Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:52, курсовая работа
Основная задача моей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии социальных психологов, а именно понятие девиантного поведения, различные научные подходы в социальной психологии девиантного поведения, а также современные исследования в области девиантного поведения и их проблемы.
Введение
1.Социальная психология девиации – активно развивающаяся отрасль современной социальной психологии.
1.1. Предмет и объект исследований социальной психологии девиантного поведения.
1.2. Анализ различных научных подходов в социальной психологии девиантного поведения.
2. Современные исследования в области девиантного поведения.
2.1. Анализ социально-психологических исследований, направленных на изучение наркозависимого поведения.
2.2. Социальная психология правонарушений в современных исследованиях.
Заключение
Литература
Согласно культурологическим
Миллер (1958) утверждал, что существует
ярко выраженная субкультура
низшего слоя общества, одним
из проявлений которой
Согласно культурологическим
Криминальная девиация
Говард Беккер в своей книге
"Аутсайдеры" (1963) отверг многие
психологические и
Концепция Беккера и подобные
ей названы теорией
(наклеивания ярлыков), т. к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо "девиантов" членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Короче говоря, Беккер высказал мысль, что "суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером (речь идет о том, связан ли он с нарушением какого-то правила), а также тем, как его оценивают другие люди".
Большинство людей нарушают
Конфликтологический подход к
девиации представлен группой
социологов, которые называют себя
"радикальными криминологами".
Они отвергают все теории
Другие конфликтологи, разделяющие марксистскую точку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов - это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. Например, в XI1 в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погиб от чумы или его забирали в отряды крестоносцев.
Таким образом, "радикальная криминология" не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Сторонники этой теории рассматривают "девиантов" не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится "изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле" (Тэйлор и др., 1973).
2. Современные исследования в области девиантного поведения
2.1.
Анализ социально-
Большинство современных
Большое внимание к проблеме наркомании влечет за собой не только появление научных и методических разработок, связанных с профилактикой и лечением зависимости, но и к эволюции рынка наркотических средств. Если в конце 90-х годов наибольшее количество человек потребляло героин и марихуану, то в настоящее время значительно увеличилось количество лиц, потребляющих психостимуляторы. Так же, по мнению специалистов, большой процент молодежи употребляет так называемые «досуговые» наркотики, не придавая значения вероятности формирования наркозависимости, т. е. к наркомании.
А между тем, наркомания – это тяжелое психическое заболевание, выражающееся в болезненном, непреодолимом пристрастии к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам, препаратам бытовой химии при их систематическом употреблении. Отказаться от наркотиков, если уже возникло заболевание, самостоятельно человек не может. Организм привыкает, повышается толерантность к наркотику и начинает требовать все новых и новых доз. В конечном счете, это приводит к физической, психической и нравственной деградации личности.
Наркомания это медико-социально-
Социологическим исследованием проблемы наркозависимости занимались А. Л. Афанасьев, Г. Г. Заиграев, А. Г Золотников, Н. Р. Динеева, Б. М. Левин, Ю. П. Лисицын, А. В. Немцов, П. И. Сидоров, Е. С. Скворцова, Е.В. Сулаберидзе, А.Д. Урсул и др. Предметом изучения в работах этих авторов является взаимосвязь злоупотребления психоактивными веществами с уровнем жизни населения, социальной агрессией и преступностью, общественно-политической пассивностью населения, а также с другими отрицательными социальными явлениями.
В современных исследованиях, направленных на изучение причин наркотизации, определенное место уделяется анализу социально-психологических факторов (В. С.Битенский, Б. Г.Херсонский, А. Д.Борохов, Д. Д. Исаев, А. Е. Личко, В. В. Гульдан, А. Л. Романова). Ведется широкая дискуссия о существовании так называемой наркоманической личности (С. П. Генайло, B. C. Битенский, А. Е. Личко, Б. Г. Херсонский, И. Н. Пятницкая, В. Д. Менделевич). Предполагается, что в структуре личности будущего наркомана формируется особое новообразование, обусловливающее психологическую готовность к употреблению ПАВ (Е. Л. Милютина).
В.С. Битенский и другие авторы считают, что подросток, как правило, руководствуется комплексом мотивов. При этом характер ведущего определяется стадией наркотизации, особенностями характера и другими факторами.
Однако, очень часто с помощью различных методов определяются не мотивы, а мотивировка, то есть объяснение субъектом причин действия путем указания на социально-приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства. Мотивы, как известно, могут не осознаваться субъектом. Кроме того, возможны значительные искажения при их вербализации. Заслуживают внимания работы В.В. Гульдана, а также исследования, выполненные под руководством К.С. Лисецкого и С.В. Березина в которых используются проективный и психосемантический методы.
В работе В.В. Гульдана
В 1991 году В.В. Гульданом проведен сравнительный психосемантический анализ мотивов приема наркотиков и отказа от них у подростков асоциального поведения (основная группа) и учащихся школ (контрольная группа). Если сравнивать мотивы приема наркотических веществ в основной и в контрольных группах, то можно отметить, что интерес, любопытство к употреблению присущи обеим из них. Поэтому вопрос о специфичности любопытства, как мотива, требует дальнейшего изучения. Все испытуемые с помощью наркотиков предполагают "избавиться от неприятностей". Для контрольной группы испытуемых в ситуации возможного приема наркотиков несущественным оказалось влияние сверстников, для них более заманчивыми явились изменения сознания с помощью наркотика, возможность пережить приятные ощущения. Асоциальные подростки более подвержены влиянию группы сверстников (а именно влиянию старшего в группе) при выборе поведения в пользу приема наркотических веществ.
Анализ литературы показывает, что мотивы употребления наркотиков и отказа от них недостаточно исследованы и неоднородны по своему содержанию.
В связи с этим необходимо упомянуть об исследованиях личностных предпосылок и попытках построения "специфического профиля" личности, предрасположенной к употреблению наркотических веществ. Предпринятые в этом направлении исследования весьма противоречивы. Подростковый возраст, как известно, характеризуется как кризисный, а следовательно, уязвимый как со стороны физиологии, так и со стороны социальных факторов, в частности, семьи, школы, молодежной субкультуры. Проблемы в общении, нестабильность самооценки, самонеорганизованность, неоформленность, высокая подверженность стрессам, а также высокая степень склонности к различным экспериментам (как способу поиска чего-то "своего"), стремление быть принятым какой-либо социальной группой - все это является фоном, повышающим вероятность употребления подростком психоактивных веществ.
Основная причина значительной уязвимости подросткового возраста - это неустойчивость Я - концепции. Показано, что некоторые специфические особенности Я-концепции у подростков могут выступать как фактор формирования наркозависимости.
Как известно,
Я - концепция формируется под
воздействием социального окружения
и предопределяет взаимодействие подростка
с ним. Следовательно, чем нестабильнее
социальные факторы, тем менее устойчивой
является подростковая Я - концепция. Кроме
того, важнейшим аспектом формирования
"образа Я" у подростка является
образ тела; а, поскольку, тело подростка
постоянно развивается и