Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Введение 3
Основное содержание и виды реабилитации инвалидов 6
Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 10
Особенности социально-психологической реабилитации
детей-инвалидов, проживающих вне семьи 18
Заключение 23
Литература
В силу опыта, образования и тренинга специалист по социальной реабилитации при установлении партнерства с родителями детей-инвалидов должен:
• избегать униформности и приветствовать разнообразие, слушать, наблюдать и достигать договоренности;
• спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные отношения с родителями;
• давать необходимые объяснения;
• не предпринимать ничего в одиночку.
Можно наметить, пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей — напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника. Рассмотрим эти тактики.
1. Непосредственная работа с конкретной семьей
• Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:
- обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома,
подъезда, квартиры;
- старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими
детьми и взрослыми членами семьи;
-
интервьюирует родителей о
-
интересуется внешкольными
школьного возраста);
- отвечает на вопросы родителей;
- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают
и развивают его;
-
демонстрирует стратегии
-
снимает на видеопленку
анализирует результаты;
- демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
• Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например,
присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);
Социальный работник: организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);
предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды
специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.
самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;
организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом
выполнения реабилитационного плана;
предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или
оценивания;
передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их
ребенка и хранятся в папке;
приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
организует для родителей встречу со студентами- практикантами или
сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.
2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее:
-
запись информации и
специальном дневнике (например, каждую неделю);
-
анализ записей в домашнем
дневнике наблюдений при
специалистом;
-
представление в отчетах (
реабилитации;
-
письменные извещения,
социальным работником с участием других специалистов;
- контакты по телефону;
- выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по
рекомендации специалиста;
-
выдача родителям на дом
-
заполнение родителями
способностей ребенка;
- проведение родителями на дому игр и занятий;
-
занятия в выходные дни,
отдыха;
-
предоставление родителям
папки материалов, касающихся их ребенка;
-
выдача родителям на дом
реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;
- перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
3. Непосредственная работа с группой родителей предусматривает следующее:
- встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате
для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
-
выступление на встрече
-
организация семинара для
игры, последующие практические занятия на дому;
-
организация специального
-
показ слайдов или
цели и смысла;
- организация открытого урока или занятия со специалистом;
- открытый день или вечер в реабилитационном центре;
-
организация совместных
родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;
-
привлечение родителей к
-
помощь родителям в
зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.);
- интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
4. Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:
-
предоставление родителям
сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
-
рассылка информационного
в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
-
подготовка информационного
-
организация выставки книг или
игрового материала в
кабинете или Уголке для родителей;
-
подготовка письменных
готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
-
подготовка буклета,
оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
- выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных
фрагментов;
-
рассылка или передача
мнения родителей об услугах;
- подготовка видеопрограммы для родителей;
-
организация стенда или доски
объявлений в комнате, в
родители ожидают детей;
-
составление статей для
предоставление родителям вырезок из журналов и газет;
- подготовка учебного пособия или руководства для родителей.
5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:
- способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;
-
организовать посещение
ребенок, требующий реабилитационных услуг;
-
помочь организовать
-
участвовать в регулярных
специальном месте;
- привлекать отцов к починке или наладке оборудования;
- добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или
советах школ и реабилитационных центров;
-
добиваться того, чтобы родители
защищали свои права, были вовлечены в
работу общественных организации, оказывающих
влияние на развитие законодательства
и порядка предоставления услуг, на принятие
решений психолого-медико-
- помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия
для детей.
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи.
Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.
Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:
работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один
куратор, координирующий действия остальных;
обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев:
организация консилиума, группы
поддержки для самих
использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для
подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.
Существуют шесть компонентом успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:
• регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель);
• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
• использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи,
родственников;
• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о
ребенке, но и обо всей семье);
• организация групп поддержки,
в которых обсуждаются
(обычно в такую группу
входят разные специалисты;
психолог, педагог, психотерапевт).
Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
Особенности социально-психологической реабилитации
детей-инвалидов, проживающих вне семьи
Рассматривая особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению.
Под социальной реабилитацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой – либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности. Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.
Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет развиваться и воспитываться в социальной среде, в полноценном обществе людей.
Существует два подхода к пониманию сущности социальной реабилитации,
различающиеся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социальной реабилитации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочные семьи, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социальной реабилитации.
Другой подход связан с тем, что ребенок-инвалид становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социальной
реабилитации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.