
Б – мне мешают при выполнении задачи;
В – остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
Б – мои усилия достаточно вознаграждены;
В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых:
А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;
В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Сотрудники оценивают
как самых плохих
А – создают дух
соперничества между
Б – не уделяют им достаточно внимания;
В – не создают условий для того, чтобы группа помогала им.
8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;
Б – возможность получения новой информации от других людей;
В – возможность сделать полезное другим людям.
9. Основная роль школы должна заключаться:
А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
Б – в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
А – предпочитаю,
чтобы другие решили эту
Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Лучше всего я бы работал, если бы руководитель:
А – имел ко мне индивидуальный подход;
Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
В – поощрял инициативу сотрудников, направленную на достижение общего успеха.
12. Нет ничего хуже того случая, когда:
А – ты не в
состоянии самостоятельно
Б – чувствуешь себя ненужным в группе;
В – тебе не помогают окружающие.
13. Больше всего я ценю:
А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;
Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;
В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы:
А – работать в
коллективе, в котором применяются
основные приемы и методы
Б – работать индивидуально с руководителем;
В – работать с ведущими в данной области людьми.
Обработка результатов
На основании полученных
ответов с помощью ключа
Ключ для обработки полученных результатов восприятия индивидом группы
Индивидуалистическое |
Прагматическое |
Коллективистское |
1В |
1Б |
1А |
2А |
2В |
2Б |
3Б |
3В |
3А |
4Б |
4А |
4В |
5Б |
5В |
5А |
6Б |
6А |
6В |
7Б |
7А |
7В |
8А |
8В |
8Б |
9Б |
9А |
9В |
10Б |
10В |
10А |
11А |
11В |
11Б |
12А |
12Б |
12В |
13В |
13Б |
13А |
14Б |
14А |
14В |
Список литературы:
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIVXVII вв. — М.: Педагогика, 1985.
Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. — М.: Педагогика, 1990.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах. — М., 1994.
Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. — М., 1996.
Будущему
учителю о проблемах
Гершунский Б.С. Менталитет и образование. — М., 1996.
Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПбГУ, 1992.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. — М.: Просвещение, 1993.
Джуринский Л.Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 1999.
История педагогики. — М.: Просвещение, 1982.
Вундт В. Проблемы психологии
народов // Тексты по истории социологии
Х1Х-ХХ веков: Хрестоматия М., 1994.
Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической
психологии. Ростов н / Д, 1982.
Годфруа Ж. Что такое психология М., 1992.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология Ростов н / Д 1996.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.,1980.
Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии //Психол. журн. 1996 Т. 17 № 1, С 110-128.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.
Деркач А.А., Крысько В.Г., Саракуев Э.Л.,
Этнопсихология. Ч. 2. Принципы и методы
построения Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер
общения М., 1996.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология М., 1994.
Динамика социально-