Социальная реабилитация детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).

Содержание

Введение 3
Основное содержание и виды реабилитации инвалидов 6

Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 10

Особенности социально-психологической реабилитации
детей-инвалидов, проживающих вне семьи 18

Заключение 23

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Ерохин.docx

— 69.48 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба по надзору  образования и науки

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российский Государственный  Социальный Университет»

Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Социальные основы реабилитации детей-инвалидов»:

на тему: Социальная реабилитация детей-инвалидов

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Поляница А.С.

Студентка V курса

 заочной формы  обучения

Специальность: специальная  психология

Проверил Ерохин Ю.С.

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение                                                                                                          3

Основное содержание и виды реабилитации инвалидов                     6

 

Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными    возможностями                10

 

Особенности социально-психологической  реабилитации

детей-инвалидов, проживающих вне семьи         18

 

Заключение            23

 

Литература                                                                                                   25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.

По данным ООН, в мире насчитывается  примерно 450 миллионов человек с

нарушениями психического и  физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей  с ограниченными возможностями).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается  тенденция роста

числа детей-инвалидов. В  России частота детской инвалидности за последнее

десятилетие увеличилась  в два раза.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете  свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких  детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции.

Ежегодно в стране рождается  около 30 тысяч детей с врожденными

наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность у детей  означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена  нарушениями в развитии, затруднениями  в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными  навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть

специальные программы, специальные  центры по реабилитации, специальные  учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящее время процесс  социальной реабилитации является предметом

исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,

философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты  вскрывают различные аспекты  этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Социальная политика в  России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня  на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается  как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его  социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание  своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и  методику работы с инвалидом,

которая имеет патерналистский  характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция

ребенка с ограниченными  возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных  ориентаций.

Стремясь изменить эту  негативную традицию, мы используем понятие "человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает  всю полноту проблем той категории  взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит  видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо  большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Такая мысль в корне  меняет подход к триаде "ребенок - общество -

государство". Суть этого  изменения состоит в следующем:

- главная проблема ребенка  с ограниченными возможностями  заключается

 в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды,

общественного транспорта, социальных служб.

- ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен  и талантлив, как и его сверстник,  не имеющий проблем со здоровьем,  но обнаружить свои

дарования, развить их, приносить  с их помощью пользу обществу ему  мешает неравенство возможностей;

- ребенок - не пассивный  объект социальной помощи, а развивающийся  человек, который имеет право  на удовлетворение разносторонних  социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

- государство призвано  не просто предоставить ребенку,  имеющему инвалидность, определенные  льготы и привилегии, оно должно  пойти навстречу его социальным  потребностям и создать систему  социальных

служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Цель данной работы –  охарактеризовать социальную реабилитацию детей-

инвалидов, ее значение и  современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение  следующих задач:

- описать сущность понятий  инвалидность и

реабилитация, виды реабилитации;

- рассмотреть современные  направления и основные

методы социальной реабилитации детей-инвалидов.

Цель исследования: анализ особенностей деятельности социального работника с детьми-инвалидами

Объект исследования: деятельность социального работника

Предмет исследования: особенности деятельности социального работника с детьми-инвалидами

Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

- охарактеризовать детей-инвалидов  как объект деятельности социального  работника;

- изучить нормативно-правовую  базу, формы и методы деятельности  социального работника с детьми-инвалидами;

- Раскрыть особенности  деятельности социального работника  с детьми-инвалидами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание и виды реабилитации инвалидов

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид — это  любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской  Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения  в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными  барьерами, которые не позволяют  человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и  принимать участие в жизни  семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены  общества. 

Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель

которых — быстрейшее и  наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

     Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное

восстановление или компенсацию  той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания. Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено

законодательствами о здравоохранении и труде. Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его

медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или  трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания — для этого применяются все виды необходимого лечения — хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.

Заболевший либо получивший травму, увечье ребенок, ставший  инвалидом,

получает не только лечение  — органы здравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования,  принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.

Все другие формы реабилитации — психологическая, педагогическая, социально- экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с медицинской.

     Психологическая форма реабилитации — это воздействие на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл

лечебно-восстановительных  мероприятий.

     Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им

видам деятельности, создать  уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

     Социально-экономическая реабилитация — это целый комплекс мероприятий:

обеспечение больного или  инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат ,

назначения пенсии и т.п.

     Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает

обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

В реабилитационных центрах  широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.

Большую роль трудовая терапия  играет при заболеваниях и травмах  костно-

суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов).

Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.

Информация о работе Социальная реабилитация детей-инвалидов