Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:43, реферат
Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.
На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя:
- совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);
- общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);
- переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.
Итак, социальные институты - специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения признания и одобрения. Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. Социальные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные и неофициальные, формальные и неформальные институты). Однако их внутренняя структура однотипна по составу исходных элементов:
- любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков объектов социальной регуляции, которые определяются объективным положением индивида в системе общественных отношений и фиксируется в социальном статусе.
- социальный статус
проявляется в динамической
- взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована, благодаря наличию норм.
В процессе нормального функционирования и развития
общества исключительно важную роль играет
социальный институт образования. Накопленные
трудом предшествующих поколений материальные
и духовные ценности, знания, опыт, традиции
должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание
достигнутого уровня культурного развития,
его дальнейшее совершенствование невозможны
без овладения культурным наследием прошлых
веков. Эта проблема решается в процессе
социализации индивидов, задачей которого
как раз и является приобщение человека
к нормам и ценностям культуры и превращение
его в полноправного члена общества. Существенным
компонентом процесса социализации индивидов
выступает образование - обучение человека
с целью передачи накопленных знаний и
культурных ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать
как относительно самостоятельную систему,
"функцией которой является систематическое
обучение и воспитание членов общества,
ориентированное на овладение определенным
знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными
ценностями, умениями, навыками, нормами
поведения, содержание которых определяется
социально-экономическим и политическим
строем общества, уровнем его материально-технического
развития
В социологии принято проводить различие
между формальным и неформальным образованием:
Термин "формальное образование"
подразумевает, во-первых, существование
в обществе специальных учреждений и организаций
(школы, училища, техникумы, вузы, институты
повышения квалификации и др.), осуществляющих
процесс обучения. Во-вторых, господствующая
в современном индустриальном обществе
система образования подчиняется определенному
официально предписанному образцу, как
бы "задающему" объем получаемых
знаний, научение определенным навыкам
и действиям, которые должны соответствовать:
а) нормативному канону личности (гражданина),
принятому в данном обществе и б) нормативным
требованиям исполнения распространенных
в данном обществе социальных ролей. Стало
быть функционирование системы формального
образования определяется господствующими
в обществе культурными стандартами, идеалами,
политическими установками, которые находят
свое воплощение в проводимой государством
политике в области образования.
В социологии объектом изучения выступает
прежде всего система формального образования,
отождествляемая с процессом образования
в целом, поскольку образовательным учреждениям
принадлежит в нем решающая роль. Что же
касается термина "неформальное образование",
то под ним понимается несистематизированное
обучение индивида знаниям и навыкам,
которые он стихийно осваивает в процессе
общения с окружающей социальной средой
(друзьями, сверстниками), или путем индивидуального
приобщения к культурным ценностям, усвоения
информации из газет, радио, телевидения
и т.д. Неформальное образование также
является важной составной частью социализации
индивида, помогает ему осваивать новые
социальные роли, способствует духовному
развитию, но по отношению к системе формального
образования в современном обществе оно
играет вспомогательную роль. Далее, говоря
о социологических проблемах образования,
мы будем иметь в виду прежде всего систему
формального образования.
2. эволюция системы образования
Для того, чтобы лучше понять роль и место
социального института образования в
современном индустриальном обществе,
специфику выполняемых им функций, следует
кратко рассмотреть эволюцию системы
образования.
В примитивных, первобытных обществах
образование являлось составной частью
социально-производственного процесса.
В те далекие времена не существовало
ни школ, ни учителей. В передаче культурного
наследия, опыта, знания, традиций участвовали
все члены общества. "В жизни подрастающего
поколения не существовало и особого периода
подготовки к усвоению социальных ролей
взрослых, ибо все необходимые знания,
навыки и способности приобретались и
развивались в ходе непосредственного
приобщения детей к практическим делам
племени1. Характерно, что приобщение детей к
трудовым действиям, обучение профессиональным
навыкам начиналось с 4—5 лет, а в подростковом
возрасте дети наравне со взрослыми участвовали
в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли
орудия труда, участвовали в приготовлении
пищи. Воспитанием и образованием мальчиков
занимались мужчины, а девочек - женщины.
Когда ребенок подрастал, он подвергался
особой церемонии "инициации", продолжающейся
несколько дней, в течение которых юноши
и девушки должны были продемонстрировать
и подтвердить свои способности и права
взрослых членов общества, участвуя в
состязаниях, танцах, обрядах и культовых
действиях.
В доиндустриальном обществе вместе с
расширением масштабов общественного
разделения труда, появлением государственной
власти и сословного неравенства начинается
обособление института образования. Специальную
подготовку и обучение с использованием
особой группы учителей получают дети
из богатых семей. Наглядным примером
первых формальных систем образования
могут служить школы в Древней Греции
и Древнем Риме, в которых платные учителя
обучали детей благородных сословий грамматике,
философии, музыке, спорту, красноречию,
основам юриспруденции, медицине и др.
Обучение детей из других сословий осуществлялось
в процессе ученичества, когда подростка
на определенный срок отдавали на учебу
в дом к торговцу, купцу, ремесленнику
и т.п. Работая в качестве подмастерья,
ученик овладевал профессиональными знаниями
и навыками, искусством торговли, ремесла
и др. Подавляющая часть населения - крестьянство
- обучала своих детей, передавая им знания
в ходе трудового сельскохозяйственного
процесса. Важная роль в воспитании детей
принадлежала семье.
В эпоху средневековья начинает складываться
более организованная система образования,
когда христианская церковь создает в
Европе сеть специальных учебных заведений
по подготовке лиц духовных званий и возникают
первые университеты - в Париже, Оксфорде
и других городах. Несколько позже культурно-образовательные
функции университетов расширились, в
них начинают обучать медицине и юриспруденции,
предпринимаются первые попытки научных
исследований в области физики, математики,
логики. Характерной особенностью системы
формального образования в доиндустриальном
обществе являлось то, что оно было доступно
ограниченному числу лиц выходцам
из богатых и престижных сословий.
Подлинная революция в системе образования
происходит в обществе индустриального
типа: образование перестает быть элитарным
и становится массовым, доступным для
широких слоев населения.
Такая радикальная трансформация института
образования была вызвана потребностями
экономики, научно-технического прогресса,
изменениями в культуре и образе жизни
людей. В XIX—XX вв. широкое распространение
получают средние и специальные школы,
растет число высших учебных заведений.
Неполное, а затем и полное среднее образование
становится необходимым условием получения
профессии в основных отраслях промышленности.
Особенно бурный рост системы образования
приходится на период после Второй мировой
войны, когда происходит техническое перевооружение
ведущих индустриальных стран и совершается
новый мощный скачок в развитии промышленности,
науки и техники.
Быстро растет сеть высших учебных заведений
- институтов, колледжей, университетов,
осуществляющих подготовку специалистов
высшей квалификации. Так, в бывшем СССР
насчитывалось около 1000 вузов, в которых
обучались около 5 млн. чел. и ежегодно
выпускалось около 800 тысяч специалистов
с высшим образованием. Наиболее впечатляющих
масштабов достигло развитие системы
высшего образования в США, где общее количество
студентов достигает 12,5 млн. чел., из них
8 млн. учатся в высшей школе, а 4,5 млн. -
в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное
специальное образование.
Не только массовость и общедоступность
характеризуют современную систему образования.
Кроме того, она отличается рядом качественно
новых свойств: если в доиндустриальном
обществе система образования была ориентирована,
главным образом, на сохранение и воспроизводство
культуры, опыта и знаний предшествующих
поколений, то в современном обществе
институт образования становится важнейшим
фактором культурного и социального изменения.
Вторую половину XX в. не случайно называют
эпохой культурной и образовательной
революции по той причине, что система
образования становится ключевым фактором
общественного прогресса. Во всех промышленно
развитых странах мира период 60-80-х годов
ознаменовался крупными реформами в системе
образования, задача которых заключалась
в повышении ее эффективности, упрочении
материально-технической базы на основе
новых информационных технологий и гуманизации
образовательного процесса. Наиболее
существенными особенностями современной
системы образования являются следующие
моменты: превращение ее в дифференцированную
многоступенчатую (начальное, среднее
и высшее образование) систему, позволяющую
человеку непрерывно улучшать и обновлять
полученные ранее знания и навыки) (здесь
важная роль отводится учреждениям, занятым
повышением квалификации и переподготовки
кадров). Также громадное воздействие
образования окаэывает на человеческую
личность. Оно является, по сути дела, основным
фактором ее социализации, духовного и
интеллектуального развития. Полученное
человеком образование в значительной
степени определяет возможности дальнейшей
карьеры, достигаемое социальное положение.
Социальный статус человека в современном
обществе в первую очередь определяется
престижем его профессии, который зависит
от полученного образования.
Подобно другим социальным институтам
институт образования призван обеспечивать
социальную стабильность и интеграцию
общества, а его функционирование связано
с удовлетворением двух типов взаимосвязанных
фундаментальных потребностей общества
- социализации его членов и подготовку
их к различным социальным ролям, занятию
определенных социальных позиций в обществе2. Функцию социализации
выполняет в обществе также и институт
семьи, но современная семья не в состоянии
обеспечить детей полным объемом знаний,
навыков, умений, так как большинство социальных
ролей во взрослом обществе требует систематического
и длительного обучения. Именно эту двойственную
задачу и призван решать институт образования,
организация которого характеризуется
непрерывностью и многоступенчатостью,
что позволяет осуществлять поэтапную
социализацию и обучение молодежи. Вместе
с тем круг задач, выполняемых институтом
образования в современном обществе, значительно
шире, наиболее важные из них с точки зрения
общества - подготовка индивидов к размещению
их по определенным социальным позициям
в социальной структуре общества, что
является одним из важнейших функциональных
требований любой социальной системы.
Эта задача решается не общеобразовательной
школой, а специальными учебными заведениями
- училищами, техникумами, институтами,
университетами и др.
3. функции института образования
в обществе
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые
в обществеинститутом образования. Их
достаточно много, и различные авторы
акцентируют внимание на разных сторонах
деятельности института образования.
4. Заключение В современном индустриальном обществе школа, в первую очередь высшая, не является в полной мере демократическим заведением. Некоторые социологи даже приписывают институту образования консервативные функции, поскольку он воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшую школу называют элитарной. Подобные факты нельзя отрицать. Однако при этом нужно помнить, что всеобщее равенство является утопией, и каждое общество имеет свой средний образовательный стандарт, соответствующий его объективным потребностям. В ряде высоко развитых индустриальных держав мира, таких как Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит за рамки обязательного среднего образования. Кроме того в ряде западных стран (Франция, Германия и др.) распространяется практика приема в вузы без вступительных экзаменов, что является достаточно убедительным свидетельством демократизации системы высшего образования. Аналогичные эксперименты начинают практиковаться и в нашей стране. В современном обществе более образованные социальные слои занимают более высокое положение в иерархии социального престижа. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа становится в прямую зависимость от уровня его образования. Таким образом образование является одним из важнейших символов социальной позиции и средством достижения успеха в обществе. Расширение масштабов образованности населения, совершенствование системы образования оказывают сильнейшее воздействие на социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной.
Список литературы
1 Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новоибирск, 1991. С.110, 111
2 Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 3. С. 51